Индивидуальные занятия по постановке звука /С/.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Индивидуальные занятия по логопедии по постановке звука /С/.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальные занятия по постановке звука /С/. | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по теме: «Постановка звука [С]».
Цели занятия:
- Продолжить работу над развитием речевого дыхания, силы и высоты голоса;
- Продолжить работу над развитием длительной, направленной по средней линии языка воздушной струи;
- Продолжить работу над развитием переключаемости органов артикуляции и согласованностью работы губ и языка;
- Продолжить укреплять и развивать подвижность лицевой и губной мускулатуры;
- Продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры и созданию положительных кинестезий в мышцах;
- Продолжить формировать правильную артикуляцию для звука [С];
- Формировать зрительный, кинестетический и слуховой образы звука [С];
- Учить нормированному произнесению звука [С] по подражанию;
- Развивать речеслуховое внимание и фонематическое восприятие;
- Развивать кинестетическую и кинетическую основы движений рук, познавательные процессы, воображение;
- Формировать ориентацию во времени и пространстве;
- Упражнять в правильном употреблении имен существительных ед. числа в косвенных падежах.
Оборудование:
Игрушки: кроватка, горка, кот, мяч, пособие для дыхательной гимнастики «Дует ветерок», 2 стеклянных пузырька, «письмо от кота Васьки», наглядное пособие для формирования кинестетического образа звука, предметные, сюжетные картинки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Релаксационное упражнение. Игра «Кот Васька».
Вот открылась тихо дверь
И вошел усатый зверь.
Потянулся сладко-сладко (напряжение)
И уселся на кроватку (расслабление).
-К нам на занятие заглянул наш давний знакомый кот Васька.
Ориентирование в пространстве. Игра «Прятки».
- Он хочет поиграть с тобой в прятки. Скажи, пожалуйста.
Где сидит кот? - Кот сидит на кровати.
Откуда спрыгнул кот? - Кот спрыгнул с кровати.
Куда забрался кот? - Кот забрался под кровать.
Где спрятался Васька? – Васька спрятался за кроватью.
Где оказался котик? – Котик оказался перед кроватью.
- Развитие речевого дыхания и голоса.
Упражнение «Холодный ветер».
- Наш Васька в этот осенний день решил пойти прогуляться, а на улице дует холодный сильный ветер. Покажи, как ветер кружит листик.
Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на подвешенный осенний листик. Должна ощущаться резкая холодная струя. (Логопед -1 раз, ребенок- 3)
Упражнение «Поднялась буря».
- Осенняя погода очень переменчива, неожиданно поднялась буря. Послушай, как гудит буря.
Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если в пузырьке появился шум, значит, воздушная струя направлена правильно. Произнести звук [у] на выдохе с изменением силы и высоты голоса: у-у-у-у-у-у. (2 пузырька: логопед - 1 раз, ребенок -3)
- Упражнения на развитие силы и направления воздушной струи по средней линии языка.
Упражнение «Теплый ветерок».
- Буря стихла, и вновь легкий ветерок кружит осенний лист.
Дуть на подвешенный осенний листочек. (Логопед -1, ребенок- 3)
- Мимические упражнения.
- Вдруг, откуда ни возьмись, набежала темная туча, чему Васька очень удивился (поднять брови). Туча становилась все темнее и темнее, и наш котик очень испугался (нахмуриться). А когда закапали капли дождя, Васька сильно огорчился. (уголки губ опустить вниз). Но дождь быстро закончился, вновь выглянуло солнце, и это событие очень обрадовало нашего друга (улыбнуться, уголки губ вверх).
- Самомассаж
Самомассаж «Кошечка умывается».
- Настя, кошки очень любят умываться. Ты видела когда-нибудь, как они это делают? (Да.) Покажи, пожалуйста.
Укрепление лицевой мускулатуры: -поглаживание лба от середины к вискам (5 раз); - поглаживание щек от носа к ушам (5 раз); - поглаживание щек от подбородка к ушам (5 раз); -разминание скуловой и щечной мышц: спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам; Укрепление губной мускулатуры: - поглаживание от середины верхней губы к углам (5 раз) - поглаживание от середины нижней губы к углам (5 раз); Разминание носогубных складок: спиралевидные движения в области носогубных складок -Молодец! | Кошечка моет лобик, щечки, ротик. |
- Формирование правильной артикуляции.
- А сейчас, превратись в киску и выполняй упражнения, которые я назову.
Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти.
Упражнение «Киска зевает»: широко открывать - закрывать рот (под счет до 7).
Упражнение для губ.
Упражнение «Киска улыбается»:удерживать сомкнутые губы в улыбке (под счет до 7).
Упражнение «Киска злится»: удерживать разомкнутые губы в улыбке (под счет до 7).
Упражнения для языка (распластывание и укрепление его боковых краев).
Упражнение «Киска дразнится»: положить широкий язык на нижнюю губу и произносить слоги пя-пя-пя-пя-пя.
Упражнение «Киска отдыхает»: положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (держать под счет до 7).
Упражнение на опускание кончика языка за нижние зубы.
Упражнение «Киска лакает молоко»: высовывать широкий язычок изо рта и прятать его в рот (под счет до 7).
Игра «Я — не я».
- Настя, у меня есть письмо от кота Васьки. Посмотрим, что в нем? В своем письме Васька перечислил приметы осени. Но мне кажется, он допустил ошибки. Послушай, пожалуйста, и скажи, согласна ты с Васькой или нет. Если согласна, четко говори «И я», если возражаешь - «Не я». Васька думает, что…
Осенью прохладная погода. (И я.)
Осенью распускаются подснежники. (Не я.)
Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. (И я.)
Осенью дети купаются и загорают на пляже. (Не я.)
Осенью медведь просыпается после долгой спячки. (Не я.)
Осенью листья опадают с деревьев. (И я.) Умница! Заметила все Васькины ошибки!
- Формирование зрительного образа звука [С].
— А теперь, смотри, пожалуйста, на меня в зеркало. Губы улыбаются, зубы сближены, язык прячется за нижние зубы (показывает логопед). Выполни сама (выполняет ребенок). Молодец!
- Формирование кинестетического образа звука [С].
Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сжатые пальцы правой руки (имитация языка) опустить к основанию пальцев левой руки (как будто это нижние зубы). (Сначала показывает логопед, а затем — ребенок.)
- А сейчас, давай выполним это упражнение с помощью рук. Представь, что наши руки - это рот. Пальцы левой руки превратим в нижние зубы (пальцы сгибаются перпендикулярно ладони), а правую руку превратим в язык, кончик которого упирается в «зубки». Сделай сама.
8. Закрепление слухового образа звука [С].
—У Васькиной машины спустило колесо. Помоги, пожалуйста, котику его накачать с помощью насоса. И___ ребенок стоит прямо, руки подняты на уровне груди, ладони вниз ССС____ руки опускаются вниз. И____ССС_____ (5 раз). Я уверена, кот тебе очень благодарен.
9. Самостоятельное произнесение звука [С].
- Покажи, пожалуйста, нашему гостю, как ты научилась произносить звук С. (глядя в зеркало). (3-4 раза).
- Васька решил покататься с горки. Он мчится вниз так быстро, что ветер свистит в ушах. Игрушку «скатывает» с горки , произнося С____, сначала логопед, а затем 3-4 раза ребенок.
10. Развитие кинестетической основы движения рук.
Настя, изобрази, пожалуйста, котика сначала правой, а затем левой рукой.
Руки в кулачок сожму, котика я покажу. Указательный с мизинцем вытяну, слегка согну.
Развитие кинетической основы движения рук.
— Давай покажем, какие острые коготки у кота.
У нашего Васьки на лапках царапки
(сначала пальчики обеих рук «здороваются», начиная с указательного пальца, затем прижать подушечки пальцев рук к верхней части ладони).
Ты их спрятать не спеши, пусть посмотрят малыши! (несколько раз сжимать и разжимать пальцы обеих рук одновременно).
12. Развитие фонематического восприятия.
Дифференциация звука [С] от других звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.
- Игра «Поймай звук [C]».
Cлушай звуки, которые я буду произносить и хлопни в ладоши, услышав звук [С].
С Ш С С Т С С С З С Ц С` С Ж С C`С С З С и т. д.
- Игра с мячом. Поймай мяч и стукни им, если услышишь слог со звуком [С].
Са, зо, со, шу, су, сы, се, це, са, сы, жи, за, зе, со, сэ, зи и т.д.
3. Игра «Встань, услышав верное слово».
- Посмотри на картинку. Я буду произносить слово правильно и неправильно. Встань, услышав верное слово.
СУП – туп, фуп, цуп, сюп, суп;
УСЫ – узы, уты, уцы, усы;
САНКИ – шанки, ванки, танки, цанки, санки.
Итог занятия:
Релаксационное упражнение. Игра «Кот Васька»
Вот закрылась тихо дверь
Вышел наш усатый зверь
С котиком позанимались (напряжение)
И до завтра попрощались (ребенок расслабленно машет двумя руками жест «пока»).
Ориентирование во времени.
-Ты попрощалась с котом Васькой до завтра. Какой день недели будет завтра? Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Назови оставшиеся дни недели.
Оценка работы ребенка.
- Сегодня на занятии ты играла с Васькой в разные игры, училась слушать и правильно произносить звук [С] и показала Ваське, как хорошо это у тебя получается! Молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш
Конспект содержит материал по постановке шипящего звука Ш- специально подобранный комплекс упражнений, направленный на выработку верхнего подъема языка, описаны способы постановки звука. Занятие...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш]
Цель:- уточнение артикуляции звука [Ш];- постановка звука;- уточнение изолированного положения;- развитие речевой моторики;- развитие фонематического слуха;- развитие точных движений кисть руки....
Программа проекта "Индивидуальное занятие по постановке звука "р" учащегося младшего школьного возраста"
Представляю вашему вниманию программу проекта "Индивидуальное занятие по постановке звука "р" учащегося младшего школьного возраста" и план-конспект открытого занятия с учеником 1 ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С
Представляю конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С с применением нейропсихологических упражнений....
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
Постановка звука Ш....
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [ш]
Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш]....
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с обучающимся с дизартрией
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с обучающимся 1 класса с дизартрией...