Методическая разработка. Логопедическое занятие Тема: " Работа с однокоренными и родственными словами"
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Методическая разработка . Логопедическое занятие Тема: "Работа с однокоренными и родственными словами" 2 класс. Развититие орфографической зоркости, расширение и актуализация словарного запаса, закрепление представлений о однокоренных и родственных словах, развитие грамматического строя речи(словообразование и словоизменение)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ЦППМСП Пушкинского района СПб

Конспект логопедического занятия

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии».

Разработчики: учитель-логопед Баталова Г.Н., учитель-логопед Филатова В.А.

Тема: Работа с однокоренными и родственными словами.

 

Составитель: учитель-логопед

ГБУ ЦППМСП

 Михайловская О.А.

САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

2024

Дата проведения: 16.02.2024 г.

Логопедическая тема: «Работа с однокоренными и родственными словами»

Грамматическая тема: «Словообразование. Словоизменение.»

Лексическая тема: «Арктика.  По следам белого медведя»

Цель: Совершенствование навыка работы с однокоренными и родственными словами.

Задачи:

Коррекционно - развивающие:

- развитие орфографической зоркости;

- расширение и актуализация словарного запаса;

- развитие грамматического строя речи (словоизменение, словообразование);

- развитие когнитивных процессов (память, внимание, мышление, воображение);

- развитие мелкой моторики;

- развитие познавательной активности обучающихся.

Образовательные:

- закрепление представлений об однокоренных и родственных словах;

- совершенствование умения выделять корень слова, как смысловое ядро;

- закрепление навыка определения общего и различного в звуковой(буквенной) структуре родственных слов (чередование звуков и букв в корне);

- формирование умения образовывать родственные слова;

-совершенствование умения определять сложные слова;

- совершенствование умения определять место ударения в слове;

- совершенствование умения различать ударную и безударные гласные;

- обогащение и уточнение словаря по теме «Арктика. Северный полюс»;

Воспитательные:

- воспитание интереса к русскому языку;

- воспитание интереса к арктическим территориям России;

- совершенствование навыков самоконтроля;

- воспитание культуры речи обучающихся;

- воспитание доброжелательного отношение друг к другу при работе в паре или команде, умение работать в коллективе;

Оборудование урока:

  1. Компьютер, интерактивная доска, презентация.
  2. Демонстрационный материал.
  3. Раздаточный материал.
  4. Рабочие листы, ручки, карандаши, маркеры.

Этапы

Деятельность

Оборудование урока

Время

учителя

учащихся

I.Организационный момент:

-создание положительного настроя на занятие

Слайд № 1

- Здравствуйте!

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так, скорей, друзья, за дело!

- Передадим друг другу позитивный настрой и пожелания при выполнении заданий на занятии.

*Дети здороваются.

Передают пожелания:

- находчивости;

- трудолюбия;

- взаимопомощи;

- творчества;

- настойчивости;

- сообразительности;

- взаимовыручки.

 *презентация

2

мин.

II. Повторение. Актуализация знаний уч-ся:

-воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся;

 - пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме

*«Правда или ложь»

*Логопед приглашает учащихся подойти к магнитной доске, где расположены утверждения.

- Ребята, посмотрите внимательно на утверждения, которые расположены на доске.

- Вам необходимо определить, какое высказывание верное, а какое ошибочное или иными словами, где правда, а где ложь?

- За правильный ответ получаете фишку-букву.

- Ребята, изменим все неверные утверждения.

Вывод: Вы верно соотнесли определения, не удалось мне вас запутать. Ещё раз посмотрите на наши верные утверждения. Как вы думаете, как звучит тема нашего занятия?

 

*уч-ся анализируют утверждения, прикрепляют фишки зеленого цвета к верным утверждениям, красного цвета к ошибочным.

1. Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. (правда)

2. Однокоренные или родственные слова – слова, которые получились сложением двух корней.  (ложь)

3. Чередование букв и звуков – смена согласной в корне слова. (правда)

4. Сложные слова – имеют одинаковый корень и близки по значению.

(ложь)

5. Соединительные гласные – буквы, которые соединяют два корня в одно слово. (правда)

6. Лексическое значение — выделение голосом одного из слогов в слове.  (ложь)

7. Ударение – это то, что обозначает слово. (ложь)

*- фишки зеленого и красного цвета;

*- карточки с утверждениями;

*- фишки-буквы.

5 мин.

III. Сообщение темы занятия:

- определение направлений в изучаемой теме;

- постановка учебной задачи.

- Итак, вы верно определили тему нашего урока. Сегодня, я предлагаю вам отправиться в экспедицию.

- Подскажите, что обозначает слово экспедиция?

Слайд № 2

- Экспедиция – это путешествие в определенное место со специальной целью, заданием для изучения, исследования.

- Так вот, целью нашей экспедиции (занятия) будет изучение однокоренных и родственных слов.

- Осталось определиться с местом, где будут проходить наши исследования.

-Назвать место вам помогут фишки-буквы, которые вы получили. Расположите их от большей к меньшей.

- Какое слово получилось?

Слайд № 3

- Слово Арктика с греческого переводится – медведь или находящийся под созвездием Большой медведицы.

-Наша экспедиция отправится по следам белого медведя.

 

*Экспедиция – это путешествие в определенное место со специальной целью, заданием для изучения, исследования.

* учащиеся выстраивают буквы и получают слово -

 Арктика

*презентация

*фишки-буквы: А р к т  и к а

2 мин.

IV. Основная часть:

*«Орфографический маршрут»

* «Шифровки»

- Каждая экспедиция имеет свой маршрут. Наш орфографический маршрут вы видите на доске. Эти животные и птицы будут нашими ориентирами в пути.

- Чтобы достичь конечной точки, нам необходимо распределить животных и птиц согласно орфограммам, которые встречаются в их названии.

- Прежде, чем начнем движение, проговорите названия орфограмм на указателях.

-  Выбор животного или птицы требуется обосновать, орфограмму проверить в тех словах, где это необходимо.

- Запишите слова-ориентиры на рабочие листы, соблюдая правила оформления: -орфограмма подчеркивается двумя чертами зеленой ручкой или карандашом; запись проверки обязательна, там, где это необходимо.

Вывод: Отличная работа, ориентиры получены, орфограммы повторили – это нам пригодится для записей наших исследований.

-Маршрут проложен, приступаем к исследованиям. Первый ориентир - чайка. Она принесла   шифровки, которые помогут нам определить из чего же состоит это загадочное место Арктика.

- Вам необходимо расшифровать слова, воспользовавшись ключом-помощником.

Слайд № 4 Слайд № 5

ОБЪЯСНЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

- Итак, слова расшифрованы.

- Называете слово и объясняете его лексическое значение.

БЕЗ ВЫДЕЛЕНИЯ КОРНЯ

- Слова записываете в столбик на рабочих листах.

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

- Ребята у слова льдина не одно, а два значения.

 - Подскажите, как называются такие слова? (многозначные)

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

- Посмотрите внимательно на слова, которые вы расшифровали и записали.

- Как называются эти слова? (однокоренные, родственные)

- Почему?

- Выделите корень, поставьте ударение.

Слайд № 15 САМОПРОВЕРКА

- Проверьте, верно ли выделили корень, поставили ударение.

- Есть ли среди этих однокоренных слов сложные слова?

-Назовите их.

- Какая соединительная гласная объединяет два корня?

- Какое у данных слов близкое лексическое значение?

- Какую же подсказку принесла вам полярная чайка? Из чего же состоит большая часть Арктики? (изо льда)

- Верно, так как огромные просторы Арктики занимает Северный ледовитый океан.

Вывод: Вы достойно справились с заданием, в результате исследования доказали, что однокоренные и родственные слова имеют общий одинаковый корень и близки по значению.

*уч-ся рассматривают орфографический маршрут;

*проговаривают названия орфограмм, указанных на указателях;

*1. в слове чайка орфограмма ча пиши с гласной а;

2. в слове заяц безударная гласная я не проверяемая ударением – это словарное слово, необходимо запомнить.

3.в слове сова безударная гласная о, проверяемая ударением – совы.

4. в слове олень безударная гласная о не проверяемая ударением – это словарное слово, необходимо запомнить;

в слове олень орфограмма мягкий знак показатель мягкости.

5.в слове моржи безударная гласная о, проверяемая ударением – морж; в слове моржи орфограмма жи пиши с гласной – и.

6. в слове медведь – безударная гласная е не проверяемая ударением – словарное слово — это слово необходимо запомнить; орфограмма -парные согласные в конце слова- необходимо проверить, медведи, пишем букву д; орфограмма мягкий знак показатель мягкости.

* записывают слова на рабочих листах, подчеркивают орфограммы.

*учащиеся объясняют значение слов, записывают слова в столбик, выделяют корень, ставят ударение:

1. Лёд – замерзшая вода

2.*Ледник – ледяной покров, спускающийся с горных вершин.

3. *Льдина – глыба льда.

* Льдина – отдельный кусок льда, плывущий по поверхности воды.

* Многозначное слово – имеет несколько значений.

4.Ледокол – мощный корабль со специально укрепленным носом особой формы, прокладывающий путь сквозь лёд, который он раскалывает своей тяжестью.

Сложное слово состоит из двух корней

5.Ледянка – средство для спуска со снежных и ледяных горок.

6. Гололёд – это слой льда на поверхности земли. Данное явление очень опасно для человека.

Сложное слово состоит из двух корней.

7. Ледовитый – покрытый льдами, имеющий много льда. (Ледовитый океан)

8. Заледенеть – покрыться коркой льда.

*Однокоренные – имеют одинаковый корень.

*Ледокол и гололёд сложные слова, так как состоят из двух корней.

* общее лексическое значение – все они связаны со льдом.

*Арктика состоит изо льда.

*рабочий лист

*следы с орфограммами, расположенные в определенном порядке:

1 след: ча – пиши с гласной а;

2 след: безударная гласная, не проверяемая ударением (словарное слово);

3 след: безударная гласная, проверяемая ударением;

4 след: безударная гласная, не проверяемая ударением (словарное слово) + мягкий знак показатель мягкости;

5 след: безударная гласная, проверяемая ударением + жи – пиши с гласной и;

6 след: безударная гласная, не проверяемая ударением (словарное слово) + парные согласные +мягкий знак показатель мягкости.

* картинки: полярная чайка северный олень, полярный заяц, моржи, полярная сова, медведь.

*презентация.

*шифровки;

*ключ-помощник;

*маркеры;

*рабочие листы;

*презентация

 

5 мин.

8

 мин.

V.Динамическая пауза

«Шустрый лемминг»

-Когда мы проходили по орфографическому маршруту не заметили маленького зверька, который обитает в снегах и льдах Арктики, вот он спрятался рядом с полярным зайцем – это лемминг.

Слайд № 16

 Много опасностей его подстерегает.

Посмотрите на тени. Кто эти животные и птицы?

Слайд № 17

- Если лемминг видит медведя – он прячется в норку;

Слайд № 18

чайку – отсиживается за камнем;

Слайд № 19

оленя - скрывается в мох;

Слайд № 20

сову- зарывается в снег.

Слайд 21

-Мы поможем леммингу избежать опасности, нам пригодится специальный прибор.

Слайд № 22

- Как он называется?

- Компас будет показывать направление.

С(север) – 1 шаг вперед;

Ю(юг) – 1 шаг назад;

З(запад) – 1 шаг влево;

В(восток) – 1 шаг вправо;

Слайд № 23 ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА 8 изменений

*медведь – приседают на корточки, руки вверху в виде купола;

*чайка – руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулаки(камень), выглядывают вправо/влево;

*олень- приседают, руки над головой, пальцы рук раскрыты в виде веера(мох);

*сова – учащиеся имитируют быстрые движения руками(лапками) зарываются в снег; ногами бег на месте.

*презентация

2

мин.

Морфемные фанты»

 

Слайд № 24

- Льды вы изучили. А что же есть ещё особенного на бескрайних просторах Арктики,

Слайд № 25

 полярная сова надеется на вашу смекалку. В этом вам помогут разобраться «Морфемные фанты».

- Ребята, прочтите внимательно лексическое значение слова, догадайтесь, о чем идет речь?

- Молодцы, отгадали все слова.

- Олень спешит к вам, предлагает поэкспериментировать с частями слова. Соберите слова, которые вы отгадали. Работаете парами у доски.

ЗАПИСЫВАЮТ на рабочий лист

- Как можно назвать слова, у которых одинаковая смысловая часть – корень?

- Обратите внимание на особенность данных корней.

-Какие варианты одного и того же корня образовались?

- Как это называется?

- Подчеркните чередование букв на рабочих листах.

- Подчеркните сложные слова зеленым карандашом.

- Моржи не остались в стороне. Предлагают исследовать слого-ритмические схемы слов.

-Прежде чем приступить к выполнению задания, повторим этапы работы.

Четыре слова у доски. Четыре слова самостоятельно. Взаимопроверка.  

Вывод: Отлично провели исследование, обратили внимание на слова с чередованием букв и звуков.  

*отгадывают слово по лексическому значению;

*составляют слово из частей слова;/парами/

*отвечают на вопросы:

- родственные, однокоренные слова;

- сложные слова;

- чередование букв и звуков (снег/снеж – г/ж)

*делают слого-ритмические схемы с обоснованием.

1.выделяем гласные

2.сколько гласных столько и слогов

3.делим на слоги

4.определяем ударную гласную

5.определяем ударный слог

6.строим слого/ритмическую схему.

*снег - твердые атмосферные осадки, выпадающие из облаков, в виде белых хлопьев;

*снежки - плотно скатанные комки снега, которыми бросаются;

* Снегурочка - героиня русской

 народной сказки,

 вылепленная из снега;

*снегопад – выпадение снега в большом количестве;

*снеговик -простая снежная скульптура, состоящая из снежных шаров;

*снегоход- автомобиль, предназначенный

для передвижения

по снегу;

*снежинка - кристаллик льда в виде шестиугольной пластинки или шестилучевой звездочки;

*подснежник- растение

с белыми цветами, распускающееся сразу

 после таяния снега;

 

*карточки-фанты;

* части слова;

*слого-ритмические схемы;

*знаки ударения;

*разделители;

*рабочие листы

1. СНЕГ

2. СНЕЖКИ

3. СНЕГОВИК

4. СНЕЖИНКА

5. СНЕГУРОЧКА

6.ПОДСНЕЖНИК

7.СНЕГОПАД

8.СНЕГОХОД

8

мин.

* «Мечты белого медвежонка»

(сложные слова)

Слайд № 26

- Красавец белый медведь для исследования приготовил нам вот такие приборы.

-Как они называются?

- Они помогут справиться со следующим заданием.

-Маленький медвежонок недавно появился на свет, поэтому он много не видел, малыш часто мечтает.

- О чем он мечтает, что бы он хотел увидеть, вы сейчас узнаете.

-Представьте, вы с медвежонком в арктической пустыне, полгода длится полярная ночь, лишь фонарик может помочь разглядеть предметы рядом, а вы с помощью фонарика сможете разглядеть мечты белого медвежонка.

- Что вы увидели?

- Какие это слова?

- Почему их так можно назвать?

- Составьте слова.

- Какие соединительные гласные объединяют два корня?

Вывод: Успешно справились с заданием, определили два корня, связанные соединительной гласной.

*фонарики

Просвечивают картинку фонариком, видят звездопад, самолёт, ледокол, снегопад.

*сложные слова

*фонарики

*дидактические картинки: звездопад, самолёт, ледокол, снегопад.

*части слов

3 мин.

* «Северное сияние»

(составление предложения)

Слайд № 27

- Белый медведь предлагает вам познакомиться ещё с одним необычным явлением Арктики – северным сиянием.

- Белый медведь является символом арктических просторов нашей страны. А как его называют, вы сейчас узнаете, правильно собрав разноцветные слова в предложение.

Слайд № 28

-Сколько слов в предложении.

-Повторим правила написания предложения.

-Зеленой ручкой покажите границы предложения.

-Красной ручкой подчеркните гласные: первого ряда одной чертой, второго ряда двумя чертами.

- Зеленой ручкой подчеркните орфограммы, которые встретились в предложении.

*выстраивают слова по порядку.

Белый медведь - хозяин Арктики.

*-границы предложения;

-мягкий знак показатель

мягкости;

-имена собственные;

-безударные гласные, словарное слово.  

*презентация

*рабочие листы

*цветные ручки

3 мин.

VI.  Подведение итогов:

*домашнее задание.

- Ребята, вы достойно справились с заданиями. Умело использовали свои знания   при выполнении исследований родственных и однокоренных слов. Наша экспедиция завершилась.

Слайд № 29

- Дома, каждый из вас выполнит задания, которые вам приготовил белый медвежонок.

*распечатка «Белый медвежонок»

1 мин.

*рефлексия деятельности

Слайд № 30

- О ваших впечатлениях о уроке расскажут ледоколы, которые вы раскрасите определенным цветом.

-  А какой цвет для этого нужен, вы определите сами:

*Красные ледокол идёт,

Он победу вам несёт.

Выполнил ты всё на пять,

Будем дальше изучать.

*Синий ледокол – прекрасный

Прогудел: «Всё было ясно!»

*А зелёный дал сигнал:

«Получай хороший бал!»

 *уч-ся выбирают ледокол в соответствии со своим настроением, приклеивают их на мини-макет Арктики

*мини-макеты Арктики;

*  ледоколы;

*цветные карандаши;

*клей.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

методическая разработка логопедического занятия по теме "Родственные слова"

Данный материал представляет собой методическую разработку логопедического занятия по теме "Родственные слова"для учащихся 2 класса начальной школы....

Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.  Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, ...

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"...

Методическая разработка. Логопедическое занятие Тема:" Состав слова. Корень. Правописание безударной гласной в корне"

Методическая разработка  для уащихся 3 классов, посещающих школьный логопедический пункт. Направлена на развитие орфографической зоркости, расширение и актуализации словарного запаса, развитие ко...