Индивидуальная программа логопедического сопровождения
календарно-тематическое планирование по логопедии
Представлена индивидуальная программа логопедического сопровождения обучающегося
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальная программа логопедического сопровождения | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа логопедического сопровождения | ||
ФИО ребёнка, класс | ||
Логопедическое заключение | ЗПР (вар. ). ОНР (II уровень речевого развития). Дизартрия, (моторная алалия?) | |
Цель программы | Создание условий для преодоления нарушений устной и профилактики нарушений письменной речи у обучающихся с ЗПР, препятствующих усвоению академической составляющей образовательной программы и коррекции когнитивных функций. | |
Задачи | #1056;азвитие артикуляционного праксиса. 2. Развитие мелкой моторики. 3. Коррекция высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия. 4 Развитие фонематического слуха. 5 Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. 6. Коррекция слоговой структуры слова. 7. Коррекция звукопроизношения. 8. Обогащение пассивного и активного словарного запаса. 9. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи. #1055;рофилактика дисграфии и дислексии. | |
Срок реализации | 2023-2024 уч. год, 2 занятия в неделю | |
Результаты логопедического обследования на данный период | Содержание коррекционной работы | |
Развитие артикуляционного праксиса | арт. моторика недостаточно развита: подвижность ограничена, движения языка неточные, недостаточные объем и переключаемость движений | Выполнение активной артикуляционной гимнастики. Упражнения, направленные на развитие статического и динамического праксиса артикуляционного аппарата: «Улыбка» (губы растянуты в улыбке, зубы не видны), «Трубочка» (губы вытягиваются в трубочку), чередование «Улыбка-трубочка», «Лопата» (распластанный язык спокойно лежит на нижней губе под счет до 5), «Маляр» (широким кончиком языка водим вперед-назад по нёбу), «Парус», «Чашечка», «Лошадка» (цокать языком), «Грибочек» (язык присосать к нёбу и удерживать под счет до 5), «Барабанщик» (ударять широким кончиком языка по альвеолам). |
Развитие мелкой моторики | недостаточное развитие мелкой моторики: отмечается неточность, скованность, напряженность движений пальцев рук; нарушение переключаемости с одного движения на другое; недостаточный объем движений; при выполнении проб подключает зрительный контроль. | Кинезиологические упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Блинчики», «Лезгинка», «Заяц-коза». Упражнения, направленные на развитие динамической организации движений: «Пальчики здороваются» (поочередно соединять каждый палец одной руки с одноименными пальцами другой), «Колечки» (поочередное соединение каждого пальца одной руки с большим). |
Развитие высших психических функций | сформированы недостаточно, путает лево-право. Концентрация внимания неустойчива, кратковременна. | Графические диктанты. Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Дидактические игры с картинным материалом и речевым: «Найди отличия», «Что пропало?», «Продолжи ряд», «Что изменилось?» |
Развитие фонематического слуха | фонематический слух развит ниже возрастной нормы | Повторение за логопедом цепочек слогов разной сложности. Дифференциация звуков, близких по акустическим параметрам. Выделение звука в ряде других звуков, из слов. |
Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза | навыки звукового анализа и синтеза не сформированы | Визуализация каждого слова в предложении (выкладывание схемы предложения). Определение количества слогов в слове (отхлопывание, отстукивание каждого слога). Звуковой анализ слогов, слов с выкладыванием наглядной схемы. Звуко-буквенный анализ слов. Определение количества звуков в слове с помощью звуковой линейки. Определение места звука в слове с использованием наглядных материалов. Раскладывание карточек на 2 стопки: с определенным звуком и без него. Синтезирование слов из предложенных слогов, звуков («Доскажи словечко», «Измени слово»). |
Коррекция слоговой структуры слова | грубо нарушена: искажение структуры отдельного слога (космонавт – кининат, вертолет – итиёт, аквариум – акавум, поспал – папау, бабочка – бабака, морковка - макока), элизии (регулировщик – игощик, живёт - ёт), антиципации (посуда - тасута) | Работа со словами различной слоговой структуры (от 1 класса и в пределах речевых способностей ребенка). Последовательное выделение каждого слога, отстукивание/отхлопывание слогов, их визуализация и анализ. Проговаривание чистоговорок. |
Коррекция звукопроизношения | полиморфное нарушение звукопроизношения; фонологический дефект: замены – [р]→[j] (рыба - йиба), [р´]→[j] (ремень - йимень), [л´]→[j] (лимон - йимон), [л]→[у] (лампа - уампа), [з]→[с] (замок - самок), [з´]→[с´] (зеленый - сиёный), [ц]→[с´] (цветы - сьветы), [ш]→[с] и [ф] (шапка - сапка, Чебурашка - чииафка), [ж]→[с] (жук - сук), [щ]→[с´] (овощи - овоси), [ч]→[с´] и [т´] (чайник – сяйник, бабочка - баботька), [г]→[к] (газета - касета), [к]→[х] (мог- мох). | Формирование правильного артикуляционного уклада нарушенных звуков посредством артикуляционной гимнастики. Постановка звуков. Автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах различной сложности и предложениях. Введение звука в собственную речь (проговаривание чистоговорок). |
Обогащение пассивного и активного словарного запаса | пассивный словарь сформирован недостаточно (нарушено понимание инверсионных и сравнительных конструкций, логико-грамматических отношений), активный словарный запас ограничен | Объяснение смысла сравнительных конструкций и логико-грамматических отношений по смысловым частям. |
Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи | отмечаются множественные аграмматизмы: нарушения словоизменения (не согласует числительные с существительными: 5 домов – 5 дом), словообразования (затруднено образование уменьшительной формы существительных: стул - маленький стул; не образует названия детенышей животных, мн. число существительных, прилагательные от существительных, сложные слова, относительные, притяжательные прилагательные: лисий хвост/хвост лисы – хвост лиса, формы Р.п. множественного числа существительных); затруднено употребление простых предлогов (на крыше – а кысе, в трубе – тйубе, под домом - дом), не употребляет сложные предлоги. | Обучение навыкам словообразования и словоизменения на материале, актуальном для употребления обучающимся в собственной речи. |
Связная речь | в самостоятельных высказываниях использует простые распространенные предложения; затруднено использование простых предлогов, сложные предлоги в речи отсутствуют; пересказ невозможен. | Обучение составлению повествовательных, описательных рассказов по алгоритмам, соответствующим типу рассказа. Обучение пересказу с использованием мнемотаблиц. |
Чтение и письмо | Чтение: послоговое; доступно чтение простых по слоговому составу слов; более сложные по слоговому составу слова читает с трудом или совсем не может, при чтении таких слов не синтезирует слоги в целое слово и не понимает его смысл. Письмо: доступно списывание и автоматизированное письмо (фамилия, имя); частично не усвоена связь звук-буква, частично не переводит печатные знаки в письменные; при письме под диктовку отмечаются пропуски слогов, букв. (Уи – у Миши), неправильное написание письменных знаков и соединений букв; требуется побуквенная и послоговая диктовка слов. | Профилактика дисграфии и дислексии |
Профилактика дисграфии и дислексии | Профилактика дисграфии | Профилактика дислексии |
ППС (пед. программные средства) | Компьютерные программы: «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», интерактивные игры на портале Мерсибо, презентации. | |
Сроки динамического контроля | Динамические показатели | |
Сентябрь 2023 | Особенности речевого развития: грубое нарушение всех компонентов речи | |
Май 2024 | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная_____________________ Причины отрицательной или нулевой динамики ______________________________________ ________________________________________________________________________________ Корректировка программы ________________________________________________________________ |
Календарно-тематическое планирование с обучающимся (ФИО РЕБЕНКА)
№ п/п | Тема | Содержание | Часы | Дата | |
план | факт | ||||
1. | Диагностика устной и письменной речи | Исследование звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематических процессов, лексико-грамматических категорий импрессивной и экспрессивной речи. Исследование формирования процесса письма. | 2 | ||
2. | Работа над дыханием | Постановка нижнедиафрагмального типа дыхания. | 1 | ||
3. | Работа над дыханием | Развитие сильного и длительного ротового выдоха. | 1 | ||
4. | Развитие произвольной моторики пальцев рук | Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев. | 3 | ||
5. | Развитие моторики артикуляционного аппарата | Совершенствование динамической организации движений артикуляционного аппарата. | 3 | ||
6. | Звуки | Знакомство с неречевыми и речевыми звуками. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки | 2 | ||
7. | Развитие фонематических процессов | Развитие фонематического слуха на материале сохранных звуков. Умение слышать и выделять заданный звук в потоке речи. | 2 | ||
8. | Понятия звук, буква | Дифференциация понятий «звук» и «буква». Гласные и согласные звуки. Характеристики звуков, отличия гласных звуков от согласных. Обозначения звуков, звуковые схемы. Связь звука с буквой. | 2 | ||
9. | Звук и буква А | Анализ артикуляции, характеристика звука [А]. Обозначение звука [А] на письме. Анализ буквы (на что похожа, из скольких элементов состоит). Складывание буквы из шнурков, счетных палочек. | 2 | ||
10. | Звук и буква О | Анализ артикуляции, характеристика звука [О]. Обозначение звука [О] на письме. Анализ буквы (на что похожа, из скольких элементов состоит). Складывание буквы из шнурков, счетных палочек. Чтение слогов с изученными буквами. | 2 | ||
11. | Звук и буква И | Анализ артикуляции, характеристика звука [И]. Обозначение звука [И] на письме. Анализ буквы (на что похожа, из скольких элементов состоит). Складывание буквы из шнурков, счетных палочек. Чтение слогов с изученными буквами. | 2 | ||
12. | Звук и буква У | Анализ артикуляции, характеристика звука [У]. Обозначение звука [У] на письме. Анализ буквы (на что похожа, из скольких элементов состоит). Складывание буквы из шнурков, счетных палочек. Чтение слогов с изученными буквами. | 2 | ||
13. | Звук и буква Ы | Анализ артикуляции, характеристика звука [Ы]. Обозначение звука [Ы] на письме. Анализ буквы (на что похожа, из скольких элементов состоит). Складывание буквы из шнурков, счетных палочек. Чтение слогов с изученными буквами. | 2 | ||
14. | Звук [К] | Постановка звука [К]. Автоматизация звука [К] на материале слогов, слов. Работа над слоговой структурой. | 2 | ||
15. | Звук [К]. Буква К | Автоматизация звука [К] на материале слов. Введение отработанных слов в собственную речь. Работа над слоговой структурой. Связь звука с буквой. Чтение слогов и слов. | 3 | ||
16. | Звук [З] | Постановка звука [З]. Автоматизация звука [З] на материале слогов, слов. Работа над слоговой структурой. | 2 | ||
17. | Звук [З] | Автоматизация звука [З] на материале слов. Введение отработанных слов в собственную речь. Работа над слоговой структурой. Связь звука с буквой. Чтение слогов и слов. | 3 | ||
18. | Звук [З´] | Постановка звука [З´]. Автоматизация звука [З´] на материале слогов, слов. Работа над слоговой структурой. | 2 | ||
19. | Звук [З´] | Автоматизация звука [З´] на материале слов. Введение отработанных слов в собственную речь. Работа над слоговой структурой. Связь звука с буквой. Чтение слогов и слов. | 3 | ||
20. | Звуки [З]-[З´]. Буква З | Дифференциация звуков [З]-[З´]. Анализ их артикуляции, нахождение сходного и различного. Связь звуков с буквой. | 2 | ||
21. | Звук [Г] | Постановка звука [Г]. Автоматизация звука [Г] на материале слогов, слов. Работа над слоговой структурой. | 2 | ||
22. | Звук [Г]. Буква Г | Автоматизация звука [Г] на материале слов. Введение отработанных слов в собственную речь. Работа над слоговой структурой. Связь звука с буквой. Чтение слогов и слов. | 3 | ||
23. | Дифференциация звуков [К]-[Г] | Дифференциация звуков [К]-[Г]. Анализ их артикуляции, нахождение сходного и различного. Чтение слов с изучаемыми буквами. | 2 | ||
24. | Звук [Ш] | Постановка звука [Ш]. Автоматизация звука [Ш] на материале слогов, слов. Работа над слоговой структурой. Чтение слогов и слов. | 2 | ||
25. | Звук [Ш]. Буква Ш | Автоматизация звука [Ш] на материале слов. Введение отработанных слов в собственную речь. Работа над слоговой структурой. Связь звука с буквой. Чтение слогов и слов. | 3 | ||
26. | Звук [Ж] | Постановка звука [Ж]. Автоматизация звука [Ж] на материале слогов, слов. Работа над слоговой структурой. Чтение слогов и слов. | 2 | ||
27. | Звук [Ж]. Буква Ж | Автоматизация звука [Ж] на материале слов. Введение отработанных слов в собственную речь. Работа над слоговой структурой. Связь звука с буквой. Чтение слогов, слов. | 3 | ||
28. | Развитие связной речи. Составление описательного рассказа | Составление рассказа по серии сюжетных картин; по сюжетной картине. Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблицы. | 3 | ||
29. | Развитие связной речи. Составление повествовательного рассказа | Составление рассказа по серии сюжетных картин; по сюжетной картине. Составление повествовательных рассказов с помощью мнемотаблицы. | 3 | ||
30. | Мониторинг | Диагностика устной и письменной речи. | 2 | ||
31. | ВСЕГО | 68 | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов общеобразовательного учрежения
Представление коррекционной программы, расчитаной на сопровождение учащихся с речевыми нарушениями....
Программа логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС НОО
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениям...
Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте
Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
Индивидуальная программа логопедического сопровождения...
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
Индивидуальная программа логопедического сопровождения учащегося начальной школы....
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе .
В настоящее время всё больше обучающихмя имеют ОВЗ. Каждый такой ребёнок индивидуален и нуждается индивидуальном подходе. Катра маршрута логопедического сопровождения - лучший помощник учи...