Коррекционно - развивающая программа "развитие психомоторики и сенсорных процессов"
рабочая программа по логопедии
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ивасенко Анатолия Антоновича»
Рабочая программа
2023 – 2024 учебный год
коррекционно-развивающих занятий по дефектологии
"Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
5 класс
Учитель-логопед Поддубнова Алина Петровна
Учебно – методический комплекс:
Психодиагностика, коррекция и развитие личности./ Н.И. Шевандарин.- М., 2001
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. акатов.- М., 2003
Нарушения чтения и пути их коррекции./ Р.И. Лалаева.- СПб., 1998
Программа | Факт | Доп.часы | ||||||||||
1 четверть | Количество недель | 8 | Количество часов | 8 | ||||||||
2 четверть | Количество недель | 8 | Количество часов | 8 | ||||||||
3 четверть | Количество недель | 11 | Количество часов | 11 | ||||||||
4 четверть | Количество недель | 7 | Количество часов | 7 | ||||||||
год | Количество недель | 34 | Количество часов | 34 | ||||||||
Пояснительная записка.
Актуальность. В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
У детей с ЗПР нарушение письменной речи обусловлено нарушением устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко).
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
- низкий уровень познавательной активности;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации;
- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
- недостаточная сформированность умственных операций;
- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.
Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.
Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
- морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
- синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;
смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме. Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку. Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-8-ых классов с ЗПР.
Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником - логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил. Новая технология включает в себя использование на логопедических занятиях по преодолению дизорфографии и уроках русского языка специально разработанных алгоритмов.
Таким образом, учащиеся? страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной специально организованной логопедической поддержкой, а тесная взаимосвязь в работе учителя – ученика – логопеда позволит успешно преодолеть имеющиеся трудности в обучении.
Данная программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.
2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.
3. Взаимосвязь речи и моторики.
4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.
5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
Цель: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Задачи:
Обучающие
- формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
- формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
- совершенствовать навык грамотного письма;
Развивающие
- развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
- развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
- развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;
Воспитательные
- совершенствовать основные учебные навыки;
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
воспитывать интерес к родному языку.
Адресат: Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР).
Срок реализации: 1 год.
Формы и режим занятий:
7 класс (фронтальные занятия) - 34 часа
Форма организации деятельности детей на занятии:
- групповая;
Продолжительность занятий:
групповых– 40 минут.
Планируемые результаты
В результате реализации логопедической программы у обучающихся в классах коррекции, имеющими речевое недоразвитие будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- в формировании связной речи;
будут устранены специфические ошибки письма и чтения;
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты: - повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).
- Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учиться работать по предложенному учителем плану
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя, героя и т.д).
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.
Обучающиеся должны знать:
- морфологические признаки частей речи;
- состав и названия частей слова;
- признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;
- правописание Ь, Ъ в различных частях речи;
- синтаксические единицы, знаки препинания при них;
- структуру текста.
Обучающиеся должны уметь:
- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);
- доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
- дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
- проводить анализ текста, составлять план;
- устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.
Поскольку дети с ЗПР быстро утомляются, то важно иметь чёткую структуру каждого занятия. Структура занятий позволит детям держаться в рамках занятия, способствуя преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. А так же важна частая смена видов деятельности.
Способы определения результативности:
- проведение логопедического обследования в начале и конце учебного год
Планирование дефектологических занятий 5-х классов занятий
№ | Дата план | Дата факт | Тема | примечание | ||
I четверть | ||||||
7.09 | Диагностика познавательной деятельности | |||||
14.09 | Знакомство с типами предложений. Многозначные слова. | |||||
21.09 | Многозначные слова. | |||||
28.09 | Понятие «Обобщающее слово», практика диалога. | |||||
5.10 | Лексическое значение слов, понятия; скороговорка. | |||||
12.10 | Конспектирование, практика диалога. | |||||
19.10 | Пословицы, их переносный смысл; практика чтения текста. | |||||
26.10 | Значение многозначных слов. Пословицы-синонимы. | |||||
III четверть | Обобщение. | |||||
9.11 | Знакомство со словами-паразитами. Аудирование | |||||
16.11 | Значение слов, понятие "синоним" | |||||
23.11 | Понятия «устная речь» и «письменная речь»; «образ слова». | |||||
30.11 | Рассказ по разрезным картинкам; практика монолога. | |||||
7.12 | Рассказ по разрезным картинкам; практика монолога. | |||||
14.12 | Пословицы, их переносный смысл; определение времени. | |||||
21.12 | Диагностика познавательной деятельности | |||||
28.12 | Пословицы, их переносный смысл; определение времени. | |||||
III четверть | ||||||
11.01 | Пословица, определение времени; практика чтения. | |||||
18.01 | Рассказ по разрезным картинкам, составление монолога; практика чтения текста с пересказом. | |||||
25.01 | Практика определения времени и чтения знакомого текста. | |||||
1.02 | Пословица, подбор ситуации к ней; план по опорным словам. | |||||
8.02 | Пословица, их переносный смысл; рассказ по последовательным картинкам. | |||||
15.02 | Пословицы, их переносный смысл; практика пересказа текста. | |||||
22.02 | Пословицы, их переносный смысл; разучивание скороговорки. | |||||
29.02 | Рассказ по разрезным картинкам; практика чтения с контролем понимания содержания текста. | |||||
7.03 | Рассказ по последовательным картинкам, плана текста и краткий пересказ. | |||||
14.03 | Работе с текстами, практика чтения незнакомого текста. | |||||
21.03 | Кубики Никитиных; чтение подготовленного текста, работа по нему, с опросом. | |||||
IV четверть | ||||||
4.04 | Пересказ текста с помощью составления плана; повторение фразеологических оборотов. | |||||
11.04 | Диагностика познавательной деятельности | |||||
18.04 | Понятие «антонимы»; чтение подготовленного текста с опросом. | |||||
25.04 | Пересказ текста по плану. Составление рассказа по заданной теме | |||||
16.05 | Кубики Никитиных; практика осмысленного чтения незнакомого текста. | |||||
23.05 | Тренировка зрительной памяти повторения и закрепление фразеологических оборотов. | |||||
30.05 | Кубики Никитиных; практика осмысленного чтения незнакомого текста с контролем понимания его содержания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Данные материалы представляют собой 2 конспекта занятий и таблицу-обследование ВПФ ребенка. Проблема психомоторного и сенсорного развития детей с нарушениями развития рассматривается как одна из...

Коррекционные занятия "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 2 класса
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятель...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов с использованием технологической карты (1 класс)
Тема: Классификация предметов и их изображений по форме (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Форма проведения: урок-путешествие. Цель: развитие умения классифицировать предметы...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа для фронтальных коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.Занятия по сенсорному восприятию направлены на:развитие зрительного восприятия и внимания;развит...

Календарно - тематическое планирование коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
ФГОС ОВЗ 1 класс Календарно-тематическое планирование коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс....