Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с обучающимся с дизартрией
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с обучающимся 1 класса с дизартрией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_zanyatiya_po_postanovke_zvuka_sh.docx | 276.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]
Возраст обучающегося 7 лет 10 мес.
Логопедическое заключение: ФФНР, дизартрия
Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш].
Закрепление произношения изолированного звука
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формирование кинестетического образа звука [Ш] (ощущения положения органов артикуляции);
-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- упражнение в правильности произнесения звука [Ш]
- закрепление образа печатной и письменной буквы Ш
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционной и мелкой моторики;
-развитие фонематического слуха;
- закрепление навыка направленного выдоха;
- развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;
- совершенствование навыка чтения;
- развитие грамматического строя речи;
-улучшение мелкой моторики.
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание вежливости, умения наладить контакт с новыми людьми;
- воспитание самостоятельности;
- развитие и совершенствование навыков и приемов самоконтроля, анализа и оценки продуктивности деятельности.
Оборудование:
- рисунок с изображением змеи из серии «Волшебные обводилки»
(Зегбарт Г.М., Ильичева О.С.)
- картинки к артикуляционной гимнастике,
- компьютерная игра «Помощь на пожаре» портал Мерсибо,
- зеркало, шпатели, вата, пластилин
Ход занятия
1.Организационный момент
Сегодня на наше занятие пришли гости, давай их поприветствуем. Какие слова мы можем использовать? Здравствуйте! Доброе утро! Добро пожаловать в нашу школу! Очень приятно познакомиться! Рады вас приветствовать….
Раздаётся шум…Слышишь? Что бы это значило? Логопед показывает рисунок: Помнишь свою змею с прошлого занятия? Мне кажется, она что-то хочет нам сказать…
- Привет, Кирилл! Это я, Каррамба. Помнишь, ты нарисовал меня на прошлом занятии? Мы с тобой так здорово пошипели!!! Мне нездоровится и никак не получается длинное шипение. Помоги мне зашипеть опять.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика в сочетании с приемами биоэнергопластики:
Чтобы хорошо шипеть, нужно разбудить наш язычок
1) Самомассаж языка: (5-6 повторений каждого упр.)
Язычок похлопаем весело губами,
А теперь погладим мы его губами.
Язычок причешем бережно зубами.
Тихо покусаем язычок зубами.
Снова мы причешем язычок зубами
И опять погладим язычок губами
И в конце похлопаем его губами…
2) Статические подготовительные упражнения для языка
«Бегемот» – «Лягушки улыбаются» – «Хобот слонёнка» - «Чашечка»
Рот пошире открывает в бегемотиков играем.
Широко откроем ротик, как голодный бегемотик
1-2-3-4-5, можно ротик закрывать
* * * *
Любит Квака улыбаться, рот у Кваки до ушей
Хоть завязочки пришей
* * * * *
Подражаю я слону, губы хоботом тяну…
Чередование под счет 1-2-3 (3-4 повторения)
* * * *
Широко рот открываем,
Краешки приподнимаем,
Получилась чашечка,
Глубокая чашечка.
В рот ее мы занесем
И края к зубам прижмем.
3) Динамические упражнения для языка
«Часики» - «Почистим зубы» - «Качели»
* * * *
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.
* * * *
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
* * * *
На качелях я катаюсь: вверх, вниз.
То до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
4) Дыхательная гимнастика «Парашют»
3. Постановка звука.
1-й способ – с помощью шпателя
Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть на язычок. Получается звук, близкий к [Ш].
2-й способ - при выполнении упражнения «паровозик» (кончик языка постукивает по верхним альвеолам), ребенок сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедляется - тч-тч и нужно подольше тянуть звук [ТЧ], который должен перейти в [Ш].
4. Анализ артикуляции c опорой на мнемотаблицу
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
5. Закрепление изолированного произнесения звука
-Каррамбочка, ты теперь вспомнила, как правильно шипеть? Пошипим вместе!
Вот ползёт к тебе змея, хочет напугать тебя: «Ш -Ш -Ш –Ш!» (2-3 повторения)
6. Физминутка:
Речь с движениями: движения по тексту
Как живешь! - вот так! Как идёшь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так! А как спишь? –Вот так!
Как даешь? Как берешь? Ешь обед? Машешь след?
Ты заметил, что многие слова в зарядке заканчиваются на Ш? Давай попробуем вдвоём проговорить их: я начинаю слово, а ты заканчиваешь его Как живе…? Как иде…? И т.д.
7. Развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза
- Каррамба, как ты похожа на пожарный шланг! Никогда не видела его? Мы поиграем в игру «Помощь на пожаре» портал Мерсибо, потренируем слух и внимание. В завершении вспоминаем, были ли слова со звуком [Ш]
7. Закрепление образа буквы
Еще Каррамба на портрете похожа на какую-то букву. Конечно, на букву Ш. Обведи ее пальцем. А Каррамба не согласна! Возьми пластилин, слепи портрет буквы Ш письменной и печатной.
8. Итог занятия.
Закончилось наше занятие. Еще раз напомни змейке и себе заодно, как правильно произносить звук [Ш]. Как ты считаешь, Костя, получается ли этот звук у тебя? Что тебе понравилось или не понравилось на занятии. Логопед приклеивает в тетрадь оценочную наклейку и дает домашнее задание
Использованные материалы:
- https://www.youtube.com/watch?v=_bG6lSK33HI
- Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. — СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Зегбарт Г.М., Ильичева О.С. «Волшебные обводилки»- М. «Генезис», 2013
- Репина З.А., Буйко В.И. «Уроки логопедии» -Екатеринбург «Литур», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш
Конспект содержит материал по постановке шипящего звука Ш- специально подобранный комплекс упражнений, направленный на выработку верхнего подъема языка, описаны способы постановки звука. Занятие...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах
Данная разработка пожет учителям-логопедам провести урок по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах...
Индивидуальные занятия по постановке звука /С/.
Индивидуальные занятия по логопедии по постановке звука /С/....
Конспект группового занятия по постановке звука Л
Ребята, вы все где-то потеряли звук Л. Я предлагаю вам поиграть и найти этот звук. Двигайтесь по стрелкам и выполните все задания. И, надеюсь, к концу игры вы все найдёте пропажу и научитесь пра...
Программа проекта "Индивидуальное занятие по постановке звука "р" учащегося младшего школьного возраста"
Представляю вашему вниманию программу проекта "Индивидуальное занятие по постановке звука "р" учащегося младшего школьного возраста" и план-конспект открытого занятия с учеником 1 ...
Конспект логопедического занятия по постановке звука [Р]
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука [Р]"...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С]с обучающимся с ОВЗ
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Возраст обучающегося 7 лет 6 мес.Статус ОВЗ, слабослышащая, кохлеарные импланты Логопедическое заключение: ФФНР, дизартрияЦе...