Технологическая карта к логопедическому занятию "Моя Тюмень"
план-конспект по логопедии

Яхина Регина Рафаиловна

Логопедическое занятие "Моя Тюмень" решает такие задачи как расширение кругозора обучающихся, активного словаря, развитие навыков словообразования, совершенствование связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.docx301.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема:

«Моя Тюмень»

Тип занятия:

Тренировочное

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Игровые технологии;
  • Технология проектной деятельности

Цель занятия:

Создать условия для личностного осмысления учебной информации и осознанного овладения первичными умениями и навыками практической деятельности в типовых ситуациях, активизация познавательной и самостоятельной деятельности обучающегося

Коррекционно – образовательные задачи:

  • Расширить предметный и глагольный словарь по теме «Моя Тюмень»;
  • Закрепить умение согласовывать существительные и числительные;
  • Продолжить формировать умение правильно прочитывать слова и понимать смысл текста

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, мелкую, общую и артикуляционную моторику

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • Пробудить чувство уважительного отношения к городской среде;
  • Развивать доброжелательность, дружелюбность по отношению к жителям города

Предметные результаты:

Знает название родного города, городские объекты;

Умеет читать слова с твёрдыми и мягкими согласными, различать условные обозначения на карте города; ориентироваться в пространстве; составлять грамматически и логически правильные предложения с использованием глаголов, использовать антонимы, определять количество слогов в слове

Личностные результаты:

  1. Умеет рассуждать, анализировать и делать выводы;
  2. Проявляет в конкретных ситуациях внимательность и помощь;
  3. Считается с мнением другого человека;
  4. Демонстрирует готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  5. Знает представителей животного мира жарких стран

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  1. Строит грамматически правильные синтаксические конструкции;
  2. Осуществляет синтез как составление единого целого из частей;
  3. Умеет работать со словесным, наглядным источниками информации по предложенной теме;

Регулятивные УУД:

  1. Принимает и сохраняет учебную задачу;
  2. Планирует свои действия для выполнения задания;
  3. Регулирует свои способности к мобилизации сил и энергии при выполнении задания, способен к волевому усилию при преодолении учебных трудностей;

Коммуникативные УУД:

  1. Планирует учебное сотрудничество с учителем;
  2. С достаточной полнотой и точностью выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  3. Владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

Основные понятия:

Тюменская область, Тюмень, тюменцы, губернатор, карта города, театр, музей, вокзал, мост Влюблённых, река Тура, озеро.

Перечень оборудования:

Рабочее место ребёнка, рабочее место педагога, клей – карандаш, атлас Тюменской области, карта Тюмени

Межпредметные связи:

Окружающий мир, чтение, физическая культура, математика, технология

Ресурсы:

Раздаточный наглядный материал

Структура занятия:

  1. Вводно – организационный – 1 минута;
  2. Мотивационно – целевой – 2 минуты;
  3. Ориентировочный (актуализация знаний) – 2 минуты;
  4. Коррекционно – развивающий (развитие артикуляционной моторики) – 2 минуты;
  5. Коррекционно – развивающий (профилактика нарушений зрения и развитие пространственной ориентировки) – 2 минуты;
  6. Коррекционно – развивающий (развитие мелкой моторики) – 1 минута;
  7. Практическая учебно – познавательная деятельность – 4 минуты;
  8. Коррекционно – развивающий (развитие общей моторики) – 1 минута;
  9. Практическая учебно – познавательная деятельность (развитие навыка чтения) – 3 минуты;
  10. Рефлексивно – оценочный – 2 минуты.

Список информационных источников:

  1. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение

школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда).

  1. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. 100 познавательных

текстов для обучения детей чтению. – Москва: Издательство АСТ, 2016 год. – 95 с.

  1. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи

дошкольников. - М.: Школьная Пресса, 2002. (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 7). - 120 с.

  1. Статья «Технология логопедических занятий по

ФГОС. Реализация системно-деятельностного подхода на логопедических занятиях с детьми, имеющих речевые нарушения (на этапе реализации ФГОС для детей с ОВЗ).

https://multiurok.ru/files/tekhnologiia-logopedicheskikh-zaniatii-po-fgos-rea.html3

№ п/п

Этапы

Время

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающегося

1.

Вводно – организационный

Цель: подготовка учащегося к работе на занятии.

1

Проверяет готовность к занятию.

Организует приветствие в стихотворной форме:

- Один, два, три – слушай и смотри!

Три, два, один – все мы правильно сидим!

Слушает, настраивается на восприятие материала занятия.

Читает стих совместно с логопедом.

2.

Мотивационно – целевой

Цель: обеспечение мотивации и принятия обучающимся цели учебно – познавательной деятельности.

2

Создаёт проблемную ситуацию, читает стихотворение, даёт установку подумать, о чём это стихотворение:

Откройте атлас синий

Вот лежит в короне нефтяной

Чёрная жемчужина России,

Область со страну величиной.

Обеспечивает возникновение у обучающегося внутренней потребности включения в познавательную деятельность с помощью подводящего диалога:

- Так описал карту Тюменской области тюменский поэт Владимир Нечволда.

- Откроем атлас, найдём её.

- В каждой области есть главный город, где работает губернатор – главный человек, которые решает все вопросы. Как называется главный город Тюменской области?

- Тюмень – город, в котором мы живём, учимся и работаем.

- Как ты думаешь, о чём мы будем сегодня говорить?

Показывает карту Тюмени.

- Чтобы в городе было легко ориентироваться, жители и путешественники используют карту города.

- Посмотри на карту, можно сразу определить, что обозначают геометрические фигурки, оранжевые полоски, голубые линии, зелёные и голубые участки, слова?

- Как узнаем, что они обозначают?

- Отправимся в путешествие по городу, побываем в разных уголках нашего города.

Уточняет понимание обучающимся поставленных целей занятия:

- Что мы будем делать на занятии?

Слушает стихотворение, рассуждает.

Рассуждает, отвечает на вопросы.

Выполняет предложенные действия

Обсуждает решение поставленной проблемы.

Выполняют предложенные действия.

Определяет средства исследования.

Проговаривает цель занятия.

3.

Ориентировочный (актуализация знаний).

Цель: актуализация опорных умений.

2

Руководит действиями обучающегося с помощью подводящего диалога. Раздаёт необходимый текстовый материал для задания «Четвёртый лишний», подводит итог выполненного задания.

- Вспомним, а что можно отметить на карте?

- Я задаю вопрос, ты прочитываешь 4 слова и выбираешь лишнее, оно и будет ответом на мой вопрос.

  1. Какого здания нет в городе Тюмени?

Театр, музей, дельфинарий, вокзал.

  1. Какого пассажирского

транспорта нет в нашем городе?

Автобус, троллейбус, трамвай, такси.

  1. На какой улице

находится наша школа? Ленина, Одесская, Пржевальского, Мира.

Рассуждает, отвечает на вопросы полным ответом.

Выполняет задание. Подводит промежуточный итог.

4.

Корреционно – развивающий. Цель: развитие артикуляционной моторики

2

Руководит действиями обучающегося с помощью подводящего диалога:

- Что обозначают геометрические фигуры на карте? Вспомним, какие фигуры существуют.

Показывает пример выполнения артикуляционных упражнений.

Артикуляционная гимнастика «Фигуры»:

- Прямоугольник – язычок упираем в правый / левый уголок рта;

- Треугольник – язык упираем в правый уголок рта, прижимаем к верхней губе, упираем в левый уголок рта;

- Круг – облизываем по часовой стрелке губы / зубы.

- Овал – рот открываем, язык кладём на нижнюю губу, загибаем бока языка.

- Фигурами обозначают здания. Давай найдем то здание, которое посещаем мы с тобой чаще всего – это школа.

Даёт образец проговаривания чистоговорки. Корректирует выполнение заданий:

- Повтори чистоговорку:

Прямоугольник на карте нарисовали

В нём дом или школу мы узнавали.

- Приклей изображение школы на карту.

Рассуждает, отвечает на вопросы полным ответом.

Выполняет артикуляционные упражнения.

Выполняет задание.

Проговаривает чистоговорку с разной интонацией.

Приклеивает фото школы на карту.

5.

Корреционно – развивающий. Цель: профилактика нарушений зрения и развитие пространственной ориентировки

2

Даёт задание по ориентировке в пространстве. Показывает пример выполнения упражнения для глаз:

- Геометрическими фигурами обозначают все здания, которые есть в городе, давай вспомним их, послушай стих и повтори за мной движения.

Встречаем радостных друзей - смотрят вправо, влево

С ними можно и в музей – смотрят вверх

В цирк пойти и на каток - смотрят вниз

И погулять в любой денёк –  моргают

- Какие учреждения Тюмени ты услышал в стихотворении?

- Найдем их на карте города и приклеим их изображение.

Выполняет упражнения для глаз.

Озвучивает ответы на вопросы.

Приклеивает картинку на карту.

6.

Коррекционно - развивающий. Цель: развитие мелкой моторики 

1

Организует игру «Улица моя», показывает пример выполнения упражнения для пальчиков. Корректирует выполнение обучающимся задания.

Это улица моя (левая рука перед грудью, ладонью вверх. Указательным и средним пальцами правой руки «бежать» по раскрытой ладони)

Здесь высокие дома, (на носочках, ладони параллельно друг другу, пальцы подняты вверх)

Дом родимый мой и школа (изобразить пальцами «домик»; затем ладони опустить параллельно на уровне груди, локти развести в стороны, соединить руки, соприкасаясь средними пальцами)

Учимся мы здесь, друзья. 

(согнув локти, поднять правую руку вверх. Левую руку согнуть и приложить ладонью вниз к правому локтю)

Руководит действиями ребёнка с помощью подводящего диалога.

- О чём стихотворение рассказали? Как ты думаешь, как обозначается улица на карте? Улицы на карте обозначаются линиями.

- Прочитай, какие улицы есть в Тюмени.

 - Приклей яркую полоску на одну из улиц на карте.

Играет в игру «Улица моя».

Отвечает на вопросы полным ответом.

Приклеивает полоску на карту.

7.

Практическая учебно – познавательная деятельность. Цель: развитие лексико – грамматического строя речи

4

Предлагает задание «Скажи наоборот»:

- Наш город становится больше с каждым днём. Опишем его. Закончи предложение, подобрав слово с противоположным значением.

В нашем городе есть улица узкая, а есть – ?

Есть дорога длинная, а есть – ?

Есть тропинка прямая, а есть – ?

Есть путь далекий, а есть – ?

Есть дом большой, а есть – ?

Есть мост высокий, а есть – ?

Есть река мелкая, а есть – ?

Предлагает задание «Посчитай предметы»:

- Тюмень – это большой город, посчитаем, что в нём есть, например, одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц.

- Посчитай дома, деревья, школы, магазины, банки, реки.

- Какая река течёт в нашем городе? Сколько слогов в слове «Тура»?

- Прочитай названия, определи, сколько слогов в каждом слове: Алебашево, Андреевское, Липовое, Круглое, Кирчим, Лебяжье.

- Как ты думаешь, названия чего ты только что прочитал?

- Как обозначается реки и озёра на карте? Их обозначают голубым цветом и фигурой с границами данного озера.

- Найди озеро по контуру на карте города и приклей его.

Выполняет задание.

Отвечает на вопросы.

Выполняет задание.

Рассуждает, делает выводы.

Приклеивает контур озера на карту.

8.

Коррекционно - развивающий. Цель: развитие общей моторики

1

Проводит игру «Тюменцы», читает стихотворение, показывает движения, ребёнок повторяет:

Давайте Тюменцы, дружить друг с другом,

(берутся за руки, идут по кругу)

Как птицы с небом, как травы с лугом,  (руки поднимают вверх, опускают вниз)

Как ветер с полем, поля с дождями. (руки в стороны, обнимаем себя)

Как дружит солнце со всеми нами! (руки поднимаем вверх, кружимся вокруг себя)

Первый раз логопед читает стих, ребёнок повторяет движения, затем ребёнок повторяет и слова, и движения.

Слушает инструкцию, принимает правила, повторяет движения, запоминает слова.

9.

Практическая учебно – познавательная деятельность: развитие навыка чтения

2

Ставит промежуточный проблемный вопрос, предлагает для его решения прочитать стихотворение.

- В Тюмени много достопримечательностей, но есть место, где хочет побывать каждый турист. Что это за место? Чтобы понять, прочитай стихотворение:

Над тихой рекою

Над светлой Турою

Наш город любимый стоит.

Над ним как метели,

Года пролетели,

А он стал моложе на вид.

Под солнцем свободы

В последние годы

Стал краше наш город родной.

Гудки теплоходов

и наших заводов

Поют над Тюменью родной.

- О каком месте говорится в стихотворении?

- Найди на карте города мост Влюблённых и приклей изображение моста.

Рассуждает, отвечая на поставленные вопросы, читает предложенный текст.

Выполняет предложенное задание.

10

Рефлексивно –оценочный

2

Организует оценивание обучающимся собственной деятельности, фиксирует неразрешенные затруднения для будущей познавательно-исследовательской деятельности:

- Какую цель мы ставили с тобой в начале занятия? Удалось ли нам её достичь? Что обозначают геометрические фигуры, линии на карте?  Тебе пригодится созданная карта?

Предлагает выбрать сердечко, и закончить начатое педагогом предложение «Я люблю свой город за то, что он…»

Прощается.

Высказывается по поводу изученного материала – что понравилось, что запомнил.

Даёт самооценку результатов своей деятельности.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта группового логопедического занятия «Употребление в речи падежных форм существительных. Звуки р-л».

Конспект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письма, обусловленных СНР средней степени (для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью)....

Технологическая карта к логопедическому занятию "Путешествие по тундре" по теме "Животные. Предлоги пространственного значения"

Занятие предназначено для учащихся 1 классов с логопедческим заключением ОНР III уровня. Занятие написано в соответствии с региональным компонентом образовательного учреждения, является авторским, пос...

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Дифференциация звуков и букв Б-П» с использованием ИКТ для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Б-П в словах и предложениях в устной и письменной речиЗадачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков б-п;- закре...

Технологическая карта к логопедическому занятию на тему: "Прямые и переносные значения слов"

Тема занятия включена в раздел : " Расширение и актуализация словаря; морфологический и семантический анализ слов". Спользованны технологии на основе системно-деятельностного подхода, здоров...

Технологическая карта открытого логопедического занятия 4 класс

Групповое логопедическое занятие для учащихся 4 класса с ОВЗ.Технологическая карта занятияУчитель-логопед ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга Мигурская А.А.Предмет: групповое:логоп...

Технологическая карта группового логопедического занятия для детей 1 класса ТНР, направленного на преодоление акустико-артикуляторной дисграфии

Логопедическое заключение: ОНР III-IVТема: «Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.»Цель: закрепление у детей навыка различения и правильного употребления в речи...

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мя...