Коррекционно - развивающая программа "Ключи счастья" (7 класс)
рабочая программа по логопедии

Поддубнова Алина Петровна

Программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_defektolog.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ивасенко Анатолия Антоновича»

Рабочая программа

2023 – 2024 учебный год

коррекционно-развивающих занятий по дефектологии

"Ключи счастья"

7 класс

Учитель-логопед  Поддубнова Алина Петровна

Учебно – методический комплекс:

Психодиагностика, коррекция и развитие личности./ Н.И. Шевандарин.- М., 2001

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. акатов.- М., 2003

Нарушения чтения и пути их коррекции./ Р.И. Лалаева.- СПб., 1998

Программа

Факт

Доп.часы

1 четверть

Количество недель

8

Количество часов

8

2 четверть

Количество недель

8

Количество часов

8

3 четверть

Количество недель

11

Количество часов

11

4 четверть

Количество недель

7

Количество часов

7

год

Количество недель

34

Количество часов

34

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от «01» сентября 2023

Пояснительная записка.

        Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 7 класса с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Исходными документами для составления данной программы являются:

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 30.06.1999г. №56;
  • Письмо Министерства образования Российской федерации от 3 апреля 2003 года N 27/2722-6 «Об организации работы с учащимися, имеющими сложный дефект»;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»

Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2)

Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.

В настоящее время  возросло число  учеников, которые  в силу своих индивидуальных  психологических особенностей развития не  могут освоить основную общеобразовательную программу по основным предметам.

Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего общего образования   появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного  и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. 

Цель программы – создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой психического развития в освоении АООП ООО, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.

Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы:

  1. Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
  2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
  3. Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
  4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с задержкой психического развития.
  5. Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с задержкой психического развития консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Учащимся с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания; у многих наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о  недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение письму и математики.

У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.

У учащихся с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности.  Значительное отставание и своеобразие обнаруживается  в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности  таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих  учеников характерны – неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.

У учащихся 5-9 классов должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности  словаря и грамматического строя речи. 

У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря,  приводит к дополнительным сложностям при речевом развитии.

В письменной речи учащиеся с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок; они с трудом усваивают правила выделения границ предложения.

Учащиеся с ЗПР нуждаются в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.

Коррекционные занятия проводятся согласно школьному расписанию с учетом индивидуальных особенностей. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо-физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 3 человека.

Количество занятий:

7 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю)

Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Продолжительность занятия – 40 минут.

Структура коррекционно – развивающих занятий:

  • приветствие.
  • рефлексия предыдущего занятия;
  • разминка;
  • основное содержание занятия;
  • рефлексия прошедшего занятия;
  • прощание.

В структуре занятий выделяются:

  • Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
  • Блок коррекции и развития этих  познавательных процессов.

На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ПМПК, либо по заявлению родителей, законных представителей.

Планирование дефектологических занятий 7-х классов занятий

Дата

план

Дата факт

Тема

примечание

I четверть

Диагностика познавательной деятельности

Язык жестов и движений (пантомимика).

«Ласковое имя», «Четыре стихии», «На что похоже?»

Язык эмоций и чувств

  1. «Виды чувств», «Внутренняя бесконечность», «Что заставляет людей чувствовать…»

Мое настроение.

«Выбор настроения», «Раскрась свои чувства»

Деловое общение.

«Восточный базар»

Целостность восприятия.

«Подбери картинку», «Шумящие коробочки»

Восприятие времени и пространства.

«За одну минуту»

Устойчивость внимания.

«Узор», «Графический диктант»

II четверть

Устойчивость внимания.

«Найди слова», «Подсчитай правильно»

Устойчивость внимания.

«Вычеркни буквы и слушай», «Двадцать палочек»

Переключение внимания.

«Кто больше», «Не пропусти профессию»

Переключение внимания.

«Лишний кубик», «Пишущая машинка»

Переключение внимания.

«Дети наоборот», «Найти слова из буквенного текста»

Диагностика познавательной деятельности

Распределение внимания.

«Графический диктант», «Сколько знаков?»

Распределение внимания.

«Графический диктант»

III четверть

Распределение внимания.

«Фраза на одну букву», «Узор»

Объем внимания

Упражнения на развитие объема внимания

Объем внимания

Упражнения на развитие объема внимания

Полнота и точность представлений.

«Когда деревья надевают этот наряд?» «Когда это бывает?»

Развитие зрительной памяти.

«Запомни сочетания фигур», «Повтори цифры»

Развитие зрительной памяти

«Запомни и зарисуй», «Слова, начинающие с одной буквы»

Развитие слуховой памяти

«Запомни и зарисуй», «Повтори цифры»

Развитие слуховой памяти

«Снежный ком», «Нарисуй по описанию»

Продуктивность запоминания.

«Запоминание 10 слов», «Запоминание ключевых слов»

Продуктивность запоминания.

Продуктивность запоминания.

IV четверть

Логическая память.

«Рисуем схему», «Группировка слов»

Развитие словесно-логического мышления

«Подбери слова», «Найди общее слово»

Диагностика познавательной деятельности

Развитие мыслительных операций

«Путешествия животных», «Слова-близнецы»

Развитие мыслительных операций

«Игра с тремя обручами»

Решение логических задач

Логические задачи

Решение логических задач

Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс

План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс Тема: «Классификация понятий. Нахождение близких связей между понятиями на материале уроков русского языка»...

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 1 класс, вариант обучения 7.1 и 7.2

Данная методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ. Занятия проходят 3 раза в неделю. Всего 33 учебных недель....

рабочая программа Коррекционно-развивающие занятия 01- класс

рабочая программа Коррекционно-развивающие занятия 01- класс. Вид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс (вариант обучения 7.2)

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 2 класса составлена с учётом примерной программы основного общего образования, на основе ФГОС второго поколения, адаптированной образовательной п...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 3 класс, вариант обучения 7.2

Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3 класса по варианту обучения 7.2 из расчёта на 34 учебных часа или 68 учебных часа...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс вариант обучения 7.2

Данная индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом потребностей определённого учащегося для успешного усвоения программного материала 2 класса , вариант обуче...