Роль родителей в формировании детского коллектива
план-конспект урока (1 класс) по теме

Савоненко Марина Николаевна

Доклад на педагогические чтения. В работе формируются наработкпи для обобщения опыта по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedchteniya.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов»

Роль родителей в формировании детского коллектива

Доклад на педагогические чтения

Подготовила учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №33 с УИОП»

Савоненко Марина Николаевна

г. Старый Оскол – 2012г.

«Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего, состояния рода человеческого»

Э. Кант

Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению и сплочению семьи, становлению взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных и комфортных условий для развития ребёнка в семье и школе. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.

Семья - колыбель духовного рождения чело века. Многообразие отношений между ее членами, обна женность и непосредственность чувств, которые они пита ют друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ре бенка - все это создает благоприятную среду для эмоци онального и нравственного формирования личности.

Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни ма ленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ре бенка, его привычки. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребёнка. И каким будет ребенок, благополуч ным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между ее членами. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Создать сплочённый дружный коллектив в современной школе – задача сложная. Слишком большая разница между детьми по социальному и материальному положению родителей. С приходом ребёнка в школу эта разница становится более заметной, и педагогам приходится строить отношения с учащимися таким образом, чтобы эта грань становилась менее заметной. В своей педагогической практике часто приходится сталкиваться с тем, что родители, отдав ребёнка в школу, считают его достаточно самостоятельным и взрослым. Предоставляют детям полную свободу, тем более, что большинство родителей проводят на работе очень много времени, а встречаются и такие, кому вообще нет дела, как и с кем проводит время их ребёнок.

Чтобы помочь родителям стать для учеников помощником и другом, наставником в формировании дружного детского коллектива, в своей работе я ставлю следующие цели:

  1. Воспитание у детей миролюбия, понятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
  2. Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
  3. Воспитание умения терпимо относится к особенностям поведения людей, стремиться оказывать помощь и быть готовым её принимать;
  4. Формирование традиций классного коллектива.

В решении этих задач огромную роль играет  родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.

          Чем активнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями. К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, презентации семейного опыта, семейные праздники.

          Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. В процессе работы определяю вопросы педагогики и психологии, которые волнуют родителей. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали. Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.

           Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы. Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

          Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.

        Традиционный праздник «День семьи» - это подготовленный ежегодный концерт с конкурсами для детей и всех членов их семей. Такой праздник провожу после 8 марта, с детьми поздравляем и мужчин с прошедшим праздником, и женщин. Это праздник ученики ждут с нетерпением, так как только здесь они могут увидеть и понять, что класс – это большая дружная семья.

         Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

  1.      в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
  2.     в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
  3.    в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
  4.     в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
  5.   в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

      Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от оши бок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, дело в том, что наши по ступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети - наши постоянные свидетели. Они видят наши па дения, срывы, провалы, как бы мы ни старались скрыть это.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование детского коллектива через творческие дела.

Формирование детского коллектива  через творческие дела....

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...

Доклад "Роль классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива"

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данн...

Роль КТЛ при формировании детского коллектива

Статья о роли коллективного творческого дела при формировании и сплочении детского коллектива. В статье рассматриваются этапы организации КТД, поясняется важная роль  и актуальность проведения эт...

Роль воспитателя ГПД в формировании детского коллектива

Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время сложное хотелось бы не потерять увер...

Совместная работа классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива

Формы и методы работы совместного обучения и воспитания детей классного руководителя и родителей....