программа по коррекции оптической дисграфии
методическая разработка по логопедии (4 класс) по теме
Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихся данной группы нарушены все компоненты речи, в программе запланирована работа не только по коррекции зрительного восприятия, как основного нарушения при оптической дисграфии, но и по развитию мелкой моторики, мышления, связной речи и закрепления материала, пройденного на уроках грамматики, праврписания и развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_korrekcii_opticheskoy_disgrafii.doc | 344.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СО «Колчеданская СКШИ» Программа по коррекции оптической дисграфии |
Пояснительная записка
Данная программа разработана для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида со слабой степенью умственной отсталости с целью коррекции оптической дисграфии.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы :
а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж
б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О
в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К
При оптической дисграфии работа ведется в следующих направлениях:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного и буквенного гнозиса).
- Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
- Формирование пространственного восприятия и представлений.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
- Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:
-ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить
по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);
-конструировать и реконструировать буквы из элементов (В. А. Ковшиков);
- ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
- проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Методы, используемые в работе:
Практические: тренировочные упражнения для развития голоса, дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики, игры, работа в тетради.
Наглядные: графические, символические, иллюстративные, натуральные.
Словесные: слово, рассказ логопеда, беседа. Фонетический, морфологический разбор.
Учащийся должен знать:
- название органов речи;
- принцип образования прямых и обратных слогов;
- графическое изображение каждого звука;
- что речь состоит из предложений, предложение из слов, слово из слогов, слоги из звуков;
- домашних и диких животных, детёнышей животных,
- посуду,
- мебель,
- одежду, обувь;
- насекомых,
- птиц;
- времена года, признаки и последовательность;
- дни недели;
- месяца;
- основные цвета;
Учащийся должен уметь:
- придавать органам речи, требующую артикуляционную позу при произношении;
- обозначать звук буквой, составлять из букв слоги, односложные, двусложные слова;
- выделять в слове звуки, определять место звука в слове;
- делать звуко-буквенный анализ;
- делить слово на слоги и определять количество слогов в слове;
- использовать в речи отработанную лексику;
- читать слоги, односложные, двусложные слова;
- различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- образовывать качественные и относит. прилагательные;
- обобщать и классифицировать предметы;
- согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе;
- образовывать и различать глаголы ед. и мн. числа;
- образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;
- составлять простые предложения с опорой на картинку, серию картинок, опорные слова;
- образовывать наречия (с помощью педагога);
- распределять предметы по величине;
- образовывать мн. число существительных;
- образовывать родственные слова, слова с уменьшительно- ласкательным значением.
- писать односложные и двусложные слова под диктовку.
Программа рассчитана на 62 часа (2 занятия в неделю)
Методы, используемые в работе:
Практические: тренировочные упражнения для развития голоса, дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики, игры, работа в тетради.
Наглядные: графические, символические, иллюстративные, натуральные.
Словесные: слово, рассказ логопеда, беседа. Фонетический, морфологический разбор.
Учащийся должен знать:
- название органов речи;
- принцип образования прямых и обратных слогов;
- графическое изображение каждого звука;
- что речь состоит из предложений, предложение из слов, слово из слогов, слоги из звуков;
- домашних и диких животных, детёнышей животных,
- посуду,
- мебель,
- одежду, обувь;
- насекомых,
- птиц;
- времена года, признаки и последовательность;
- дни недели;
- месяца;
- основные цвета;
Учащийся должен уметь:
- придавать органам речи, требующую артикуляционную позу при произношении;
- обозначать звук буквой, составлять из букв слоги, односложные, двусложные слова;
- выделять в слове звуки, определять место звука в слове;
- делать звуко-буквенный анализ;
- делить слово на слоги и определять количество слогов в слове;
- использовать в речи отработанную лексику;
- читать слоги, односложные, двусложные слова;
- различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- образовывать качественные и относит. прилагательные;
- обобщать и классифицировать предметы;
- согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе;
- образовывать и различать глаголы ед. и мн. числа;
- образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;
- составлять простые предложения с опорой на картинку, серию картинок, опорные слова;
- образовывать наречия (с помощью педагога);
- распределять предметы по величине;
- образовывать мн. число существительных;
- образовывать родственные слова, слова с уменьшительно- ласкательным значением.
- писать односложные и двусложные слова под диктовку.
Программа рассчитана на 62 часа
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ ,
ИМЕЮЩИХ ОПТИЧЕСКУЮ ДИСГРАФИЮ
Заня тие | Темы и содержание коррекционной работы | Грамматические и лексические темы, используе мые на занятиях | Развитие неречевых процессов |
Звук и буква А. Понятие слога. Деление слова на слоги | Цветы. Образование прилагательных уменьшительно- ласкательного значения. | Развитие восприятия цвета. | |
Звук и буква О. Деление слов на слоги, определение ударной гласной. | Овощи и фрукты. Образование относительных и качественных прилагательных. | Развитие восприятия величины и размера. | |
Фонематическая и зрительная дифферен-циа ция гласных звуков [а — о] в слогах и словах | Школьные принадлежности. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | «Сложи картинку» | |
Звук и буква И. Понятие слога. Деление слова на слоги | Осень. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. | Реконструирование букв | |
Звук и буква У. Работа над слого-звуковым составом слова | Животные. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов | Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание | |
Фонематическая и зрительная диффе-ренциа ция гласных звуков [и — у] в слогах и словах | Игрушки. Местоимения МОЙ, МОЯ, МОИ | Развитие запоминания формы предметов. | |
Звук и буква П. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв равно количеству звуков. | Семья. Образование и различение глаголов ед. и мн. числа. | Развитие двигательной памяти. (выполнение слож. слов. инструкции) | |
Звук и буква Т. Работа над слого-звуковым составом слова. | Зоопарк. Побор синонимов, антонимов. | Графический диктант | |
Фонематическая и зрительная дифференциа ция гласных звуков [т — п] в слогах и словах. | Посуда. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | Развитие двига тельной памяти на физкультминутке | |
Звук и буква Б. Работа над слого-звуковым составом слова | Насекомые. Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе | Развитие мышле ния. Построение во просов | |
Звук и буква Д. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Рыбы, птицы. Образование глаголов с помощью приставок | Узнавание предмета по контур-ному изо бражению и деталям рисунка. Упражне ние «Состав-лений узоров из геометри ческих фигур» | |
Фонематическая и зрительная диффе-ренциа ция гласных звуков [б — д] в слогах и словах. | Деревня. Подбор определений к существительным. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (диф ференциация не речевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу). | |
Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Белка, дятел. Составление предложений с опорой на картинки. | Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Раз ноцветные точки» | |
Звук и буква В. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Животные леса. Местоимения ОН, ОНА. | Выполнение уп ражнений на усвое ние пространствен ных отношений (предлоги «на», «над», «под», «за»). Упражнение «Ко пирование точек» | |
. Развитие зрительной дифференциации строчных [ в—б ] в слогах и словах. | Домашние животные. Образование наречий. (больше- меньше, толще, тоньше, выше – ниже) | Узнавание предмета по контурному изо бражению и деталям рисунка. Упражнение «Состав ление фигуры из раз розненных деталей» | |
Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Профессии. Составление словосочетаний и предложений с местоимениями МОЙ, МОЯ. | Узнавание пред мета по контурно му изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» | |
Звук и буква Х. Работа над слого-звуковым составом слова | Посуда. Образование качественных и относительных прилагательных | На фоне контурных изображений найти "спрятавшиеся" буквы | |
Звук и буква Ж. Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи. | Детёныши животных. . Образование однокоренных слов. | ориентировка в окружающем пространстве «Найди игрушку» | |
Фонематическая и зрительная дифференциа ция [ х—ж ] в слогах и словах. | Понимание определений и умение давать определение предмету. | Усиление концен трации слухового внимания | |
Звук и буква Ш. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Домашние птицы. Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. | Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности. | |
Звук и буква Щ. Работа над слого-звуковым составом слова | Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | Запомнить буквы, цифры (3—5), а затем выбрать их среди других (8—10). | |
. Фонематическая дифференциа ция [ ш—щ ] в слогах и словах. | Игрушки. Подбор определений к существительным. | Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности. | |
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ ш—щ ] в слогах и словах. | Насекомые. Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. | Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. | |
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [ ш—щ ] в слогах и словах. | Детёныши животных Составление предложений с союзом А (У кошки котёнок, а у собаки щенок) | «Что изменилось?» | |
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [ш —щ ] в предложениях и текстах. | Транспорт. Образование глаголов в ед. и мн. числе. | Выполнение упраж нений на усвоение пространственных от ношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). | |
Звук и буква Ц. Работа над слого-звуковым составом слова | Домашние животные Образование качественных и относительных прилагательных | Графический диктант | |
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ и— ц] в слогах и словах. | Птицы. Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе | Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение« " парные ассоциации слов» | |
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ и—ц ] в предложениях и текстах. | Одежда. Обувь. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | «Допиши буквы» | |
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [ и—ц ] в предложениях и текстах. | Деревья. Кусты. Образование наречий (шире- уже, выше- ниже, больше- меньше) | Дополнение рисунка. | |
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ и— ш] в слогах и словах. | Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов. | Развитие мышления.« 4- лишний» | |
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ и—ш ] в предложениях и текстах. | Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. | Развитие мышления. Коррек-ционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся, кто нарисован» | |
Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв [ и—ш ] в предложениях и текстах. | Овощи. Фрукты. Ягоды. Образование качественных и относительных прилагательных. | Дорисовывание симметричных изображений. | |
Звук и буква Л. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв равно количеству звуков | Понятие «предметы» Существительные ед. и мн. числа. | Распределение предметов по величине. | |
Звук и буква М. Работа над слого-звуковым составом слова | Понимание поговорок, пословиц. | Коррекционные упражнения, на правленные на развитие образно го мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» | |
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [л — м] в слогах и словах. | Составление предложений по картке. | Развитие произвольности. «Найди 10 отличий» | |
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [л — м] в слогах и словах. | Транспорт. Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе | Упражнения, на правленные на развитие абстрактнологического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавли вать связи между понятиями» - «Сравни предметы» (волки и собака) | |
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [л — м] в предложениях и текстах. | «Колобок». Образование качественных и относительных прилагательных | Формирование приёмов самоконтроля «Сделай так же» | |
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [л — м] в предложениях и текстах. | Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | Формирование умения планировать свои действия. | |
Звук Э и буква Е. Звукобуквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков. | Подбор синонимов к словам. | Подбор одинаковых полосок. | |
Звук и буква З. Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи. | Образование глаголов прош. и настоящего времени (по вопросу) | Подбор картинок к определённому цветовому фону. | |
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Е — З] в слогах и словах. | Образование наречий. | Игра «Угадай, что это?» | |
Звукобуквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков | Звери и птицы. Подбор антонимов по типу сравнения (орёл большой, а воробей маленький). | Конструирование из «Лего» | |
Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Подбор определений к существительным | «Допиши незаконченные буквы» | |
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Е — З] в предложениях и текстах. | Согласование существительных и глаголов.. | Упражнение , направленное на способность устанавливать связи между элементами материала «Найди пару» | |
Звук и буква Ч. Работа над слого-звуковым составом слова | Развитие словаря. Составление предложений по серии сюж. картинок.. | «Распредели предметы по величине» | |
Развитие зрительной дифференциации заглавных [У — Ч] в слогах и словах. | Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. | Формирование пространственного восприятия. (левые и правые части предмета) | |
Развитие зрительной дифференциации заглавных [У — Ч] в предложениях и текстах. | Обогащение, закрепление и активизация словаря: именами существительными. | Ориентировка в окружающем пространстве «Найди игрушку» | |
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [у — д] в слогах и словах. | Обогащение, закрепление и активизация словаря: глаголами. | Формирование приемов самокон троля. Упражнение «Сделай так же» | |
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [у — д] в предложениях и текстах. | Обогащение, закрепление и активизация словаря: наречиями. | Развитие восприятия цвета «Раскрась картинку» | |
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [з — д] в слогах и словах. | Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов | Расширение объёма зрит. памяти «Какие буквы спрятались» | |
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [з — д] в предложениях и текстах. | Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. Обогащение, закрепление и активизация словаря наречиями. | Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку. «Что находится справа» | |
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [л — и] в слогах и словах. | Загадки. Нахождение слов- предметов. | «Сложи фигуру» (из палочек) | |
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [л — и] в предложениях и текстах. | Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе | Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками. | |
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Л — И] в слогах и словах. | Времена года. Подбор определений к существительным. | Выполнение тестов Равена. | |
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Л — И] в предложениях и текстах. | Семья. Образование качественных и относительных прилагательных | Конструирование фигур из спичек, палочек | |
Звук и буква Р. Слоговой анализ и син теза на материале слов различной слоговой структуры. | Дни недели. Заучивание последовательности. | Конструирование из кубиков, «Лего» | |
Звук и буква Г. | Образование и употребление глаголов буд. времени по вопросу. | «Сложи картинку» | |
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Р — Г] в предложениях и текстах. | Изменение существительных по числам. | Узнавание предмета по контур-ному изо бражению и деталям рисунка. Игра «Что это?» | |
Звук и буква Н. Работа над слого-звуковым составом слова | Изменение сущ. по родам. Местоимения ОН, ОНА, ОНО. | Назвать предметы по их контурам | |
Звук и буква К. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков. | Обобщение и классификация предметов. | Назвать недорисованные предметы | |
Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв [ н—к ] в слогах и словах. | Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. | Назвать перечеркнутые изображения | |
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ м—ш ] в слогах и словах. | Месяцы. Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий). | Определить, что неправильно нарисовал художник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".
Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...
Развивающие игры при коррекции оптической дисграфии
Собраны игры которые будут способствовать исправлению оптической дисграфии. Игры на развитие зрительного восприятия, буквенного гнозиса, пространственного восприятия, тактильных ощущений и др....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Начало обучения в школе часто сопровождается затруднениями самого разного характера. «Зеркальное письмо - одно из...
Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...
Коррекция оптической дисграфии у обучающихся по программе VIII-го вида
Нарушение устной и письменной речи у детей с ОВЗ носит системный характер. Эти дети нуждаются в специальной коррекционно-развивающей программею, которая включает в себя коррекцию оптической дисграфии....
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»
Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....
Рабочая программа учителя-логопеда: «Коррекция оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста»
Программа предназначена для работы с детьми при оптической форме дисграфии. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образ...
Комментарии
программа по коррекции оптической дисграфии