Методическая разработка. Логопедическое занятие Тема:" Состав слова. Корень. Правописание безударной гласной в корне"
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Методическая разработка  для уащихся 3 классов, посещающих школьный логопедический пункт. Направлена на развитие орфографической зоркости, расширение и актуализации словарного запаса, развитие когнитивных процессов(памяти, внимания, мышления, воображения), воспитания интереса к героическому прошлому России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ЦППМСП Пушкинского района СПб

Конспект логопедического занятия

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 3 классов».

Разработчики: учитель-логопед Чурикова Е.А., учитель-логопед Ёлкина  Н.Г., учитель-логопед  Дроздова В.А.

Тема: Состав слова. Корень. Правописание безударной гласной в корне.

 

Составитель: учитель-логопед

ГБУ ДО ЦППМСП

 Михайловская О.А.

САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

2023

Дата проведения: 17.02.2023 г.

Логопедическая тема: «Состав слова.  Корень. Правописание безударной гласной в корне».

Грамматическая тема: «Словообразование. Словоизменение.»

Лексическая тема: «Русские богатыри»

Цель:  Совершенствование навыка правописания безударной гласной в корне слова.

Задачи:

Коррекционно - развивающие:

- развитие  орфографической зоркости;

- расширение и актуализация  словарного запаса;

- развитие грамматического строя речи (словоизменение, словообразование);

- развитие когнитивных процессов (память, внимание, мышление, воображение);

- развитие  мелкой моторики;

- развитие познавательной активности обучающихся.

Образовательные:

- закрепление представлений о безударной гласной;

- систематизация знаний о способах поверки безударной гласной;

- совершенствование умения выделять безударный гласный в слове;

- закрепление алгоритма проверки  безударной гласной;

- совершенствование умения определять проверочное и проверяемое слово;

- обогащение и уточнение словаря по теме «Русские богатыри» (прилагательные);

- формирование умения образовывать родственные слова.

Воспитательные:

- воспитание интереса к русскому языку;

- воспитание интереса к героическому прошлому России;

- совершенствование навыков самоконтроля;

- воспитание культуры речи обучающихся;

- воспитание доброжелательного отношение друг к другу при работе в паре или команде, умение  работать в коллективе;

Оборудование урока:

  1. Компьютер, интерактивная доска, презентация.
  2. Демонстрационный материал.
  3. Раздаточный материал.
  4. Тетради, ручки, карандаши, маркеры.

Этапы

Деятельность

Оборудование урока

Время

учителя

учащихся

I.Организационный момент :

-создание положительного настроя на занятие

- Здравствуйте!

На  уроке будьте старательными,

Будьте спокойными и внимательными.

Если хотите отвечать,

Надо руку поднимать,

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу

Подними спокойно руку.

*Дети здороваются.

 *презентация

2

мин.

II. Повторение. Актуализация знаний уч-ся:

-воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся;

 - пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме

- Ребята, посмотрите на экран, догадайтесь, какую орфограмму я зашифровала данными рисунками  символами?

- Вам необходимо обосновать свой ответ, доказать, что вы правы.

Вывод: Ну что ж, вы верно расшифровали символические рисунки. Вспомнили, что лишь став сильным – ударным, гласный звук позволяет нам безошибочно написать необходимую букву в проверяемом слове.

*уч-ся анализируют изображения.

*ответы детей:

-безударная гласная в корне слова.

-  Правило

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

- Опасные гласные

Этих гласных ровно пять

Нам их надо проверять!

А.О,Е,И,Я – ошибаться в них нельзя!

- Способы проверки

  • Часто достаточно число лишь изменить, чтобы проверочное слово получить;
  • Если ласково слово назовешь проверку для гласной опасной найдешь;
  • Новый способ проверки готов я вам открыть: нужно слово с гласной безударной до корня сократить;
  • Одну часть речи в другую превратить и снова проверочное слово получить;
  • Глаголам с безударной гласной просто управлять: попробуйте его форму и время поменять.

- Рифмовка – напоминалочка

Если гласный под сомненьем,

Ставь его под ударение!

8 мин.

III. Сообщение темы занятия:

- определение направлений в изучаемой теме;

- постановка учебной задачи.

- Итак, вы верно определили тему нашего урока. Сегодня, вы будете продолжать подбирать проверочные слова для слов с безударным гласным звуком. А узнать, кто же будет помогать делать наш слабый безударный гласный звук сильным,  поможет следующее задание.

*презентация

*

 Разрезные фигуры

2 мин.

IV. Основная часть:

  • Алгоритм проверки безударной гласной

  • «Перевёртыши»

коллаж

  • «Орфографические указатели»
  • Кинезиологические упражнения

  • Орфографические пазлы

*Логопед приглашает детей подойти к доске, фразы алгоритма написаны на разрезанных фигурах:

-Если вы верно выстроите алгоритм проверки безударного гласного в корне слова, узнаете наших помощников.

- Какой предмет у вас получился?

-Переверните части меча и прочтите надпись.

1. -Настало время познакомится с ними.

- Каждый из вас получит слово, которое описывает наших героев, но в этих словах пропущена гласная.

- Определите, какая гласная пропущена, объясните свой выбор. Проверка должна соответствовать алгоритму.

- Проверим, верно ли вы справились с заданием. Если вы безошибочно выполнили задание, у нас получится изображение. Переверните карточки.

- Ребята вы узнали богатырей? Назовите их.

- Кто автор этой картины?

- Написал картину «Богатыри» Виктор Васнецов, работал над ней в течение 20 лет.

2. - Запишем данные слова с проверкой на рабочих листах.

- Подскажите правила оформления записи.

- Ребята, мы,  как и богатыри стоим на распутье дорог, помогут справиться с выбором пути-дороги орфографические указатели. Прежде чем приступим к выполнению задания, сделаем разминку.

- Вам необходимо орфографическими указателями отметить, какие орфограммы встретились в словах.

- Назовите, только те слова,  в которых встретилась орфограмма – безударная гласна в корне.

- Эти слова будут нашим ориентиром.

- Для богатыря очень важны его доспехи, это его защита, которая помогает ему выстоять в бою.

- Предлагаю собрать для богатырей щиты. Каждый щит с определенной буквой. Подберите  верно пазлы- украшения со словами, будьте готовы доказать проверочным словом ваш выбор. Работаете командой.

- Используя слова на щитах, опишите богатыря. Скажите, какому богатырю подходит это описание?

-Запишем под изображением каждого богатыря его описание.

*уч-ся рассматривают фразы алгоритма, выстраивают в определенной последовательности, получают изображение меча.

*Алгоритм проверки безударной гласной в корне.

*Произнеси слово, поставь ударение.

*Определи, в какой части слова находится безударный гласный.

*Выдели корень и безударный гласный.

*Подбери однокоренное проверочное слово или измени форму слова так, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.

*Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.

*Обозначь орфограмму.

*БОГАТЫРИ.

1.*м…гучий –  ударение падает на гласную у, безударная гласная в корне слова мог, проверочное слово мог. Гласная о .

*несг…баемый – ударение падает на гласную а безударная гласная в корне слова гиб, проверочное слово гибкий, гибок. Гласная и.

*непоб…димый – ударение падает на гласную и, безударная гласная в корне слова побед, проверочное слово победа. Гласная е.

*неустр…шимый – ударение падает на гласную и, безударная гласная в  корне слова страш, проверочное слово страх, страшный. Гласная а.

* Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

2. *Первым пишем проверочное слово, ставим ударение, выделяем корень, подчеркиваем проверочное слово зеленым карандашом или ручкой.

Затем записываем проверяемое слово, ставим ударение, выделяем корень, под безударной ставим большую красную точку, показывая ошибкоопасное место.

Учащиеся комментируют свой выбор.

*шина, чайка, конь, щиты, лев

*ландыши чашка ,пять, стрела, жираф

*мыши, чайник ,лось, копье ,гриб

*лыжи, туча, гусь, мечи, голубь

*е        

 пл…чистый, лег…ндарный, поб…дитель,

 см..льчак

*о

д…бродушный

в…левой

б…р…датый

неул…вимый

*а

уд…лой

бл…годушный

призн…нный

ув…жаемый

Коллаж-перевёртыш.

Рабочие листы.

Цветные карандаши, ручки.

«Орфографические указатели»

Кинезиологические упражнения

«Орфографические пазлы»

5 мин.

8 мин

5мин

5мин

V.Динамическая пауза

 

«Трава-вода-огонь и земля»

Трава – руки вверх, подняться на носочки.

Вода – руки в стороны, показать «волны» руками.

Огонь – взмахи руками над собой, вращение вокруг своей оси.

Земля – низко присесть.

*презентация

2мин

  • Дерево силы

Однокоренные слова

- Богатырская сила, спрятана в корнях земли русской. Соберем из слов, растущих из корня земля дерево силы.

- Каждый из вас получит небольшую подсказку. Необходимо вытянуть по 2 фанта.

- Отгадайте слова, которые я зашифровала.

- Объясните значение этих слов.

- Соберите, отгаданные слова из частей слова.

- Поставьте ударение.

- Есть ли среди этих слов, проверочное слов?

- Подберите проверочное слово к данным словам.

- Как называются слова, состоящие из двух корней?

*землекоп - рабочий, выполняющий земляные работы;

земляника – лесная ягода;

*землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности.

землянка- углубленное в землю жилище, засыпанное землей;

*землеройка- мелкий зверек, внешне похожий на мышь, но с мордочкой, вытянутой в виде хоботка

приземлился –опуститься на землю;

*землепашец- тот, кто пашет землю, занимается земледелием

земляк – уроженец одной с кем-нибудь местности;

 

карточки-фанты, части слова

5мин.

3 мин.

VI.  Подведение итогов:

  • домашнее задание.

-Ребята, вы достойно справились с заданиями. Ваша сила в знаниях и умениях, которые вы  умело используете на уроке.

- Дома, каждый из вас разгадает картинку – паутинку. Вам необходимо найти не менее 10 предметов, в названии которых есть безударный гласный звук в корне. Записать данные слова в тетрадь с проверкой. Помните об оформлении.

*картинка-паутинка

1 мин.

  • рефлексия деятельности

- О ваших впечатлениях  об уроке расскажут узоры, которыми вы украсите  мечи наших богатырей.

-  А какой цвет для этого нужен, вы определите сами:

Желтый лев спешит сказать: «Справился со всем на пять».

Алый солнца луч прекрасный – говорит: « Все было ясно».

А зеленый завиток: «Потрудись ещё, дружок!»

 *уч-ся выбирают узоры в соответствии со своим настроением, приклеивают их на рукоятку меча.

*  узоры: лев, солнце, завиток

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Разработка внеклассного занятия по русскому языку "КВН по безударным гласным в корне слова"

КВН - одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Во время игры любой учащийся может раскрыться, он не боится неудач. У учащихся формируется чувство коллективизма, развиваются умения  быс...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

система формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова на логопедических занятиях с учащимися 2-3 классов с ТНР

В презентации представлены способы работы над формированием навыка нахождения слов с безударной гласной в корне слова. Показаны 11 способов подбора слов к слову с безударной глассной....