Коррекционно - развивающая программа "Ключи счастья" (7 класс)
рабочая программа по логопедии
Программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_defektolog.docx | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ивасенко Анатолия Антоновича»
Рабочая программа
2023 – 2024 учебный год
коррекционно-развивающих занятий по дефектологии
"Ключи счастья"
7 класс
Учитель-логопед Поддубнова Алина Петровна
Учебно – методический комплекс:
Психодиагностика, коррекция и развитие личности./ Н.И. Шевандарин.- М., 2001
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. акатов.- М., 2003
Нарушения чтения и пути их коррекции./ Р.И. Лалаева.- СПб., 1998
Программа | Факт | Доп.часы | ||||||||||
1 четверть | Количество недель | 8 | Количество часов | 8 | ||||||||
2 четверть | Количество недель | 8 | Количество часов | 8 | ||||||||
3 четверть | Количество недель | 11 | Количество часов | 11 | ||||||||
4 четверть | Количество недель | 7 | Количество часов | 7 | ||||||||
год | Количество недель | 34 | Количество часов | 34 | ||||||||
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от «01» сентября 2023
Пояснительная записка.
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 7 класса с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Исходными документами для составления данной программы являются:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 30.06.1999г. №56;
- Письмо Министерства образования Российской федерации от 3 апреля 2003 года N 27/2722-6 «Об организации работы с учащимися, имеющими сложный дефект»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»
Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2)
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.
В настоящее время возросло число учеников, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития не могут освоить основную общеобразовательную программу по основным предметам.
Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям.
Цель программы – создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой психического развития в освоении АООП ООО, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы:
- Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
- Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с задержкой психического развития.
- Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с задержкой психического развития консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Учащимся с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания; у многих наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение письму и математики.
У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.
У учащихся с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны – неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.
У учащихся 5-9 классов должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи.
У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при речевом развитии.
В письменной речи учащиеся с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок; они с трудом усваивают правила выделения границ предложения.
Учащиеся с ЗПР нуждаются в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.
Коррекционные занятия проводятся согласно школьному расписанию с учетом индивидуальных особенностей. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо-физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 3 человека.
Количество занятий:
7 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю)
Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Продолжительность занятия – 40 минут.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
- приветствие.
- рефлексия предыдущего занятия;
- разминка;
- основное содержание занятия;
- рефлексия прошедшего занятия;
- прощание.
В структуре занятий выделяются:
- Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
- Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ПМПК, либо по заявлению родителей, законных представителей.
Планирование дефектологических занятий 7-х классов занятий
№ | Дата план | Дата факт | Тема | примечание |
I четверть | ||||
Диагностика познавательной деятельности | ||||
Язык жестов и движений (пантомимика). «Ласковое имя», «Четыре стихии», «На что похоже?» | ||||
Язык эмоций и чувств
| ||||
Мое настроение. «Выбор настроения», «Раскрась свои чувства» | ||||
Деловое общение. «Восточный базар» | ||||
Целостность восприятия. «Подбери картинку», «Шумящие коробочки» | ||||
Восприятие времени и пространства. «За одну минуту» | ||||
Устойчивость внимания. «Узор», «Графический диктант» | ||||
II четверть | ||||
Устойчивость внимания. «Найди слова», «Подсчитай правильно» | ||||
Устойчивость внимания. «Вычеркни буквы и слушай», «Двадцать палочек» | ||||
Переключение внимания. «Кто больше», «Не пропусти профессию» | ||||
Переключение внимания. «Лишний кубик», «Пишущая машинка» | ||||
Переключение внимания. «Дети наоборот», «Найти слова из буквенного текста» | ||||
Диагностика познавательной деятельности | ||||
Распределение внимания. «Графический диктант», «Сколько знаков?» | ||||
Распределение внимания. «Графический диктант» | ||||
III четверть | ||||
Распределение внимания. «Фраза на одну букву», «Узор» | ||||
Объем внимания Упражнения на развитие объема внимания | ||||
Объем внимания Упражнения на развитие объема внимания | ||||
Полнота и точность представлений. «Когда деревья надевают этот наряд?» «Когда это бывает?» | ||||
Развитие зрительной памяти. «Запомни сочетания фигур», «Повтори цифры» | ||||
Развитие зрительной памяти «Запомни и зарисуй», «Слова, начинающие с одной буквы» | ||||
Развитие слуховой памяти «Запомни и зарисуй», «Повтори цифры» | ||||
Развитие слуховой памяти «Снежный ком», «Нарисуй по описанию» | ||||
Продуктивность запоминания. «Запоминание 10 слов», «Запоминание ключевых слов» | ||||
Продуктивность запоминания. | ||||
Продуктивность запоминания. | ||||
IV четверть | ||||
Логическая память. «Рисуем схему», «Группировка слов» | ||||
Развитие словесно-логического мышления «Подбери слова», «Найди общее слово» | ||||
Диагностика познавательной деятельности | ||||
Развитие мыслительных операций «Путешествия животных», «Слова-близнецы» | ||||
Развитие мыслительных операций «Игра с тремя обручами» | ||||
Решение логических задач Логические задачи | ||||
Решение логических задач Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс
План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс Тема: «Классификация понятий. Нахождение близких связей между понятиями на материале уроков русского языка»...
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 1 класс, вариант обучения 7.1 и 7.2
Данная методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ. Занятия проходят 3 раза в неделю. Всего 33 учебных недель....
рабочая программа Коррекционно-развивающие занятия 01- класс
рабочая программа Коррекционно-развивающие занятия 01- класс. Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс (вариант обучения 7.2)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 2 класса составлена с учётом примерной программы основного общего образования, на основе ФГОС второго поколения, адаптированной образовательной п...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 3 класс, вариант обучения 7.2
Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3 класса по варианту обучения 7.2 из расчёта на 34 учебных часа или 68 учебных часа...
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс вариант обучения 7.2
Данная индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом потребностей определённого учащегося для успешного усвоения программного материала 2 класса , вариант обуче...