Статья «Игровые технологии в коррекционной работе учителя – логопеда»
статья по логопедии
Использование игровой технологии в логопедической практике служит повышением мотивации к занятиям, увлеченностью в занятии, кроме того, обеспечивает результативность коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Игровые технологии в коррекционной работе учителя – логопеда»
Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра обладает «особым» признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не новый вопрос. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.
В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.
Выбор игровой технологии обоснован тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей, как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но именно на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
Использование игровой технологии в логопедической практике служит повышением мотивации к занятиям, увлеченностью в занятии, кроме того, обеспечивает результативность коррекционно-развивающей работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему требований к организации логопедической работы в школе. В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно - деятельностный подход, который заключается в том, что у обучающихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:
• коммуникативные действия (умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать в группе сверстников, выстраивать положительное коммуникативное взаимодействие);
• познавательные действия (умения обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной и письменной формах).
Использование игровых технологий на логопедических занятиях с младшими школьниками, помогает преодолевать трудности в коррекции нарушений устной и письменной речи, повышают мотивацию к занятиям, увеличивают результативность, развивают любознательность, интерес к родному (русскому) языку.
В практической работе с младшими школьниками используются различные игровые технологии, но традиционными, являются – дидактические (обучающие) игры.
Цель дидактических (обучающих) игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Основными задачами дидактических игр являются:
• формирование устойчивого интереса к занятиям и знаниям;
• развитие когнитивных функций;
• формирование общих учебных умений;
• формирование навыков самостоятельной учебной работы;
• формирование собственной учебной деятельности;
• формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Таким образом, организуя игровую деятельность обучающихся с речевыми нарушениями, обеспечивается системно-деятельностный подход к обучению.
Игровые технологии помогают ученику интегрироваться в группу сверстников, выстраивать речевое взаимодействие, учат слушать, вступать в диалог, активизируют познавательную деятельность, предупреждают и корректируют нарушения устной и письменной речи.
Коррекционно-развивающая работа предполагает четкое определение целей и задач, при этом игровой сюжет может развиваться параллельно основному содержанию работы.
При подборе логопедических игр основной акцент может быть направлен на:
-исправление звукопроизношения, чтобы избежать дальнейших ошибок на письме, которые позже находят отчетливое выражение и приобретают характер стойких дисграфических ошибок;
-формирование фонетико-фонематических процессов;
-формирование лексико-грамматического строя речи;
- расширение словарного запаса слов через уточнение и расширение семантических полей слов;
-формирование графического образа буквы и зрительного восприятия написанного слова;
- нормализация мышечного тонуса и координации движений;
-формирование пространственных представлений;
- развитие связной речи (диалогической и монологической).
Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной работе, можно использовать ролевые и сюжетные игры, игры-инсценировки, настольные игры, игры- «ходилки» (путешествия), игры-соревнования, игры - викторины и т.п. Во время игры внимание ребенка отвлекается от отрабатываемых когнитивных и моторных навыков, переводит их на непроизвольный уровень, снимается напряжение, страх не понять объясняемое, дает ощущение легкости усвоения материала.
В современной логопедической практике часто используют игровую технологию – синквейн. Работая с данным приемом, можно решить сразу несколько задач:
• изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более детальному усвоению;
• актуализируются знания о частях речи;
• знания о предложении;
• обогащается словарный запас;
• активизируется и развивается мыслительная деятельность;
• совершенствуется умение высказывать свои мысли и собственное отношение к происходящему.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие: первая строка состоит из одного слова, обычно, существительного (предмет), отражающего главную мысль и идею; вторая строка состоит из двух слов – это прилагательные (признак); третья строка состоит из трех слов – это глаголы (действия), описывающие действия в рамках темы; четвертая строка – это фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Например:
1. Солнце;
2. Яркое, утреннее;
3. Светит, встает, садится; 4. Я люблю, когда светит солнце; 5. Ярко.
При знакомстве детей с понятием «слово, обозначающее предмет», и слово, обозначающее действие предмета», готовится база для дальнейшей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой», учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и их признаки.
Использование игровых технологий на логопедических занятиях позволяется добиться качественного коррекционно – развивающего эффекта от занятий, дополняя стандартные формы работы учителя-логопеда. Использование игровых технологий предоставляет очевидные достоинства:
• активизация познавательной деятельности обучающихся;
• осуществление дифференцированного подхода к детям, находящимся на разных уровнях речевого развития;
• развитие когнитивных функций;
• активное знакомство с окружающим миром;
• активизация словарного запаса;
• коммуникация, адаптация и социализация, способствующая более успешному усвоению учащимися основных общеобразовательных программ;
• получению и закреплению знаний, умений, навыков и любви к русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС"
В статье описывается организация коррекционной работы в условиях ФГОС из опыта учителя-логопеда школы-интерната....
Статья на тему: "Игровые технологии в практике работы учителя-логопеда"
Коррекционая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова....
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обуче...
Игровые технологии в практике работы учителя – логопеда.
Использование игровых технологий на логопедических занятиях дает большой воспитательный и коррекционно - развивающий эффект, успешно дополняя стандартные формы работы. Достоинства использования ...
Статья: «Биоэнергопластика в коррекционной работе учителя-логопеда».
О применении биоэнергопластики в логопедической работе....
Статья на тему: "Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми-билингвами"
В статье рассматривается проблема обучения детей-билингвов, имеющих трудности в усвоении чтения и письма. Уделяется внимание логопедической помощи относительно данного вопроса....
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений,...