Статья: «Биоэнергопластика в коррекционной работе учителя-логопеда».
статья по логопедии
О применении биоэнергопластики в логопедической работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bioenergo.docx | 396.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Биоэнергопластика в коррекционной работе учителя-логопеда».
Человек правильно произносит различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Уже в младенчестве ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения отдельными звуками или их сочетаниями (бормотание, лепет). Такие движения являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Для четкой артикуляции звуков речи нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо.
Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками письма и чтения. Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей – это сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов основным из которых является артикуляционная гимнастика. Успешное обучение дошкольников, создание для них адекватных условий по преодолению трудностей при исправлении нарушений требует от учителя-логопеда целенаправленной, системной, вдумчивой, творческой работы. Чтобы деятельность, организуемая педагогом, была более результативной, необходим постоянный педагогический поиск современных технологий, методов и приёмов, которые предоставят возможность исправления или ослабления нарушений у дошкольников с дизартрией в кратчайшие сроки и при максимальном сохранении здоровья детей. «…Овладение новыми технологиями позволяет повысить эффективность воздействия, точнее предсказывать события, проектировать коррекционный процесс». На наш взгляд, одной из таких технологий является сопряженная гимнастика - биоэнергопластика.
Цель занятий с использованием сопряженной гимнастики – привлечение внимания ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ.
Задача: научить управлять соединению движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук и тела;
укреплять мышцы лица;
развивать мелкую моторику рук;
развивать связную речь.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Так же способствует развитию координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятии.
Проводимая в хорошем темпе, со сменой поз (сидя за столом, стоя в кругу), сопряженная гимнастика может применяться и как физминутка.
Работу над выполнением упражнений можно разделить на несколько этапов:
- Предварительно с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук. Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, а логопед сопровождает выполнение упражнений движениями своей руки. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.
- На следующем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой перед зеркалом.
- На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением логопедом.
- На заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.
Упражнения сопряженной гимнастики объединены простеньким сюжетом (виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов, схем-карточек, опорные рисунки). Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А участие самого ребенка в создании сюжетов вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
«Весенняя прогулка Язычка»
Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей) | Движения или статичная поза | |
рук | языка, губ | |
1. Однажды Язычок проснулся и увидел, что за окном выглянуло солнышко. Улыбнулся Язычок. | Имитация пробуждения, кисти рук в стороны | Губы в улыбке |
2. Подошел Язычок к окошку и открыл его. Выглянул, посмотрел вверх-вниз-вправо-влево | Кисти рук расставлены. Кисти рук двигаются вверх-вниз-вправо-влево | Рот открыт, язык свободно лежит за нижними зубами Язык движется вверх- вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы |
3. Вышел на прогулку: топ-топ-топ | Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным | Язык высовывается и прячется в рот |
4. Увидел, что растаял снег, но кое- где еще на площадке, на дорожке лежит. Стал раскидывать его лопатами | Пальцы вытянуты, Ладони соединяются «чашечкой» | Язык лопаточкой, затем сворачиваем чашечкой |
5.А еще надо подмести дорожки | Пальцы соединены, ладони двигаются вправо-влево | Язык двигается вправо-влево |
6. Устал, надо отдохнуть. Катается на карусели | Кисти рук двигаются по кругу | Движения языком по зубам, по кругу |
7. А сейчас на качелях покачается | Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. Поднять сомкнутые пальцы вверх, опустить ладонь вниз. | Язык движется вверх- вниз |
8. Ой! Смотри, какая лошадка показалась после растаявшего снега. Поскакали на лошадке. Останавливает лошадку – | Пальцы сомкнуты с большим пальцем, на каждое щелканье размыкать и смыкать пальцы рук. | Языком щелкаем, цокаем.) «Прррр» (губами или кончиком языка. Вызывая их вибрацию). |
9. Слез с лошадки. Ой, что случилось? Забор снегом поломало, починить нужно Красивый забор получился, улыбнемся. | Кисти рук в кулачке. Кулачками стучим друг о друга. | Языком стучим за верхними зубами (упр. «Молоток» т-т-т). губы растянуты в улыбку (упр. «Улыбка») |
10. Смотрит который час. Пора возвращаться домой. Как часики тикают? | Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз: повернуть кисть влево, повернуть вправо. | Улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и поочередно коснуться левого и правого угла рта. |
11. Пришел домой. Мама конфетки купила, ест. | Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Указательный палец правой руки упирается в ладошку левой руки, тоже палец левой- в ладошку правой. | Язык высовывается и прячется в рот. Язык упирается то в левую щеку, то в правую (упр. «Конфетка»). |
Схемы-карточки для комплексов артикуляционной гимнастики
упр. «Бегемотик» упр. «Лягушка» упр. «Чащечка» упр. «Хоботок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...
Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.
Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....
Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.
Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...
Статья "Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС"
В статье описывается организация коррекционной работы в условиях ФГОС из опыта учителя-логопеда школы-интерната....
Статья «Игровые технологии в коррекционной работе учителя – логопеда»
Использование игровой технологии в логопедической практике служит повышением мотивации к занятиям, увлеченностью в занятии, кроме того, обеспечивает результативность коррекционно-развивающей работы....
Статья на тему: «Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов при коррекции речевых нарушений у школьников».
Проблема нарушения устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных проблем в наше время. Поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в да...
Статья на тему: "Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми-билингвами"
В статье рассматривается проблема обучения детей-билингвов, имеющих трудности в усвоении чтения и письма. Уделяется внимание логопедической помощи относительно данного вопроса....