Методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии

Малофеева Анастасия Александровна

Данный материал содержит методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

ГБОУ школа №10 Калининского района

г. Санкт-Петербурга      

Учитель-логопед:

Малофеева Анастасия Александровна

В настоящее время в научно-практической сфере детской логопедии достаточно подробно разработаны методы и приемы коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Это проблемой занимались многие исследователи (З. Е. Агранович [2], Г.В, Бабина [3], С.Е. Большакова [4], Г.Г. Голубева [6], Р. Е. Левина [11], А. К. Маркова [9], О.И. Крупенчук [7], Т. А. Ткаченко [12, 13] и др.).

В основу разработки методических рекомендаций вошли следующие положения:

  1. Концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребёнка (Выготский Л.С. [5], Лурия А.Р. [8])

Недоразвитие высших психических функций представляет собой вторичное недоразвитие, являясь следствием поражения или недоразвития одной из зон коры головного мозга, обеспечивающей развитие элементарных психических функций. Вследствие этого, с целью создания благоприятных условий для коррекции речевого нарушения важно оказывать целостное воздействие на преодоление нарушений умственного, сенсорного и физического развития детей.

  1. Представления о структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи, согласно которым речевое недоразвитие имеет различное происхождение и различную структуру аномальных проявлений (Р.Е. Левина [11], Г.В. Чиркина [10], Т.Б. Филичева [14]).

Различная природа речевого дефекта проявляется в различном соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии речи. Кроме того, она определяет компенсаторные возможности ребенка, на которых строится коррекционное обучение.

  1. Представления о классификации слогов (Р.И. Аванесов [1], А. К. Маркова [9])

Согласно данному положению, выделяется несколько типов слогов в зависимости от соотношения их количества и типа (открытый/закрытый). В коррекционной работе слова используются в определенной последовательности с учетом их слоговой трудности: от легких к более трудным.

Методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи представлены двумя направлениями:

  1. Развитие способности восприятия звукослоговой структуры слова;
  2. Развитие способности воспроизведения звукослоговой структуры слов.

Реализация данных направлений осуществляется дифференцированно, в зависимости от уровня овладения звукослоговой структурой слов каждого конкретного ребёнка.

Этапы коррекционной работы по первому направлению:

  1. Развитие способности восприятия гласных звуков, слогов;
  2. Развитие способности восприятия слов различной звукослоговой структуры.

Методические рекомендации структурированы в зависимости от уровня развития способности восприятия звукослоговой структуры слова.

Детям с низким уровнем развития способности восприятия звукослоговой структуры слова предлагается начать работу с первого этапа. Детям со средним уровнем развития способности восприятия звукослоговой структуры слова предлагается начать работу со второго этапа.

Этапы коррекционной работы по второму направлению:

  1. Развитие способности воспроизводить отдельные слоги;
  2. Развитие способности воспроизводить звукослоговую структуру на материале слов;
  3. Автоматизация усвоенных навыков на материале фразовой речи.

Методические рекомендации структурированы в зависимости от уровня сформированности воспроизведения звукослоговой структуры слов.

Детям с низким уровнем сформированности умения воспроизводить звукослоговую структуру слов и с уровнем ниже среднего предлагается начать работу с первого этапа. Детям со средним уровнем сформированности умения воспроизводить звукослоговую структуру слов предлагается начать работу со второго этапа. Детям с уровнем выше среднего предлагается начать работу с третьего этапа.

Содержание методических рекомендаций по развитию способности восприятия звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

I этап

Цель: развитие восприятия гласных звуков, слогов.

Упражнение 1. Определение длины звучания языковой единицы.

Инструкция: «Подними короткий флажок, если услышишь короткий звук/слог, подними длинный флажок, если услышишь длинный звук/слог».

Упражнение 2. Определение силы звучания языковой единицы.

Инструкция: «Покажи картинку будильника, если услышишь громкий звук/слог, покажи картинку снежинки, если услышишь тихий звук/слог».

Упражнение 3. Определение количества языковых единиц в последовательности.

Инструкция: «Послушай, сколько раз пропела птица. Положи столько же фишек».

Речевой материал: а-а-а, у-у, ми-ми-ми, та-та-та, су-су-су-су.

Упражнение 4.  Определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду. [4]

Инструкция: «Послушай песенку и подними картинку с колокольчиком, если услышишь в песне громкие слоги».

Речевой материал: ма-ма-ма, во-во-во, ту-ту-ту, на-на-на, пы-пы-пы.

Упражнение 5. Определение места акцентно выделяемого компонента в слоговом ряду.

Инструкция: «Положи колокольчик в первое окошко, если услышишь громкий слог в начале, во второе окошко – если услышишь громкий слог в середине, в третье окошко – если услышишь громкий слог в конце».

Речевой материал: ма-ма-ма, ву-ву-ву, то-то-то, на-на-на, пы-пы-пы.

II этап

Цель: развитие способности восприятия слов различной звукослоговой структуры.

Упражнение 1.  Определение длины слова.

Инструкция: «Подними короткий флажок, если услышишь короткое слово, подними длинный флажок, если услышишь длинное слово».

Речевой материал: дом, стул, ёж, свет, малина, виноград, бумага, тарелка.

Упражнение 2. Отхлопывание ритмического рисунка слова.

Инструкция: «Отхлопай в ладоши слово, выделив громким хлопком слог, на который падает ударение».

Речевой материал:

  • двухсложные слова из открытых слогов – мама, папа, лапа, рама, мыло, луна, сало, рука, нога, вата, Ваня, Маша;
  • трехсложные слова из открытых слогов – малина, панама, машина, ворота, заборы, лимоны, канава, монеты, болото;
  • односложные слова – мак, нос, сон, бег, мох, люк, бак, гол;
  • двухсложные слова с одним закрытым слогом – каток, лоток, петух, пакет, туман;
  • двухсложные слова с одним закрытыми слогами и со стечением согласных– тыква, кофта, метро, туфли, ветка, нитка, компот, медведь, фартук, кровать, клубок, лента, папка;
  • трехсложные слова с закрытым слогом – котенок, пулемет, теленок, самолет, сарафан;
  • трехсложные слова из открытых слогов со стечением согласных – крапива, стаканы, красота;
  • трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом – памятник, светофор, автобус, пистолет, карандаш, вертолет, цыпленок, конфета, комната, рубашка, подушка;
  • односложные слова со стечением согласных звуков в начале или в конце слова – стол, стук, крот, сталь, гром, кнут, клей, хлеб, враг, брат, слон, друг, куст, мост, волк, лист, танк;
  • двухсложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова – ставни, спутник, кнопка, клетка, клумба, кружка, смуглый;
  • четырехсложные слова из открытых слогов – кукуруза, пуговица, черепаха, паутина, гусеница.

Упражнение 3. Лишнее слово.

Инструкция: «Послушай слова и назови лишнее слово».

Речевой материал: мак, бак, лак, банан; сом, дом, индюк, ком; лимон, вагон, кот, батон; ветка, диван, клетка, лимон, сук.

Упражнение 4. Правильно – неправильно.

Инструкция: «Послушай слово и скажи, правильно ли я его произнесла».

Речевой материал: молоток – момоток*, молоко – коломо*, машина – шинама*, зайка – зуйка*, собака – басака*, тыква – тывка*.

Приемы по развитию способности воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

I этап

Цель: развитие способности воспроизводить звукослоговую структуру изолированных слогов.

Упражнение 1. Наращивание слогового ряда.

Инструкция: «Скажи на один слог больше, чем я: ТА-ТО…»

Упражнение 2. Уменьшение слогового ряда.

Инструкция: «Скажи на один слог меньше, чем я: ТА-ТО-ТУ-ТЫ».

Упражнение 3. Обратные слоги.

Инструкция: «Поймай мяч и скажи слог наоборот: СА – АС, СО – ОС, СУ – УС, КА – АК, КО – ОК, КУ – УК».

Упражнение 4. Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.

  1. Слоговые ряды с согласным звуком и одинаковым гласным в начале ряда:

А – ТА, А – ТО, А – ТУ, А – ТЫ

И – ТА, И – ТО, И – ТУ, И – ТЫ

У – ТА, У – ТО, У – ТУ, У – ТЫ

О – ТА, О – ТО, О – ТУ, О – ТЫ

  1. Серии слогов с общим гласным и разными согласными звуками:

ТА – КА, ФА – КА, БА – ГА

ТА – КА – ПА, ФА – ХА – КА, БА – ДА – ГА

ПА – КА – ТА, КА – ФА – ХА, ГА – БА – ДА

МА – ПА, КА – НА, КА – ПА

МА – НА – ВА, ВА – МА – НА

(аналогично с другими гласными звуками)

  1. Серии слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости:

ПА – ПЯ        ПО – ПЁ      ПУ – ПЮ      ПЫ – ПИ

МА – МЯ      МО – МЁ     МУ – МЮ     МЫ – МИ    

ВА – ВЯ        ВО – ВЁ       ВУ – ВЮ      ВЫ – ВИ

ТА – ТЯ         ТО – ТЁ       ТУ – ТЮ      ТЫ – ТИ

БА – БЯ         БО – БЁ        БУ – БЮ      БЫ – БИ

ДА – ДЯ        ДО – ДЁ       ДУ – ДЮ     ДЫ – ДИ

ФА – ФЯ       ФО – ФЁ      ФУ – ФЮ    ФЫ – ФИ

  1. Серии слогов с наращиванием стечения согласных звуков:

ПА – ТПА, НА – ПНА, КА – ФКА, ФА – ТФА

ТА – ПТА, НА – ФНА, КА – ТКА, КА – ПКА

ТА – ФТА, МА – КМА, НА – КНА, ТА – КТА

(аналогично с другими гласными звуками)

  1. Серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными

ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЫ

ТМА – ТМО – ТМУ – ТМЫ

КТА – КТО – КТУ – КТЫ

КНА – КНО – КНУ – КНЫ

ФТА – ФТО – ФТУ – ФТЫ

ФКА – ФКО – ФКУ – ФКЫ

ТПА – ТПО – ТПУ – ТПЫ

ПНА – ПНО – ПНУ – ПНЫ

  1. Серии слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении

ПТА – ТПА, ВДА – ДВА, КТА – ТКА

ПКА – КПА, ФПА – ПФА, ФКА – КФА

ФТА – ТФА, ВЗА – ЗВА

ХТА – ТХА, ВБА – БВА

II этап

Цель: развитие способности воспроизводить звукослоговую структуру на материале слов.

Упражнение 1. Наращивание слога до слова.

Фа – фла – флаг.

Го – гос – гость.

Да – дав – давка.

Ма – май – майка.

Со – сто – стол.

Упражнение 2. Изменение структуры слова.

Море – моря – моряк.

Гриб – грибы – грибник.

Лес – леса – лесник.

Упражнение 3. Метаграммы. Составление цепочек слов с изменением в них одного звука.

Речевой материал:

Борт – порт – пост – мост.

Вал – вол – воз.

Ворота – ворона – корона – корова.

Ветка – метка – мерка.

Форма – норма – норка.

Мышка – мошка – мушка – сушка – Сашка – кашка – кошка – ножка – ложка.

Точка — тачка — пачка — почка — дочка.

Речка — печка — пенка — пешка.

Ручка — кучка — Жучка.

Весть — месть — жесть — лесть.

День — пень — лень.

Люк — лук — жук — сук — суп.

Ром — сом — лом — ком — дом.

Почка — дочка — кочка — мочка — точка — ночка — бочка.

Блошки – плошки.

Упражнение 4. Анаграммы. Замена слогов.

Речевой материал:

Банка – кабан.                         Камыш – мышка.               Насос – сосна.

Навес – весна.                         Жилы – лыжи.

Упражнение 5. Логографы.

  1. Уменьшение или увеличения количества звуков в слове.

Речевой материал:

Алина – малина.                                         Оса – коса.

Вол – волк.                                                  Пол – полк.

Гол – угол.                                                  Рак – мрак.

Гость – горсть.                                            Раны – краны.

Дар – удар.                                                  Роза – гроза.

Дочка – удочка.                                          Рот – рост.

Зуб – зубр.                                                   Сон – слон.

Каска – краска.                                            Стол – столб.

Кол – укол.                                                  Тело – тепло.

Кот – крот.                                                  Точка – уточка.

Кран – экран.                                              Усы – бусы.

Лапа – лампа.                                              Утка – шутка.

Мех – смех.                                                 Уха – муха.

Наряд – снаряд.                                          Шар – шарф.

  1. Добавление слогов.

Речевой материал:

Беда – победа.                                             Почка – лампочка.

Будки – незабудки.                                     Поля – поляна.

Вода – сковорода.                                       Пух – лопух.

Гвозди – гвоздика.                                      Пушка – хлопушка.

Года – погода.                                             Ребёнок – жеребёнок.

Годы – ягоды.                                              Ребро – серебро.

Град – виноград.                                          Рог – носорог.

Дуга – радуга.                                              Рога – дорога.

Жар – пожар.                                               Розы – морозы.

Зайка – мозайка.                                          Скрип – скрипка.

Зал – вокзал.                                                 Сор – мусор.

Лавка – булавка.                                           Стол – столица.

Лай – лайка.                                                   Тара – гитара.

Май – майка.                                                  Товар – товарищи.

Мошка – гармошка.                                       Точка – ласточка.

Упражнение 6. Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Инструкция: «Скажи (назови) ласково».

Речевой материал:

  1. Дом – домик, нос – носик, рот – ротик, мяч – мячик, стол – столик, глаз – глазик, ключ – ключик, самолёт – самолётик;
  2. Нора – норка, шуба – шубка, голова – головка, машина – машинка, трава – травка, конфета – конфетка;
  3. Стул – стульчик, диван – диванчик, вагон – вагончик, балкон – балкончик, магазин – магазинчик, помидор – помидорчик, телефон – телефончик, кувшин – кувшинчик;
  4. Миска – мисочка, булка – булочка, вилка – вилочка, юбка – юбочка, соска – сосочка, бутылка – бутылочка;
  5. Телята – телятки, козлята – козлятки, котята – котятки, утята – утятки, гусята – гусятки, лисята – лисятки.

Упражнение 7. Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования существительных от существительных с иным значением.

Инструкция: «Назови предмет и скажи, где он хранится».

Речевой материал:

Хлеб – хлебница.                               Сухарь – сухарница.

Сахар – сахарница.                            Перец – перечница.

Конфеты – конфетница.                    Горчица – горчичница.

Мыло – мыльница.                             Салат – салатница.

Селедка – селедочница.                     Суп – супница.

Соус – соусница.

Инструкция: «Что для чего служит?»

Речевой материал:

Чай – чайник.                                        Масло – масленка.

Кофе – кофейник.                                 Соль – солонка.                      

Молоко – молочник.

Упражнение 8. Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования названий детенышей животных.

Речевой материал:

Тигр – тигренок.                                    Слон – слоненок.

Медведь – медвежонок.                        Лев – львенок.

Лиса – лисенок.                                      Волк – волчонок.

Кошка – котенок.

Упражнение 9. Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования названий профессий женского рода с суффиксами -их-, -ниц-, -иц-, -к-).

Речевой материал:

  1. певец – певица, летчик – летчица, переводчик – переводчица, танцовщик – танцовщица;
  2. повар – повариха, ткач – ткачиха;
  3. пианист – пианистка, тракторист – трактористка, машинист – машинистка, спортсмен – спортсменка;
  4. учитель – учительница, художник – художница, писатель – писательница.

Упражнение 10. Развитие звукослоговой структуры слова в процессе образования притяжательных прилагательных.

Инструкция: «Чей это хвост?».

Речевой материал:

Хвост собаки – собачий, хвост кошки – кошачий, хвост кролика – кроличий.

Хвост коровы – коровий, хвост козы – козий, хвост быка – бычий, хвост барана – бараний, хвост лошади – лошадиный.

Упражнение 11. Закрепление звукослоговой структуры слов в процессе образования относительных прилагательных от существительных.

Инструкция: «Найди предмет на картинке из… . Какой он?».

Речевой материал:

Сковорода из чугуна – чугунная.

Коробка из картона – картонная.

Труба из кирпича – кирпичная.

Дверь из железа – железная.

Ваза из хрусталя – хрустальная.

Шапка из шерсти – шерстяная.

Бутылка из стекла – стеклянная.

Ложка из дерева – деревянная.

Сумка из кожи – кожаная.

Крыша из соломы – соломенная.

Чашка из фарфора – фарфоровая.

Юбка из шелка – шелковая.

Мяч из резины – резиновый.

Шуба из меха – меховая.

Игрушка из пластмассы – пластмассовая.

Подушка из пуха – пуховая.

Инструкция: «Как называется варенье из…?».

Речевой материал:

Брусника – брусничное                               Абрикос – абрикосовое

Ежевика – ежевичное                                  Калина – калиновое

Земляника – земляничное                           Малина – малиновое

Клубника – клубничное                              Персик – персиковое

Черника – черничное                                   Рябина – рябиновое

Яблоко – яблочное

Инструкция: «Как называется суп из…?».

Речевой материал:

Капуста – капустный                                  Грибы – грибной

Свекла – свекольный                                  Морковь – морковный

Кабачок – кабачковый                                Мясо – мясной

Картофель – картофельный                       Рыба – рыбный

Инструкция: «Посмотри на листок (шишку) и назови правильно».

Речевой материал:

Лист дуба – дубовый                              Лист клена – кленовый

Лист березы – березовый                       Шишка сосны – сосновая

Лист липы – липовый                             Шишка ели – еловая

Лист рябины – рябиновый                     Шишка кедра – кедровая

Лист осины – осиновый                         Шишка ольхи – ольховая

Упражнение 12. Закрепление звукослоговой структуры слов в процессе образования прилагательных от глаголов.

Инструкция: «Вспомни как готовятся блюда и скажи, какое блюдо получится.»

Речевой материал:

Картофель: жарить – жареный, варить – вареный, парить – пареный, морозить – мороженый, сушить – сушеный, тушить – тушеный, печь – печеный, солить – соленый.

Огурец: мариновать – маринованный, консервировать – консервированный, солить – соленый, мочить – моченый.

Рыба: жарить – жареная, солить – соленая, варить – вареная, печь – печеная, коптить – копченая, тушить – тушеная.

Упражнение 13. Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования наречий.

Инструкция: «Ответь на вопрос «Как?»».

Речевой материал:

Утром светло, а днем (как?) еще светлее. Вечером темно, а ночью (как?) еще темнее. Осенью холодно, а зимой (как?) еще холоднее. В пальто тепло, а в шубе (как?) еще теплее. Весной солнце светит ярко, а летом (как?) еще ярче. Поезд идет быстро, а самолет летит (как?) еще быстрее. Черепаха ползет медленно, а улитка (как?) еще медленнее.

Упражнение 14. Закрепление звукослоговой структуры сложных слов.

Инструкция: «Назови явление (предмет, человека) одним словом.».

Речевой материал:

Листья падают – листопад

Снег падает – снегопад

Вода падает – водопад

Звезды падают – звездопад

Машина, которая лес возит – лесовоз

Машина, которая воду возит – водовоз

Машина, которая молоко возит – молоковоз

Машина, которая хлеб режет – хлеборезка

Машина, которая овощи режет – овощерезка

Машина, которая сыр режет – сырорезка

Человек, который зверей ловит – зверолов

Человек, который рыбу ловит – рыболов

Предмет, который сам летает – самолет

Предмет, который на луне ходит – луноход

Предмет, который сам катится – самокат

Предмет, который кофе варит – кофеварка

Предмет, который сок выжимает – соковыжималка

Предмет, который мясо рубит – мясорубка

Упражнение 15. Закрепление звукослоговой структуры слов при образовании существительных от глаголов с учетом разных суффиксов.

Инструкция: «Кто это делает?»

Речевой материал:

  1. воспитывать – воспитатель, писать – писатель, учить – учитель, укрощать – укротитель;
  2. летать – летчик, переплетать – переплетчик, переводить – переводчик;
  3. продавать – продавец, петь – певец, плавать – пловец;
  4. выдумывать – выдумщик, дрессировать – дрессировщик, регулировать – регулировщик, носить – носильщик;
  5. прыгать – прыгун, бегать – бегун.

III этап

Цель: автоматизация усвоенных навыков на материале фразовой речи.

Упражнение 1. Заучивание чистоговорок.

  1. Чистоговорки с повторяющейся серией слогов и с одинаковым согласным звуком.

Ш

Ша-ша-ша – у меня лапша.

Шо-шо-шо – летом хорошо.

Шу-шу-шу – я флажком машу.

Ши-ши-ши – это малыши.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Уш-уш-уш – теплый душ.

Ашка-ашка-ашка – на ветке букашка.

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ышка-ышка-ышка – маленькая мышка.

З                                                                          

За-за-за – вот идет коза.

Зу-зу-зу – мы ведем козу.

Зы-зы-зы – новые тазы.

Т

Та-та-та – белая фата.

То-то-то – зимнее пальто.

Ты-ты-ты – красные цветы.

(аналогично с другими согласными звуками)

  1. Чистоговорки с разными типами слогов и различными составляющими их звуками.

Ту-ту-ту – дам сметаны я коту.

Ицу-ицу-ицу – не забуду я про птицу

Ом-ом-ом – покормлю я кур зерном.

Ову-ову-ову – напою корову.

Ошник-ошник-ошник – по дому я помощник.

Лёт-лёт-лёт – приземлился самолет.

Обус-обус-обус – все уселись мы в автобус.

Ро-ро-ро – спустились мы в метро.

Ход-ход-ход – хочу на пароход!

Исты-исты-исты – вот какие мы туристы!

(аналогично с другими типами слогов и составляющими их звуками)

Упражнение 2. «Антошка».

Инструкция: «Я начну, а ты закончишь. Тебе помогут картинки. У Антошки на полках… (книжки, газеты, открытки, журналы). Повтори всё предложение».

Речевой материал: У Антошки на полках… (книжки, газеты, открытки, журналы). У Антошки в кармашках (печенье, баранки, пряники, конфетки). У Антошки есть игрушки… (самокат, самолет, велосипед, вертолет). Антошка любит… (апельсины, мандарины, бананы, яблоки). Антошка посадил на клумбе… (ландыши, ромашки, лютики, тюльпаны). Антошка поймал… (муравья, стрекозу, кузнечика, муху). Антошке купили… (валенки, ботинки, сапоги, сандалии).

Упражнение 3. «Кто кем был».

Инструкция: «Ответь, кто кем был. Корова была теленком. А лошадь?».

Речевой материал: Корова была теленком. Лошадь была жеребенком. Кошка была котенком. Свинья была поросенком. Лиса была лисенком. Волк был волчонком. Зайчиха была зайчонком. Белка была бельчонком. Лось был лосенком. Олень был олененком. Утка была утенком. Гусыня была гусенком. Индюшка была индюшонком. Курица была цыпленком.

Список литературы

  1. Аванесов Р. И. О слогоразделе и строении слога в русском языке. – Вопросы языкознания, 1954. кн. 6. С. 8-15.
  2. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 48 с.
  3. Бабина Г.В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. – М.: ПАРАДИГИМА, 2010. – 96 с.
  4. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. - 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
  5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Академия, 1960. – 499 с.
  6. Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. – 175 с.
  7. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 96 с.
  8. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Хомской Е.Д. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
  9. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. - Москва, 1963. - 19 с.
  10. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общей редакцией д.п.н., профессорва Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.
  11. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967. – 367 с.
  12. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 40 с.
  13. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002. – 112 с.
  14. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 5-е изд. – М: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации логопеда Загряниной Ф.И. к планированию логопедических занятий при системном недоразвитии речи у детей с ОВЗ

1. Расширение речевого общения, повышение речевого импульса. 2. Восприятие инициативной речи, конструирование речи по ситуации.3. Игровая деятельность в речевом сопровождении (сопряженно, отражен...

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с  общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...

Методические рекомендации по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников

При коррекционной работе по формированию фонетико-фонематической стороны речи учитывались различные педагогические принципы (общедидактические принципы, принцип наглядности и другие). Большое значение...

Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников с ОВЗ – ТНР.

Статья  на тему  " Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников" поможет в работе  школьного учителя-логопеда ....

Нарушения звукослоговой структуры слова у детей с ОНР

Презентация содержит краткую характеристику структуры дефекта при общем недоразвитии речи, описание видов нарушений звукослоговой структуры слова у детей с ОНР и этапы коррекционной работы по устранен...

Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи характеризуется отставанием в сроках усвоения языка и  патологическим  усвоением норм языка.Дети с ОНР совершают специфические замены окончаний одного падежа на оконч...