программа по коррекции оптической дисграфии
методическая разработка по логопедии (4 класс) по теме

Бабкина Ольга Александровна

Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихся данной группы нарушены все компоненты речи, в программе запланирована работа не только по коррекции зрительного восприятия, как основного нарушения при оптической дисграфии, но и  по развитию мелкой моторики, мышления, связной речи и закрепления материала, пройденного на уроках грамматики, праврписания и развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_korrekcii_opticheskoy_disgrafii.doc344.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СО «Колчеданская СКШИ»

Программа

по коррекции оптической дисграфии

Пояснительная записка

Данная программа разработана для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида со слабой степенью умственной отсталости с целью коррекции оптической дисграфии.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов.  Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы :

а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж

б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О

в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К

 

При оптической дисграфии работа ведется в следующих направлениях:

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного и буквенного гнозиса).
  2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
  3. Формирование пространственного восприятия и представлений.
  4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
  5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
  6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

-ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить

по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

-конструировать и реконструировать буквы из элементов (В. А. Ковшиков);

- ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

- проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Методы, используемые в работе:

Практические: тренировочные упражнения для развития голоса, дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики, игры, работа в тетради.

Наглядные: графические, символические, иллюстративные, натуральные.

Словесные: слово, рассказ логопеда, беседа. Фонетический, морфологический разбор.

Учащийся должен  знать:

- название органов речи;

- принцип образования прямых и обратных слогов;

- графическое изображение каждого звука;

- что речь состоит из предложений, предложение из слов, слово из  слогов, слоги из звуков;

- домашних и диких животных, детёнышей животных,

- посуду,

- мебель,

- одежду, обувь;

- насекомых,

- птиц;

- времена года, признаки и последовательность;

- дни недели;

- месяца;

- основные цвета;

Учащийся должен уметь:

- придавать органам речи, требующую артикуляционную позу при произношении;

- обозначать звук буквой, составлять из букв слоги, односложные, двусложные слова;

 - выделять в слове звуки, определять место звука в слове;

- делать звуко-буквенный анализ;

- делить слово на слоги и определять количество слогов в слове;

- использовать в речи отработанную лексику;

- читать слоги, односложные, двусложные слова;

- различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

- образовывать качественные и относит. прилагательные;

- обобщать и классифицировать предметы;

- согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе;

- образовывать и различать глаголы ед. и мн. числа;

- образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;

- составлять простые предложения с  опорой на картинку, серию картинок, опорные слова;

- образовывать наречия (с помощью педагога);

- распределять предметы по величине;

- образовывать мн. число существительных;

- образовывать родственные слова, слова с уменьшительно- ласкательным значением.

- писать односложные и двусложные слова под диктовку.

Программа рассчитана на 62 часа (2 занятия в неделю)

           

Методы, используемые в работе:

Практические: тренировочные упражнения для развития голоса, дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики, игры, работа в тетради.

Наглядные: графические, символические, иллюстративные, натуральные.

Словесные: слово, рассказ логопеда, беседа. Фонетический, морфологический разбор.

Учащийся должен  знать:

- название органов речи;

- принцип образования прямых и обратных слогов;

- графическое изображение каждого звука;

- что речь состоит из предложений, предложение из слов, слово из  слогов, слоги из звуков;

- домашних и диких животных, детёнышей животных,

- посуду,

- мебель,

- одежду, обувь;

- насекомых,

- птиц;

- времена года, признаки и последовательность;

- дни недели;

- месяца;

- основные цвета;

Учащийся должен уметь:

- придавать органам речи, требующую артикуляционную позу при произношении;

- обозначать звук буквой, составлять из букв слоги, односложные, двусложные слова;

 - выделять в слове звуки, определять место звука в слове;

- делать звуко-буквенный анализ;

- делить слово на слоги и определять количество слогов в слове;

- использовать в речи отработанную лексику;

- читать слоги, односложные, двусложные слова;

- различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

- образовывать качественные и относит. прилагательные;

- обобщать и классифицировать предметы;

- согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе;

- образовывать и различать глаголы ед. и мн. числа;

- образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;

- составлять простые предложения с  опорой на картинку, серию картинок, опорные слова;

- образовывать наречия (с помощью педагога);

- распределять предметы по величине;

- образовывать мн. число существительных;

- образовывать родственные слова, слова с уменьшительно- ласкательным значением.

- писать односложные и двусложные слова под диктовку.

Программа рассчитана на 62 часа


ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ ,

ИМЕЮЩИХ ОПТИЧЕСКУЮ ДИСГРАФИЮ

Заня тие

Темы и содержание

коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используе мые на занятиях

Развитие неречевых процессов

Звук и буква  А. Понятие слога. Деление слова

на слоги

Цветы.

Образование прилагательных уменьшительно- ласкательного значения.

Развитие восприятия цвета.

Звук и буква О. Деление слов на слоги, определение ударной гласной.

Овощи и фрукты.

Образование относительных и качественных прилагательных.

Развитие восприятия величины и размера.

Фонематическая и зрительная дифферен-циа ция гласных звуков [а — о] в слогах и словах

Школьные принадлежности.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

«Сложи картинку»

Звук и буква  И. Понятие слога. Деление слова на слоги

Осень. 

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Реконструирование букв

Звук и буква У. Работа над слого-звуковым составом слова

Животные.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов

Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание

Фонематическая и зрительная диффе-ренциа ция гласных звуков [и — у] в слогах и словах

Игрушки.

Местоимения МОЙ, МОЯ, МОИ

Развитие запоминания формы предметов.

Звук и буква  П. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв равно количеству звуков.

Семья.

Образование и различение глаголов ед. и мн. числа.

Развитие двигательной памяти. (выполнение слож. слов. инструкции)

Звук и буква  Т. Работа над слого-звуковым составом слова.

Зоопарк.

Побор синонимов, антонимов.

Графический диктант

Фонематическая  и зрительная  дифференциа ция гласных звуков [т — п] в слогах и словах.

Посуда. 

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Развитие двига тельной памяти на физкультминутке

Звук и буква  Б. Работа над слого-звуковым составом слова

Насекомые.

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе

Развитие мышле ния. Построение во просов

Звук и буква  Д. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Рыбы, птицы.

Образование глаголов с помощью приставок

Узнавание предмета по контур-ному изо бражению и деталям рисунка. Упражне ние «Состав-лений узоров из геометри ческих фигур»

Фонематическая и зрительная диффе-ренциа ция гласных звуков [б — д] в слогах и словах.

Деревня. 

Подбор определений к существительным.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (диф ференциация не речевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Белка, дятел.

Составление предложений с опорой на картинки.

Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Раз ноцветные точки»

Звук и буква  В. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Животные леса.

Местоимения ОН, ОНА.

Выполнение уп ражнений на усвое ние пространствен ных отношений (предлоги «на», «над», «под», «за»). Упражнение «Ко пирование точек»

. Развитие зрительной дифференциации строчных [ в—б ] в слогах и словах.

Домашние животные.

Образование наречий. (больше- меньше, толще, тоньше, выше – ниже)

Узнавание предмета по контурному изо бражению и деталям рисунка. Упражнение «Состав ление фигуры из раз розненных деталей»

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Профессии.

Составление словосочетаний и предложений с местоимениями МОЙ, МОЯ.

Узнавание пред мета по контурно му изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»

Звук и буква Х. Работа над слого-звуковым составом слова

Посуда.

Образование качественных и относительных прилагательных

На фоне контурных изображений найти "спрятавшиеся" буквы

Звук и буква Ж. Активизация словарного запаса,          восполнение пробелов в области    лексико-грамматического строя речи.

Детёныши животных.

. Образование однокоренных слов.

ориентировка в окружающем пространстве «Найди игрушку»

Фонематическая и зрительная  дифференциа ция  [ х—ж ] в слогах и словах.

Понимание определений и умение давать определение предмету.

Усиление концен трации слухового внимания

Звук и буква Ш. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Домашние птицы.

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.

Звук и буква Щ. Работа над слого-звуковым составом слова

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Запомнить буквы, цифры (3—5), а затем выбрать их среди других (8—10).

. Фонематическая дифференциа ция

 [ ш—щ ] в слогах и словах.

Игрушки.

Подбор определений к существительным.

Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.

Развитие зрительной дифференциации строчных букв  [ ш—щ ] в слогах и словах.

Насекомые.

Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.

Развитие зрительной дифференциации    заглавных букв

[ ш—щ ] в слогах и словах.

Детёныши животных

Составление предложений с союзом А (У кошки котёнок, а у собаки щенок)

«Что изменилось?»

Развитие зрительной дифференциации  заглавных букв [ш —щ ] в предложениях и текстах.

Транспорт.

Образование глаголов в ед. и мн. числе.

Выполнение упраж нений на усвоение пространственных от ношений («на», «над», «под», «за» и т.д.).

Звук и буква  Ц. Работа над слого-звуковым составом слова

Домашние животные

Образование качественных и относительных прилагательных

Графический диктант

Развитие зрительной дифференциации   строчных букв [ и— ц] в слогах и словах.

Птицы.

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение« " парные ассоциации слов»

Развитие зрительной дифференциации   строчных букв

 [ и—ц ] в предложениях и текстах.

Одежда. Обувь.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

«Допиши буквы»

Развитие зрительной дифференциации    заглавных букв

[ и—ц ] в предложениях и текстах.

Деревья. Кусты.

Образование наречий (шире- уже, выше- ниже, больше- меньше)

Дополнение рисунка.

Развитие зрительной дифференциации   строчных букв

[ и— ш] в слогах и словах.

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.

Развитие мышления.« 4- лишний»

Развитие зрительной дифференциации   строчных букв

[ и—ш ] в предложениях и текстах.

Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

Развитие мышления. Коррек-ционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся,

кто нарисован»

Развитие зрительной дифференциации   строчных и заглавных букв [ и—ш ] в предложениях и текстах.

Овощи. Фрукты. Ягоды.

Образование качественных и относительных прилагательных.

Дорисовывание симметричных изображений.

Звук и буква  Л. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв равно количеству звуков

Понятие «предметы»

Существительные ед. и мн. числа.

Распределение предметов по величине.

Звук и буква  М. Работа над слого-звуковым составом слова

Понимание поговорок, пословиц.

Коррекционные упражнения, на правленные на развитие образно го мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

 [л — м] в слогах и словах.

Составление предложений по картке.

Развитие произвольности. «Найди 10 отличий»

Развитие зрительной дифференциации    заглавных букв

[л — м] в слогах и словах.

Транспорт.

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе

Упражнения, на правленные на развитие абстрактнологического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавли вать связи между понятиями» - «Сравни предметы» (волки и собака)

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

 [л — м] в предложениях и текстах.

«Колобок».

Образование качественных и относительных прилагательных

Формирование приёмов самоконтроля «Сделай так же»

Развитие зрительной дифференциации    заглавных букв [л — м] в предложениях и текстах.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Формирование умения планировать свои действия.

Звук Э и буква  Е. Звукобуквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков.

Подбор синонимов к словам.

Подбор одинаковых полосок.

Звук и буква  З. Активизация словарного запаса,          восполнение пробелов в области    лексико-грамматического строя речи.

Образование глаголов прош. и настоящего времени (по вопросу)

Подбор картинок к определённому цветовому фону.

Развитие зрительной дифференциации    заглавных букв

[Е — З] в слогах и словах.

Образование наречий.

Игра «Угадай, что это?»

Звукобуквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков

Звери и птицы.

Подбор антонимов по типу сравнения (орёл большой, а воробей маленький).

Конструирование из «Лего»

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Подбор определений к существительным

«Допиши незаконченные буквы»

Развитие зрительной дифференциации  заглавных букв [Е — З] в предложениях и текстах.

Согласование существительных и глаголов..

Упражнение , направленное на способность  устанавливать связи между элементами материала «Найди пару»

Звук и буква  Ч. Работа над слого-звуковым составом слова

Развитие словаря. Составление предложений по серии сюж. картинок..

«Распредели предметы по величине»

Развитие зрительной дифференциации    заглавных

[У — Ч] в слогах и словах.

Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами.

Формирование пространственного восприятия. (левые и правые части предмета)

Развитие зрительной дифференциации    заглавных

[У — Ч] в предложениях и текстах.

Обогащение, закрепление и активизация словаря: именами существительными.

Ориентировка в окружающем пространстве «Найди игрушку»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

 [у — д] в слогах и словах.

Обогащение, закрепление и активизация словаря: глаголами.

Формирование приемов самокон троля.

Упражнение «Сделай так же»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[у — д] в предложениях и текстах.

Обогащение, закрепление и активизация словаря: наречиями.

Развитие восприятия цвета «Раскрась картинку»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

 [з — д] в слогах и словах.

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов

Расширение объёма зрит. памяти «Какие буквы спрятались»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

 [з — д] в предложениях и текстах.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. Обогащение, закрепление и активизация словаря наречиями.

Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку. «Что находится справа»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[л — и] в слогах и словах.

Загадки.

Нахождение слов- предметов.

«Сложи фигуру» (из палочек)

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[л — и] в предложениях и текстах.

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе

Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками.

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[Л — И] в слогах и словах.

Времена года.

Подбор определений к существительным.

Выполнение тестов Равена.

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[Л — И]  в предложениях и текстах.

Семья.

Образование качественных и относительных прилагательных

Конструирование фигур из спичек, палочек

Звук и буква  Р. Слоговой анализ и син теза на материале слов различной слоговой структуры.

Дни недели.

Заучивание последовательности.

Конструирование из кубиков, «Лего»

Звук и буква Г.

Образование и употребление глаголов буд. времени по вопросу.

«Сложи картинку»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

 [Р — Г] в предложениях и текстах.

Изменение существительных по числам.

Узнавание предмета по контур-ному изо бражению и деталям рисунка. Игра «Что это?»

Звук и буква  Н. Работа над слого-звуковым составом слова

Изменение сущ. по родам. Местоимения ОН, ОНА, ОНО.

Назвать предметы по их контурам

Звук и буква К. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков.

Обобщение и классификация предметов.

Назвать недорисованные предметы

Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв  [ н—к ] в слогах и словах.

Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

Назвать перечеркнутые изображения

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[ м—ш ] в слогах и словах.

Месяцы.

Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий).

Определить, что неправильно нарисовал художник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".

Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...

Развивающие игры при коррекции оптической дисграфии

Собраны игры которые будут способствовать исправлению оптической дисграфии. Игры на развитие зрительного восприятия, буквенного гнозиса, пространственного восприятия, тактильных ощущений и др....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Начало  обучения  в  школе  часто  сопровождается  затруднениями  самого  разного  характера.  «Зеркальное  письмо  -  одно  из...

Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

 При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...

Коррекция оптической дисграфии у обучающихся по программе VIII-го вида

Нарушение устной и письменной речи у детей с ОВЗ носит системный характер. Эти дети нуждаются в специальной коррекционно-развивающей программею, которая включает в себя коррекцию оптической дисграфии....

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»

Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....

Рабочая программа учителя-логопеда: «Коррекция оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста»

        Программа предназначена для работы с детьми при оптической форме дисграфии. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образ...


 

Комментарии

Галяутдинова Зульфия Абузаровна

Спасибо за ваш труд. Очень хороший и нужный материал.