Технологическая карта к логопедическому занятию "Моя Тюмень"
план-конспект по логопедии
Логопедическое занятие "Моя Тюмень" решает такие задачи как расширение кругозора обучающихся, активного словаря, развитие навыков словообразования, совершенствование связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 301.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тема: | «Моя Тюмень» |
Тип занятия: | Тренировочное |
Используемые технологии: |
|
Цель занятия: | Создать условия для личностного осмысления учебной информации и осознанного овладения первичными умениями и навыками практической деятельности в типовых ситуациях, активизация познавательной и самостоятельной деятельности обучающегося |
Коррекционно – образовательные задачи: |
|
Коррекционно – развивающие задачи: |
|
Коррекционно – воспитательные задачи: |
|
Предметные результаты: | Знает название родного города, городские объекты; Умеет читать слова с твёрдыми и мягкими согласными, различать условные обозначения на карте города; ориентироваться в пространстве; составлять грамматически и логически правильные предложения с использованием глаголов, использовать антонимы, определять количество слогов в слове |
Личностные результаты: |
|
Метапредметные результаты: | Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Основные понятия: | Тюменская область, Тюмень, тюменцы, губернатор, карта города, театр, музей, вокзал, мост Влюблённых, река Тура, озеро. |
Перечень оборудования: | Рабочее место ребёнка, рабочее место педагога, клей – карандаш, атлас Тюменской области, карта Тюмени |
Межпредметные связи: | Окружающий мир, чтение, физическая культура, математика, технология |
Ресурсы: | Раздаточный наглядный материал |
Структура занятия: |
|
Список информационных источников: |
школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда).
текстов для обучения детей чтению. – Москва: Издательство АСТ, 2016 год. – 95 с.
дошкольников. - М.: Школьная Пресса, 2002. (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 7). - 120 с.
ФГОС. Реализация системно-деятельностного подхода на логопедических занятиях с детьми, имеющих речевые нарушения (на этапе реализации ФГОС для детей с ОВЗ). https://multiurok.ru/files/tekhnologiia-logopedicheskikh-zaniatii-po-fgos-rea.html3 |
№ п/п | Этапы | Время | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающегося |
1. | Вводно – организационный Цель: подготовка учащегося к работе на занятии. | 1 | Проверяет готовность к занятию. Организует приветствие в стихотворной форме: - Один, два, три – слушай и смотри! Три, два, один – все мы правильно сидим! | Слушает, настраивается на восприятие материала занятия. Читает стих совместно с логопедом. |
2. | Мотивационно – целевой Цель: обеспечение мотивации и принятия обучающимся цели учебно – познавательной деятельности. | 2 | Создаёт проблемную ситуацию, читает стихотворение, даёт установку подумать, о чём это стихотворение: Откройте атлас синий Вот лежит в короне нефтяной Чёрная жемчужина России, Область со страну величиной. Обеспечивает возникновение у обучающегося внутренней потребности включения в познавательную деятельность с помощью подводящего диалога: - Так описал карту Тюменской области тюменский поэт Владимир Нечволда. - Откроем атлас, найдём её. - В каждой области есть главный город, где работает губернатор – главный человек, которые решает все вопросы. Как называется главный город Тюменской области? - Тюмень – город, в котором мы живём, учимся и работаем. - Как ты думаешь, о чём мы будем сегодня говорить? Показывает карту Тюмени. - Чтобы в городе было легко ориентироваться, жители и путешественники используют карту города. - Посмотри на карту, можно сразу определить, что обозначают геометрические фигурки, оранжевые полоски, голубые линии, зелёные и голубые участки, слова? - Как узнаем, что они обозначают? - Отправимся в путешествие по городу, побываем в разных уголках нашего города. Уточняет понимание обучающимся поставленных целей занятия: - Что мы будем делать на занятии? | Слушает стихотворение, рассуждает. Рассуждает, отвечает на вопросы. Выполняет предложенные действия Обсуждает решение поставленной проблемы. Выполняют предложенные действия. Определяет средства исследования. Проговаривает цель занятия. |
3. | Ориентировочный (актуализация знаний). Цель: актуализация опорных умений. | 2 | Руководит действиями обучающегося с помощью подводящего диалога. Раздаёт необходимый текстовый материал для задания «Четвёртый лишний», подводит итог выполненного задания. - Вспомним, а что можно отметить на карте? - Я задаю вопрос, ты прочитываешь 4 слова и выбираешь лишнее, оно и будет ответом на мой вопрос.
Театр, музей, дельфинарий, вокзал.
транспорта нет в нашем городе? Автобус, троллейбус, трамвай, такси.
находится наша школа? Ленина, Одесская, Пржевальского, Мира. | Рассуждает, отвечает на вопросы полным ответом. Выполняет задание. Подводит промежуточный итог. |
4. | Корреционно – развивающий. Цель: развитие артикуляционной моторики | 2 | Руководит действиями обучающегося с помощью подводящего диалога: - Что обозначают геометрические фигуры на карте? Вспомним, какие фигуры существуют. Показывает пример выполнения артикуляционных упражнений. Артикуляционная гимнастика «Фигуры»: - Прямоугольник – язычок упираем в правый / левый уголок рта; - Треугольник – язык упираем в правый уголок рта, прижимаем к верхней губе, упираем в левый уголок рта; - Круг – облизываем по часовой стрелке губы / зубы. - Овал – рот открываем, язык кладём на нижнюю губу, загибаем бока языка. - Фигурами обозначают здания. Давай найдем то здание, которое посещаем мы с тобой чаще всего – это школа. Даёт образец проговаривания чистоговорки. Корректирует выполнение заданий: - Повтори чистоговорку: Прямоугольник на карте нарисовали В нём дом или школу мы узнавали. - Приклей изображение школы на карту. | Рассуждает, отвечает на вопросы полным ответом. Выполняет артикуляционные упражнения. Выполняет задание. Проговаривает чистоговорку с разной интонацией. Приклеивает фото школы на карту. |
5. | Корреционно – развивающий. Цель: профилактика нарушений зрения и развитие пространственной ориентировки | 2 | Даёт задание по ориентировке в пространстве. Показывает пример выполнения упражнения для глаз: - Геометрическими фигурами обозначают все здания, которые есть в городе, давай вспомним их, послушай стих и повтори за мной движения. Встречаем радостных друзей - смотрят вправо, влево С ними можно и в музей – смотрят вверх В цирк пойти и на каток - смотрят вниз И погулять в любой денёк – моргают - Какие учреждения Тюмени ты услышал в стихотворении? - Найдем их на карте города и приклеим их изображение. | Выполняет упражнения для глаз. Озвучивает ответы на вопросы. Приклеивает картинку на карту. |
6. | Коррекционно - развивающий. Цель: развитие мелкой моторики | 1 | Организует игру «Улица моя», показывает пример выполнения упражнения для пальчиков. Корректирует выполнение обучающимся задания. Это улица моя (левая рука перед грудью, ладонью вверх. Указательным и средним пальцами правой руки «бежать» по раскрытой ладони) Здесь высокие дома, (на носочках, ладони параллельно друг другу, пальцы подняты вверх) Дом родимый мой и школа (изобразить пальцами «домик»; затем ладони опустить параллельно на уровне груди, локти развести в стороны, соединить руки, соприкасаясь средними пальцами) Учимся мы здесь, друзья. (согнув локти, поднять правую руку вверх. Левую руку согнуть и приложить ладонью вниз к правому локтю) Руководит действиями ребёнка с помощью подводящего диалога. - О чём стихотворение рассказали? Как ты думаешь, как обозначается улица на карте? Улицы на карте обозначаются линиями. - Прочитай, какие улицы есть в Тюмени. - Приклей яркую полоску на одну из улиц на карте. | Играет в игру «Улица моя». Отвечает на вопросы полным ответом. Приклеивает полоску на карту. |
7. | Практическая учебно – познавательная деятельность. Цель: развитие лексико – грамматического строя речи | 4 | Предлагает задание «Скажи наоборот»: - Наш город становится больше с каждым днём. Опишем его. Закончи предложение, подобрав слово с противоположным значением. В нашем городе есть улица узкая, а есть – ? Есть дорога длинная, а есть – ? Есть тропинка прямая, а есть – ? Есть путь далекий, а есть – ? Есть дом большой, а есть – ? Есть мост высокий, а есть – ? Есть река мелкая, а есть – ? Предлагает задание «Посчитай предметы»: - Тюмень – это большой город, посчитаем, что в нём есть, например, одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц. - Посчитай дома, деревья, школы, магазины, банки, реки. - Какая река течёт в нашем городе? Сколько слогов в слове «Тура»? - Прочитай названия, определи, сколько слогов в каждом слове: Алебашево, Андреевское, Липовое, Круглое, Кирчим, Лебяжье. - Как ты думаешь, названия чего ты только что прочитал? - Как обозначается реки и озёра на карте? Их обозначают голубым цветом и фигурой с границами данного озера. - Найди озеро по контуру на карте города и приклей его. | Выполняет задание. Отвечает на вопросы. Выполняет задание. Рассуждает, делает выводы. Приклеивает контур озера на карту. |
8. | Коррекционно - развивающий. Цель: развитие общей моторики | 1 | Проводит игру «Тюменцы», читает стихотворение, показывает движения, ребёнок повторяет: Давайте Тюменцы, дружить друг с другом, (берутся за руки, идут по кругу) Как птицы с небом, как травы с лугом, (руки поднимают вверх, опускают вниз) Как ветер с полем, поля с дождями. (руки в стороны, обнимаем себя) Как дружит солнце со всеми нами! (руки поднимаем вверх, кружимся вокруг себя) Первый раз логопед читает стих, ребёнок повторяет движения, затем ребёнок повторяет и слова, и движения. | Слушает инструкцию, принимает правила, повторяет движения, запоминает слова. |
9. | Практическая учебно – познавательная деятельность: развитие навыка чтения | 2 | Ставит промежуточный проблемный вопрос, предлагает для его решения прочитать стихотворение. - В Тюмени много достопримечательностей, но есть место, где хочет побывать каждый турист. Что это за место? Чтобы понять, прочитай стихотворение: Над тихой рекою Над светлой Турою Наш город любимый стоит. Над ним как метели, Года пролетели, А он стал моложе на вид. Под солнцем свободы В последние годы Стал краше наш город родной. Гудки теплоходов и наших заводов Поют над Тюменью родной. - О каком месте говорится в стихотворении? - Найди на карте города мост Влюблённых и приклей изображение моста. | Рассуждает, отвечая на поставленные вопросы, читает предложенный текст. Выполняет предложенное задание. |
10 | Рефлексивно –оценочный | 2 | Организует оценивание обучающимся собственной деятельности, фиксирует неразрешенные затруднения для будущей познавательно-исследовательской деятельности: - Какую цель мы ставили с тобой в начале занятия? Удалось ли нам её достичь? Что обозначают геометрические фигуры, линии на карте? Тебе пригодится созданная карта? Предлагает выбрать сердечко, и закончить начатое педагогом предложение «Я люблю свой город за то, что он…» Прощается. | Высказывается по поводу изученного материала – что понравилось, что запомнил. Даёт самооценку результатов своей деятельности. |
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта группового логопедического занятия «Употребление в речи падежных форм существительных. Звуки р-л».
Конспект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письма, обусловленных СНР средней степени (для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью)....
Технологическая карта к логопедическому занятию "Путешествие по тундре" по теме "Животные. Предлоги пространственного значения"
Занятие предназначено для учащихся 1 классов с логопедческим заключением ОНР III уровня. Занятие написано в соответствии с региональным компонентом образовательного учреждения, является авторским, пос...
Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Дифференциация звуков и букв Б-П» с использованием ИКТ для обучающихся 4 класса
Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Б-П в словах и предложениях в устной и письменной речиЗадачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков б-п;- закре...
Технологическая карта к логопедическому занятию на тему: "Прямые и переносные значения слов"
Тема занятия включена в раздел : " Расширение и актуализация словаря; морфологический и семантический анализ слов". Спользованны технологии на основе системно-деятельностного подхода, здоров...
Технологическая карта открытого логопедического занятия 4 класс
Групповое логопедическое занятие для учащихся 4 класса с ОВЗ.Технологическая карта занятияУчитель-логопед ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга Мигурская А.А.Предмет: групповое:логоп...
Технологическая карта группового логопедического занятия для детей 1 класса ТНР, направленного на преодоление акустико-артикуляторной дисграфии
Логопедическое заключение: ОНР III-IVТема: «Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.»Цель: закрепление у детей навыка различения и правильного употребления в речи...
Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса
Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мя...