Методическая разработка. Логопедическое занятие Тема: " Работа с однокоренными и родственными словами"
методическая разработка по логопедии (2 класс)
Методическая разработка . Логопедическое занятие Тема: "Работа с однокоренными и родственными словами" 2 класс. Развититие орфографической зоркости, расширение и актуализация словарного запаса, закрепление представлений о однокоренных и родственных словах, развитие грамматического строя речи(словообразование и словоизменение)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБУ ЦППМСП Пушкинского района СПб
Конспект логопедического занятия
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии».
Разработчики: учитель-логопед Баталова Г.Н., учитель-логопед Филатова В.А.
Тема: Работа с однокоренными и родственными словами.
Составитель: учитель-логопед
ГБУ ЦППМСП
Михайловская О.А.
САНКТ - ПЕТЕРБУРГ
2024
Дата проведения: 16.02.2024 г.
Логопедическая тема: «Работа с однокоренными и родственными словами»
Грамматическая тема: «Словообразование. Словоизменение.»
Лексическая тема: «Арктика. По следам белого медведя»
Цель: Совершенствование навыка работы с однокоренными и родственными словами.
Задачи:
Коррекционно - развивающие:
- развитие орфографической зоркости;
- расширение и актуализация словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи (словоизменение, словообразование);
- развитие когнитивных процессов (память, внимание, мышление, воображение);
- развитие мелкой моторики;
- развитие познавательной активности обучающихся.
Образовательные:
- закрепление представлений об однокоренных и родственных словах;
- совершенствование умения выделять корень слова, как смысловое ядро;
- закрепление навыка определения общего и различного в звуковой(буквенной) структуре родственных слов (чередование звуков и букв в корне);
- формирование умения образовывать родственные слова;
-совершенствование умения определять сложные слова;
- совершенствование умения определять место ударения в слове;
- совершенствование умения различать ударную и безударные гласные;
- обогащение и уточнение словаря по теме «Арктика. Северный полюс»;
Воспитательные:
- воспитание интереса к русскому языку;
- воспитание интереса к арктическим территориям России;
- совершенствование навыков самоконтроля;
- воспитание культуры речи обучающихся;
- воспитание доброжелательного отношение друг к другу при работе в паре или команде, умение работать в коллективе;
Оборудование урока:
- Компьютер, интерактивная доска, презентация.
- Демонстрационный материал.
- Раздаточный материал.
- Рабочие листы, ручки, карандаши, маркеры.
Этапы | Деятельность | Оборудование урока | Время | |
учителя | учащихся | |||
I.Организационный момент: -создание положительного настроя на занятие | Слайд № 1 - Здравствуйте! В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так, скорей, друзья, за дело! - Передадим друг другу позитивный настрой и пожелания при выполнении заданий на занятии. | *Дети здороваются. Передают пожелания: - находчивости; - трудолюбия; - взаимопомощи; - творчества; - настойчивости; - сообразительности; - взаимовыручки. | *презентация | 2 мин. |
II. Повторение. Актуализация знаний уч-ся: -воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся; - пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме *«Правда или ложь» | *Логопед приглашает учащихся подойти к магнитной доске, где расположены утверждения. - Ребята, посмотрите внимательно на утверждения, которые расположены на доске. - Вам необходимо определить, какое высказывание верное, а какое ошибочное или иными словами, где правда, а где ложь? - За правильный ответ получаете фишку-букву. - Ребята, изменим все неверные утверждения. Вывод: Вы верно соотнесли определения, не удалось мне вас запутать. Ещё раз посмотрите на наши верные утверждения. Как вы думаете, как звучит тема нашего занятия?
| *уч-ся анализируют утверждения, прикрепляют фишки зеленого цвета к верным утверждениям, красного цвета к ошибочным. 1. Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. (правда) 2. Однокоренные или родственные слова – слова, которые получились сложением двух корней. (ложь) 3. Чередование букв и звуков – смена согласной в корне слова. (правда) 4. Сложные слова – имеют одинаковый корень и близки по значению. (ложь) 5. Соединительные гласные – буквы, которые соединяют два корня в одно слово. (правда) 6. Лексическое значение — выделение голосом одного из слогов в слове. (ложь) 7. Ударение – это то, что обозначает слово. (ложь) | *- фишки зеленого и красного цвета; *- карточки с утверждениями; *- фишки-буквы. | 5 мин. |
III. Сообщение темы занятия: - определение направлений в изучаемой теме; - постановка учебной задачи. | - Итак, вы верно определили тему нашего урока. Сегодня, я предлагаю вам отправиться в экспедицию. - Подскажите, что обозначает слово экспедиция? Слайд № 2 - Экспедиция – это путешествие в определенное место со специальной целью, заданием для изучения, исследования. - Так вот, целью нашей экспедиции (занятия) будет изучение однокоренных и родственных слов. - Осталось определиться с местом, где будут проходить наши исследования. -Назвать место вам помогут фишки-буквы, которые вы получили. Расположите их от большей к меньшей. - Какое слово получилось? Слайд № 3 - Слово Арктика с греческого переводится – медведь или находящийся под созвездием Большой медведицы. -Наша экспедиция отправится по следам белого медведя.
| *Экспедиция – это путешествие в определенное место со специальной целью, заданием для изучения, исследования. * учащиеся выстраивают буквы и получают слово - Арктика | *презентация *фишки-буквы: А р к т и к а | 2 мин. |
IV. Основная часть: *«Орфографический маршрут» * «Шифровки» | - Каждая экспедиция имеет свой маршрут. Наш орфографический маршрут вы видите на доске. Эти животные и птицы будут нашими ориентирами в пути. - Чтобы достичь конечной точки, нам необходимо распределить животных и птиц согласно орфограммам, которые встречаются в их названии. - Прежде, чем начнем движение, проговорите названия орфограмм на указателях. - Выбор животного или птицы требуется обосновать, орфограмму проверить в тех словах, где это необходимо. - Запишите слова-ориентиры на рабочие листы, соблюдая правила оформления: -орфограмма подчеркивается двумя чертами зеленой ручкой или карандашом; запись проверки обязательна, там, где это необходимо. Вывод: Отличная работа, ориентиры получены, орфограммы повторили – это нам пригодится для записей наших исследований. -Маршрут проложен, приступаем к исследованиям. Первый ориентир - чайка. Она принесла шифровки, которые помогут нам определить из чего же состоит это загадочное место Арктика. - Вам необходимо расшифровать слова, воспользовавшись ключом-помощником. Слайд № 4 Слайд № 5 ОБЪЯСНЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ - Итак, слова расшифрованы. - Называете слово и объясняете его лексическое значение. БЕЗ ВЫДЕЛЕНИЯ КОРНЯ - Слова записываете в столбик на рабочих листах. Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9 - Ребята у слова льдина не одно, а два значения. - Подскажите, как называются такие слова? (многозначные) Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд № 14 - Посмотрите внимательно на слова, которые вы расшифровали и записали. - Как называются эти слова? (однокоренные, родственные) - Почему? - Выделите корень, поставьте ударение. Слайд № 15 САМОПРОВЕРКА - Проверьте, верно ли выделили корень, поставили ударение. - Есть ли среди этих однокоренных слов сложные слова? -Назовите их. - Какая соединительная гласная объединяет два корня? - Какое у данных слов близкое лексическое значение? - Какую же подсказку принесла вам полярная чайка? Из чего же состоит большая часть Арктики? (изо льда) - Верно, так как огромные просторы Арктики занимает Северный ледовитый океан. Вывод: Вы достойно справились с заданием, в результате исследования доказали, что однокоренные и родственные слова имеют общий одинаковый корень и близки по значению. | *уч-ся рассматривают орфографический маршрут; *проговаривают названия орфограмм, указанных на указателях; *1. в слове чайка орфограмма ча пиши с гласной а; 2. в слове заяц безударная гласная я не проверяемая ударением – это словарное слово, необходимо запомнить. 3.в слове сова безударная гласная о, проверяемая ударением – совы. 4. в слове олень безударная гласная о не проверяемая ударением – это словарное слово, необходимо запомнить; в слове олень орфограмма мягкий знак показатель мягкости. 5.в слове моржи безударная гласная о, проверяемая ударением – морж; в слове моржи орфограмма жи пиши с гласной – и. 6. в слове медведь – безударная гласная е не проверяемая ударением – словарное слово — это слово необходимо запомнить; орфограмма -парные согласные в конце слова- необходимо проверить, медведи, пишем букву д; орфограмма мягкий знак показатель мягкости. * записывают слова на рабочих листах, подчеркивают орфограммы. *учащиеся объясняют значение слов, записывают слова в столбик, выделяют корень, ставят ударение: 1. Лёд – замерзшая вода 2.*Ледник – ледяной покров, спускающийся с горных вершин. 3. *Льдина – глыба льда. * Льдина – отдельный кусок льда, плывущий по поверхности воды. * Многозначное слово – имеет несколько значений. 4.Ледокол – мощный корабль со специально укрепленным носом особой формы, прокладывающий путь сквозь лёд, который он раскалывает своей тяжестью. Сложное слово состоит из двух корней 5.Ледянка – средство для спуска со снежных и ледяных горок. 6. Гололёд – это слой льда на поверхности земли. Данное явление очень опасно для человека. Сложное слово состоит из двух корней. 7. Ледовитый – покрытый льдами, имеющий много льда. (Ледовитый океан) 8. Заледенеть – покрыться коркой льда. *Однокоренные – имеют одинаковый корень. *Ледокол и гололёд сложные слова, так как состоят из двух корней. * общее лексическое значение – все они связаны со льдом. *Арктика состоит изо льда. | *рабочий лист *следы с орфограммами, расположенные в определенном порядке: 1 след: ча – пиши с гласной а; 2 след: безударная гласная, не проверяемая ударением (словарное слово); 3 след: безударная гласная, проверяемая ударением; 4 след: безударная гласная, не проверяемая ударением (словарное слово) + мягкий знак показатель мягкости; 5 след: безударная гласная, проверяемая ударением + жи – пиши с гласной и; 6 след: безударная гласная, не проверяемая ударением (словарное слово) + парные согласные +мягкий знак показатель мягкости. * картинки: полярная чайка северный олень, полярный заяц, моржи, полярная сова, медведь. *презентация. *шифровки; *ключ-помощник; *маркеры; *рабочие листы; *презентация
| 5 мин. 8 мин. |
V.Динамическая пауза «Шустрый лемминг» | -Когда мы проходили по орфографическому маршруту не заметили маленького зверька, который обитает в снегах и льдах Арктики, вот он спрятался рядом с полярным зайцем – это лемминг. Слайд № 16 Много опасностей его подстерегает. Посмотрите на тени. Кто эти животные и птицы? Слайд № 17 - Если лемминг видит медведя – он прячется в норку; Слайд № 18 чайку – отсиживается за камнем; Слайд № 19 оленя - скрывается в мох; Слайд № 20 сову- зарывается в снег. Слайд 21 -Мы поможем леммингу избежать опасности, нам пригодится специальный прибор. Слайд № 22 - Как он называется? - Компас будет показывать направление. С(север) – 1 шаг вперед; Ю(юг) – 1 шаг назад; З(запад) – 1 шаг влево; В(восток) – 1 шаг вправо; Слайд № 23 ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА 8 изменений | *медведь – приседают на корточки, руки вверху в виде купола; *чайка – руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулаки(камень), выглядывают вправо/влево; *олень- приседают, руки над головой, пальцы рук раскрыты в виде веера(мох); *сова – учащиеся имитируют быстрые движения руками(лапками) зарываются в снег; ногами бег на месте. | *презентация | 2 мин. |
*«Морфемные фанты»
| Слайд № 24 - Льды вы изучили. А что же есть ещё особенного на бескрайних просторах Арктики, Слайд № 25 полярная сова надеется на вашу смекалку. В этом вам помогут разобраться «Морфемные фанты». - Ребята, прочтите внимательно лексическое значение слова, догадайтесь, о чем идет речь? - Молодцы, отгадали все слова. - Олень спешит к вам, предлагает поэкспериментировать с частями слова. Соберите слова, которые вы отгадали. Работаете парами у доски. ЗАПИСЫВАЮТ на рабочий лист - Как можно назвать слова, у которых одинаковая смысловая часть – корень? - Обратите внимание на особенность данных корней. -Какие варианты одного и того же корня образовались? - Как это называется? - Подчеркните чередование букв на рабочих листах. - Подчеркните сложные слова зеленым карандашом. - Моржи не остались в стороне. Предлагают исследовать слого-ритмические схемы слов. -Прежде чем приступить к выполнению задания, повторим этапы работы. Четыре слова у доски. Четыре слова самостоятельно. Взаимопроверка. Вывод: Отлично провели исследование, обратили внимание на слова с чередованием букв и звуков. | *отгадывают слово по лексическому значению; *составляют слово из частей слова;/парами/ *отвечают на вопросы: - родственные, однокоренные слова; - сложные слова; - чередование букв и звуков (снег/снеж – г/ж) *делают слого-ритмические схемы с обоснованием. 1.выделяем гласные 2.сколько гласных столько и слогов 3.делим на слоги 4.определяем ударную гласную 5.определяем ударный слог 6.строим слого/ритмическую схему. *снег - твердые атмосферные осадки, выпадающие из облаков, в виде белых хлопьев; *снежки - плотно скатанные комки снега, которыми бросаются; * Снегурочка - героиня русской народной сказки, вылепленная из снега; *снегопад – выпадение снега в большом количестве; *снеговик -простая снежная скульптура, состоящая из снежных шаров; *снегоход- автомобиль, предназначенный для передвижения по снегу; *снежинка - кристаллик льда в виде шестиугольной пластинки или шестилучевой звездочки; *подснежник- растение с белыми цветами, распускающееся сразу после таяния снега;
| *карточки-фанты; * части слова; *слого-ритмические схемы; *знаки ударения; *разделители; *рабочие листы 1. СНЕГ 2. СНЕЖКИ 3. СНЕГОВИК 4. СНЕЖИНКА 5. СНЕГУРОЧКА 6.ПОДСНЕЖНИК 7.СНЕГОПАД 8.СНЕГОХОД | 8 мин. |
* «Мечты белого медвежонка» (сложные слова) | Слайд № 26 - Красавец белый медведь для исследования приготовил нам вот такие приборы. -Как они называются? - Они помогут справиться со следующим заданием. -Маленький медвежонок недавно появился на свет, поэтому он много не видел, малыш часто мечтает. - О чем он мечтает, что бы он хотел увидеть, вы сейчас узнаете. -Представьте, вы с медвежонком в арктической пустыне, полгода длится полярная ночь, лишь фонарик может помочь разглядеть предметы рядом, а вы с помощью фонарика сможете разглядеть мечты белого медвежонка. - Что вы увидели? - Какие это слова? - Почему их так можно назвать? - Составьте слова. - Какие соединительные гласные объединяют два корня? Вывод: Успешно справились с заданием, определили два корня, связанные соединительной гласной. | *фонарики Просвечивают картинку фонариком, видят звездопад, самолёт, ледокол, снегопад. *сложные слова | *фонарики *дидактические картинки: звездопад, самолёт, ледокол, снегопад. *части слов | 3 мин. |
* «Северное сияние» (составление предложения) | Слайд № 27 - Белый медведь предлагает вам познакомиться ещё с одним необычным явлением Арктики – северным сиянием. - Белый медведь является символом арктических просторов нашей страны. А как его называют, вы сейчас узнаете, правильно собрав разноцветные слова в предложение. Слайд № 28 -Сколько слов в предложении. -Повторим правила написания предложения. -Зеленой ручкой покажите границы предложения. -Красной ручкой подчеркните гласные: первого ряда одной чертой, второго ряда двумя чертами. - Зеленой ручкой подчеркните орфограммы, которые встретились в предложении. | *выстраивают слова по порядку. Белый медведь - хозяин Арктики. *-границы предложения; -мягкий знак показатель мягкости; -имена собственные; -безударные гласные, словарное слово. | *презентация *рабочие листы *цветные ручки | 3 мин. |
VI. Подведение итогов: *домашнее задание. | - Ребята, вы достойно справились с заданиями. Умело использовали свои знания при выполнении исследований родственных и однокоренных слов. Наша экспедиция завершилась. Слайд № 29 - Дома, каждый из вас выполнит задания, которые вам приготовил белый медвежонок. | *распечатка «Белый медвежонок» | 1 мин. | |
*рефлексия деятельности | Слайд № 30 - О ваших впечатлениях о уроке расскажут ледоколы, которые вы раскрасите определенным цветом. - А какой цвет для этого нужен, вы определите сами: *Красные ледокол идёт, Он победу вам несёт. Выполнил ты всё на пять, Будем дальше изучать. *Синий ледокол – прекрасный Прогудел: «Всё было ясно!» *А зелёный дал сигнал: «Получай хороший бал!» | *уч-ся выбирают ледокол в соответствии со своим настроением, приклеивают их на мини-макет Арктики | *мини-макеты Арктики; * ледоколы; *цветные карандаши; *клей. | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.
Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...
Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"
Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....
методическая разработка логопедического занятия по теме "Родственные слова"
Данный материал представляет собой методическую разработку логопедического занятия по теме "Родственные слова"для учащихся 2 класса начальной школы....
Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, ...
Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"
Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"...
Методическая разработка. Логопедическое занятие Тема:" Состав слова. Корень. Правописание безударной гласной в корне"
Методическая разработка для уащихся 3 классов, посещающих школьный логопедический пункт. Направлена на развитие орфографической зоркости, расширение и актуализации словарного запаса, развитие ко...