Логопедическая технология коррекции нарушения письма и чтения у обучающихся начальной школы. Конспект занятия "Предложение"
план-конспект по логопедии

Кузнецова Галина Михайловна

Дать понятие ученикам о предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_efimenkova.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая технология  коррекции  нарушения письма и чтения у обучающихся начальной школы  Л.Н. Ефименковой

 Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. Предложение.

Цель: Дать понятие ученикам о предложении.

Оборудование: Сюжетные и предметные картинки, схема

Предложения, карточки с графическим изображением слов — предметов, действий, признаков.

Ход работы.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам поднять карточку с графическим изображением названных слов и вперемешку называет слова, обозначающие предметы, действия и признаки предмета.

II. Работа с предложением.

Логопед называет предложение  Девочка читает сказку, затем задает вопросы ученикам:

Вам понятно, что я сказала? (Понятно.) Про кого вы узнали?1 (Про девочку.)

Что вы узнали про девочку? (Девочка читает.)

Что она читает? (Сказку.)

Логопед называет три слова, не связанных между собой грамматически, например: мальчик, рисовать, кошка, затем выясняет, понятно ли им то, что она хотела сказать. (Не понятнд.) Тогда логопед говорит, что им было не понятно, так как она назвала три слова, между которыми не было согласия. Эти слова не составили предложение. Попробуем подружить эти слова.

Логопед произносит предложение Мальчик рисует кошку и задает вопросы учащимся:

О ком вы узнали? (О мальчике.)

Что вы узнали о мальчике? (Он рисует.)

Кого мальчик рисует? (Кошку.)

Логопед. Слова стали жить в согласии, получилось предложение. А теперь попробуйте сделать вывод. Когда получается предложение? (Предложение получается тогда, когда слова живут в согласии.)

III. Составление предложений.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки и составить по ним предложения из двух слов, поставить вопрос к каждому слову в предложениях и ответить на него.

Образец: Корова мычит. Кто? — Корова.— Что делает? — Мычит.

Графическое изображение предложения.

Разбирается предложение Корова мычит.

Логопед. Что обозначает первое слово в этом предложении? (Предмет.)

Как мы изображали эти слова графически? (Одной прямой чертой.)

Что обозначает второе слово? Как его изобразим? (Действие, двумя черточками.)

Логопед на доске дает графическое изображение предложения, ученики — в тетрадях.

Логопед. Начало предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.

Затем спрашивает:

Что обозначает уголок? (Начало предложения.)

Что обозначает точка? (Конец предложения.)

Как покажем начало предложения? (Уголком.)        

Как покажем конец предложения? (Точкой.)

Логопед предлагает составить предложение из двух слов, отвечая на вопрос, и начертить схемы предложений в тетрадях. (Работа проверяется в ходе выполнения задания.)

Вопросы.

Кто учит?        Что идет?        Что делает врач?          

Кто строит?              Что гремит?        Что делает певец?

Что шумит? Что сверкает? Что бурлит? Что бушует?

Что делает повар?

Что делает охотник? Что делает штукатур? Что делает художник?

  Кто шьет?

  Кто метет?

  Кто стрижет?

   Кто пашет?

IV. Итог занятия

Логопед. Что нового вы узнали на занятии?

Занятие 2

    Тема. Предложение.

Цель. Повторение материала предыдущего занятия. Учить детей различать понятия «слово» и «предложение», правильно согласовывать в числе глагол с именем существительным.

Оборудование. Карточки со схемами слов и предложений.   

  Ход занятия.    

  I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам придумать и назвать два слова, из которых первое обозначает предмет, второе — действие предмета, и составить предложение из этих слов. Составленные предложения оцениваются учениками.

II.        Повторение материала предыдущего занятия.
Логопед дает задания:

1)        Составьте предложение из двух слов так, чтобы первое слово обозначало предмет, а второе действие предмета. Каждое предложение изобразите графически. птица, лететь; звезда, падать; рыба, плавать; теплоход, гудеть; дождь, идти; дверь, скрипеть; ветер, дуть; листья, опадать; орлы, парить; кузнечик, стрекотать; бабочки, порхать; кукушка, куковать

2)        Составьте предложение из двух слов так, чтобы первое слово
обозначало действие предмета, а второе — предмет. Каждое пред
ложение изобразите графически. (Использовать лексический ма
териал предыдущего задания.)

III.        Дифференциация понятий «слово» — «предложение».

|       Логопед называет два  слова  пчела, жужжать  и  спрашивает учеников: Что  я  назвала? (Два слова или слова.)

Затем называет предложение Пчела жужжит. Что я назва-л а? (Предложение.) Как вы догадались, что в первом случае я называла слова, а во втором — предложен и е? (В первом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором — слова подружились и стали жить в согласии )

  IV. Работа со схемами слов и предложений.

        ----------,    =======.

На доске схемы двух слов, где первое слово обозначает предмет, второе — действие предмета.

Логопед. Что изображено на доске? (Схемы двух слов.)

 Что  обозначает первое слово?  Второе слово?   (Предмет, действие). Что помогло вам правильно определить значение изображенных  слов? (Их графическое изображение.)

 

Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов и задает

вопросы ученикам:

Что изображено? (Предложение.)

Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложения — точкой.)

 

Что обозначают первое и второе слова в этом предложении? (Предмет, действие предмета.)

Логопед чертит вторую схему предложения и проводит аналогичнуюработу.

V. Дифференциация слов и предложений с опорой на схемы.

У учеников по три карточки. На первой изображены схемы двух слов, обозначающих предмет и действие предмета, на двух других схемы предложений, состоящих из двух слов, разных по. структуре.

Л о г о п е д . Прослушайте слова и предложения, поднимите соответствующуюкарточку.

Куры, клевать; Кипит молоко; Птицы улетают; Поезд, приближаться; Моросит дождь; Солнце светит; Тучи, надвигаться. Желтеть, листья; Конь скачет; Кружатся снежинки; Болеть, голова; Поднялась пыль.

VI. Составление предложений по схемам.

На доске схемы двух предложений, разных по структуре. Логопед предлагает ученикам придумать и назвать предложения, которые соответствуют данным схемам. Сказать, что обозначают первое и второе слова в предложении.

VII. Итог занятия.

Л о г о п е д . Что вы учились различать? Что помогло вам в составлении предложений? Что вам больше всего понравилось на занятии?

Занятие 3

Тема.  Предложение

Ц ель: Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.

Оборудование:  Карточки с изображением точки.

                                        Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета. Составить из этих слов предложение. К каждому слову поставить вопрос.

 

 II. Работа над смысловой и интонационной законченностью предположения.

 1) Логопед читает текст, не делая остановок в конце предложения,затем задает вопросы ученикам.

 Наступила осень идут дожди дуют ветры трава желтеет цветы вянут оппопадают листья.

I Вопросы:

 Понравился вам рассказ? (Не понравился.)

Понятен рассказ? (Не понятен.)

Почему не понятен рассказ? (Читали быстро, без остановок, в рассказе не было смысла.)

 Логопед читает текст еще раз, делая неправильные остановки.

Наступила. Осень идут. Дожди дуют. Ветры трава желтеет. Цветы. Вянут, опадают листья.

Выясняется, что рассказ совсем не понятен, потому что делались неправильные остановки, разрывались предложения, нарушался смысл рассказа.

Затем текст читается правильно.

Наступила осень. Идут дожди. Дуют ветры. Трава желтеет.

Цветы вянут. Опадают листья.

Теперь на вопрос логопеда, понятен ли им смысл рассказа ученики отвечают утвердительно.

Логопед говорит, чтобы понять смысл любого рассказа, очень важно уметь правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения, и обращает внимание учеников на то, как

«взлетает» и «понижается» голос, т. е. повышается и понижается интонация.

Логопед произносит первое предложение: Наступила осень.

Вопросы:

На каком слове голос «взлетает»? (Наступила.)

На каком слове голос «падает»? (Осень.)

Аналогично разбираются все предложения. Затем ученики поочередно произносят предложения с правильной смысловой и интонационной законченностью.

2) Логопед дает задания:

а) Покажите точку, если предложение закончено. (Логопед читает по одному предложению, ученики поднимают карточку с изображением точки, если предложение закончено.)

б) Запишите рассказ с помощью схем предложений. (Логопед напоминает ученикам, что начало предложения следует показать уголком, а в конце предложения поставить точку. Затем читает первое предложение, ученики чертят его схему в тетрадях. Используется материал задания 1.)

в) Подсчитайте общее количество предложений, затем количество предложений, начинающихся со слов-предметов, количествопредложений, начинающихся со слов-действий.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д . Чему вы научились на занятии?

Занятие 4

Т е м а. Предложение.

Цель. Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.

О б о р у д о в а н и е . Схемы предложений.

                       Х о д         з а н я т и я .

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть схемы и составить по ним предложения из двух слов. Поставить вопрос к каждому слову в- предложении.

II. Работа над интонационной законченностью предложения.

Л о г о п е д . Как вы узнаете, когда предложение закончилось? Значит, что вам помогает? За чем надо внимательно следить? Что вы поставите в конце предложения? Что обозначает точка в конце

предложения?

Логопед дает задания ученикам:

1) Прослушайте предложение. Начертите его схему. (Логопед читает по одному предложению, ученики чертят в тетрадях схему.)

Надвинулись тучи. Солнце скрылось. Подул ветер. Сверкнула молния. Загремел гром. Дождь начался.

2) Сосчитайте: сколько у вас получилось предложений? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих действие? (7, 3, 4, 5-е.) Какие по счету предложения начинаются со слов,

обозначающих предмет? (2, 6-е.) Что помогло вам определить количество

предложений? (Точка в конце предложения.)

III. Графический диктант.

Логопед диктует предложения. Ученики чертят схемы предложений в тетрадях. Работа проверяется после написания всего текста. Трава желтеет. Опадают листья. Дует ветер. Идет дождь.

Л о г о п е д . О каком времени года говорится? Как вы догадались,

что это осень? Сколько предложений в рассказе? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих действия предмета? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих

предмет?

IV. Итог занятия.

Л о г о п е д . Чему вы сегодня учились на занятии?

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная неделя по литературному чтению для обучающихся начальной школы

В разработке представлены задания разного уровня сложности. Всю неделю дети активно работали. С более сложными заданиями им помогали родители. По итогам мероприятия в каждом классе определились победи...

Исследование процесса чтения у обучающихся начальной школы

Представленная методика позволит учителям начальных классов и учителям-логопедам выявить детей с предрасположенностью к дислексии....

Как повысить технику чтения у обучающихся начальной школы?

Материал содержит проблемы  по технике чтения у обучающихся начальной школы....

Использование мониторинга в изучении и коррекции трудностей письма у обучающихся начальной школы

Трудности овладения навыком письма учащимися начальных классов выявляются довольно часто. Одним из условий эффективности психолого-педагогического сопровождения детей, на наш взгляд, является исп...

Нарушение письма у обучающихся начальной школы

Письменная речь – это не простой перевод устной речи в письменные знаки, в процессе письма пишущий должен проанализировать свою собственную мысль, отделить одну мысль от другой и находить способ...

Совершенствование техники чтения у обучающихся начальной школы

Совершенствование техники чтения у обучающихся начальной школы...

Формирование навыков сознательного чтения обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения

Актуальность работы состоит в том, что навык чтения формируется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер при изучении всех школьных предметов. Сформировать...