Методы и приемы формирования читательских способностей у детей начальной школы
статья по чтению (3 класс)

Дубинина Елена Владимировна

 

 Методы и приемы формирования читательских способностей у детей начальной школы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Методы и приемы формирования читательских способностей у детей начальной школы

Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции. К.Д.Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой, выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали».

Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Объектом данного исследования является  работа с художественным произведением – виды, приемы анализа текста, виды работ с текстом, упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения.

Предметом исследования является уровень сформированности читательских умений у младших школьников посредством разнообразных упражнений, методов, приемов, а также уровень восприятия художественного произведения и уровень литературного развития младших школьников.

Гипотеза исследования: Если  учитель будет систематически использовать на уроках чтения различные упражнения, методы и приемы, направленные на формирование системы читательских умений, то тем самым будет способствовать:

  • развитию мышления в целом и читательских умений в частности;
  • полноценному восприятию и осмыслению художественного произведения;
  • целостному анализу художественного произведения;
  • художественному, эстетическому развитию младших школьников;
  • литературному развитию детей и формированию литературного мышления.

Отсюда целью своей работы считаю: Создать педагогические условия формирования системы читательских умений у младших школьников.

В соответствии с целью мною определены следующие задачи: 

  1. Посредством анализа научно-методической литературы изучить современный опыт в области методики чтения, рассмотреть разные точки зрения.
  2. Определить систему читательских умений, формируемую в ходе анализа художественного произведения.
  3. Провести исследование и выявить уровень восприятия художественного произведения и соответствующий уровень литературного развития учащихся. Результаты отразить в диаграммах.
  4. Проводить исследования на выявление уровня сформированности читательских умений и уровня литературного развития учащихся в конце каждого триместра, сравнивать результаты, систематизировать их в таблице.

Для решения поставленных задач применялся целый комплекс методов исследования: сбор информации, анализ, сравнение, классификация и обобщение, тесты - опросники, постановка вопросов к тексту.

Современные программы качественно изменили стратегию обучения в этой предметной сфере. Прежде всего, методисты осознали, что на нынешнем этапе развития инновационных методических идей формирование навыка чтения не может являться главной целью современного урока чтения. Формирование навыка чтения как главная цель обучения рассматривается лишь на этапе обучения грамоте. В дальнейшем приоритетными становятся задачи, связанные с литературным образованием и развитием детей. Навык чтения совершенствуется и выступает как навык общеучебный, как средство формирования системы знаний и умений в других предметных областях: на уроках русского языка, математики, естествознания, истории, в том числе и на уроках литературы, литературного чтения, начального литературного образования. Невозможно не согласиться с программным утверждением В. А. Левина, одного из современных методистов: «Обучение грамоте и технике чтения не является прямой задачей литературного образования, но курс литературы учитывает эту задачу».

Художественная книга самоценна и совершенна, она наделена «ароматом» поэзии и высшего человеческого смысла. Главное ее предназначение - дарить читателю минуты и часы радости, взлетов души, постижения человеческих характеров и законов жизни. Стоит ли сужать ее духовные возможности до решения узко педагогической задачи - формирования навыка чтения?! Во многом именно учитель начальных классах наделен высокой миссией: он открывает перед начинающим читателем дверь в прекрасный, сложный и увлекательный мир искусства слова. К сожалению, часто происходит обратное: к концу обучения в начальной школе ребенок не только не развивает и углубляет свой интерес к чтению, но, наоборот, теряет драгоценные крупицы природной тяги к искусству. Увы, в этом виноват, прежде всего, его наставник, педагог. Поэтому при чтении собственно художественных произведений перед учителем должна стоять самая важная для эстетического развития ребенка цель: влюбить его в книгу, если эта любовь у ребенка еще не состоялась, или упрочить эту любовь, если она уже существует.

Если обобщить требования современных методистов, то можно сформулировать основные задачи обучения и развития младших школьников на уроках литературы:

  1. Развитие замечательного качества, присущего ребенку со времени его дошкольного детства – развитие и углубление его интереса к чтению художественной литературе. Результатом этого должна стать развитая потребность в чтении художественной книги, приобщение к ней как к искусству слова.
  2. Формирование необходимых для этого читательских качеств и умений, которые вырабатываются в целенаправленной читательской деятельности ребенка, как на уроке, так и во внеурочное время. Результатом этого должно стать формирование «квалифицированного», «развитого», «грамотного», «образованного» читателя.
  3. Овладение младшим школьником азов литературного образования, освоение первоначальных представлений о специфике литературы как вида искусства, о законах некоторых жанров, об особенностях произведений писателей-классиков, о структуре литературного произведения как единой художественной системы, об элементах художественной формы.

Необходимо подчеркнуть, что впервые в истории отечественной методики начального обучения в качестве одной из стратегических целей обучения выдвигается задача по формированию читателя. Об этом свидетельствуют практически все сегодняшние учебные программы в этой области. Разные методисты по-разному формулируют ведущее качество, свойство читателя, но в одном они сходятся: нужно научить ребенка общаться с книгой как с произведением искусства.

В программе «Литература как предмет эстетического цикла» авторы Г.Н.Кудина и 3.Н. Новлянская, система РО Эльконина - Давыдова, так определяют основную цель обучения: «Главная задача - формирование эстетически развитого читателя, который должен уметь понять и оценить точку зрения автора и высказать собственное суждение о литературе».

Важнейшим читательским умением, без которого невозможна культура полноценного восприятия и интерпретации художественного текста, является умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины. Именно на этапе начального обучения необходимо как можно больше внимания уделять развитию этой замечательной детской способности, способности к переживанию радости, печали и гнева, сострадания в воображаемых обстоятельствах. Именно воображение и умение чувством отзываться на художественный текст - это те ключи, которые открывают читателю мир искусства слова. А. С. Пушкин писал об этом феномене оживания печатной строки в душе читателя как о чуде, о счастье:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь.

Чем глубже читатель эмоционально откликается на мир чувств литературных персонажей, чем больше проживает с ними их жизнь, тем ярче и полноценнее он воспринимает художественное произведение и тем сильнее оно воздействует на него и формирует его как человека. Читатель, способный к такому чтению, проживет не одну, а много ярких и разнообразных жизней. Он становится богаче духовно, если в его чтении участвуют и ум, и сердце.

Для развития этого читательского умения сопереживать персонажам, эмоционально осваивать художественный мир необходимо учитывать интересы и потребности учащихся, как читательские, так и личностные. Известный педагог, психолог и детский писатель В. А. Левин предлагает соблюдать следующие методические рекомендации:

  • ребенок участвует в совместном чтении (как и в других занятиях искусством) добровольно и получает от этого эстетическую радость, удовольствие;
  • выбор произведения для чтения ребенок осуществляет самостоятельно, а не по списку «обязательной» литературы, заданной для всех;
  • взрослый читает лишь то, что ему самому доставляет читательское удовольствие, так как приобщить школьника к искусству может только тот, кто сам любит литературу;
  • ребенок имеет возможность оставаться с книгой наедине, самостоятельно возвращаясь к прочитанному произведению, автору, жанру, перечитывать целиком или выборочно;
  • почувствовав, что произведение выбрано не удачно (не интересно ребенку или не соответствует его сегодняшнему настроению), взрослый не упорствует, не заставляет ребенка слушать или читать до конца, а откладывает текст.

Об учете читательских интересов и пристрастий в свое время писала и 3. И. Романовская, которая предлагала учителю в выборе материала для чтения на уроке ориентироваться на эмоциональное состояние детей. Для этого она рекомендовала учителю готовиться сразу к 5-6 урокам и быть готовым к замене произведения в зависимости от читательского настроя в классе.

Методические приемы восприятия, анализа и понимания образа-персонажа.

  1. Перечитывание и выборочных пересказ с целью выявления мотивов и последствий поступков.
  2. Перечитывание, выборочный пересказ с целью акцентировать внимание читателя на внутреннем мире героя, на что мало обращается внимания при самостоятельном чтении. Сопоставление внутренних переживании персонажа и его поступков.
  3. Чтение по ролям. Работа над выразительностью речи персонажа. Анализ авторских ремарок.
  4. «Расшифровка» внешности героя, его мимики, жестов, с целью выявления внутреннего состояния и характера персонажа.
  5. Анализ пейзажных зарисовок и предметов окружающей обстановки с целью углубления представлений о персонаже.
  6. Выявление отношений с другими персонажами.
  7. Создание развернутой характеристики героя по определенному плану. Творческий пересказ от лица героя с целью выявления его характера и внутренних переживаний.

Художественные средства создания образа-персонажа

  1. Изображение поступков персонажа, как основное средство создания характера.
  2. Изображение внутреннего мира героя, его размышлений, переживаний, внутренней речи
  3. Изображение внешней речи персонажа как одного из основных средств характеристики героя
  4. Изображение портрета персонажа (внешний вид, мимика, одежда)
  5. Изображение природы (пейзаж) и окружающей обстановки (интерьер) как средства косвенной характеристика внутреннего мира и характера персонажа
  6. Изображение персонажа в его сложных отношениях с окружающими людьми
  7. Создание индивидуального, неповторимого характера.

Наиболее эффективными приемами для формирования этого умения являются следующие: составление плана эпического произведения и озаглавливание его основных смысловых частей, создание диафильма, сценария для инсценирования текста.

Одним из трудно формируемых, но очень важных читательских умений является умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (особая ритмичность, звукопись, виды тропов, повторы, инверсии и т.д.). Дело не в том, чтобы составить список всех средств и научить школьника подыскивать к ним примеры из текста. Маленькому читателю порой необязательно заучивать названия разных тропов, хотя некоторые термины (сравнение, эпитет, олицетворение) школьники осваивают достаточно быстро и легко. Главная задача учителя состоит в том, чтобы научить начинающего читателя видеть функции данных средств поэтического языка, ощущать их неповторимость и красоту. Поэтому не стоит на уроке ограниваться заданием: «Перечитайте и подчеркните эпитеты (сравнения и т.д.)». Необходимо раскрывать учащимся содержательность этих поэтических средств, используя следующие типовые вопросы:

Какие слова кажутся вам наиболее красивыми, необычными, звучными?

Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

Какую картину они позволяют нарисовать?

Какие чувства, мысли хотел передать с их помощью поэт?

Укажем важнейшие методические приемы, помогающие сформировать это читательское умение. Во-первых, это выделение поэтических средств языка с целью воссоздания картин природы, характеристики героя, его переживаний. Очень эффективным средством являются подбор синонимов с целью осмысления оттенков значения авторского слова. Также оправдано сопоставление авторского текста с намеренно искаженным с целью оправдания и понимания авторского выбора.

Формирование читательских ценностей - главное направление в литературном развитии ребенка. Нельзя не согласиться с педагогом и психологом В. А. Левиным, который пишет: «Читатель может быть хорошо осведомлен в теории и истории литературы, может даже охотно и эффективно «разбирать» художественные произведения. Но если он читает не для себя, не «для души», не ради духовного общения с автором, а по мотивам, не соответствующим назначению искусства (например, ради отметки, престижа, эрудиции т.п.), то вряд ли искусство окажет на него реальное облагораживающее воздействие. И вряд ли можно говорить о полноценном художественном развитии такого читателя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.

В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....

Методы и приемы формирования регулятивных УУД у детей с ОВЗ в процессе обучения

Представлен доклад, в котором говорится об актуальности формирования регулятивных УУД у детей с ОВЗ, описываются методы и приемы их формирования у младших школьников....

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития

В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....

Методы и приемы формирования читательских способностей у детей начальной школы

Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции. К.Д.Ушинский, основоположник методики...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Представленный материал поможет учителю начальных классов организовать работу по исправлению нарушений чисьма у детей младшего школьного возраста...

Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников является читательская грамотность.В статье представлены некоторые приемы формирования читательской грамотности  обучающихся на уроках...