Рекомендации к заполнению речевых карт
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
8.8
НАВЫКИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
В графе экспрессивная речь:
1. Отмечаем состояние диалогической речи, т.е. коммуникативную функцию речи и способы реализации речевых средств в процессе диалога:
- Анализ и оценка речевого поведения детей: умение участвовать в разговоре; умение отвечать на вопросы кратко или распространенно, точно следуя содержанию вопроса; умение свободно пользоваться речью; умение выслушать, вовремя вспомнить в разговор; умение самому задавать вопросы; разнообразие и точность словаря; характеристика синтаксической стороны речи; связность и логичность высказывания; аргументированность ответов; грамматическое и фонетическое оформление фраз; способы реализации речевых средств.
Выводы: высокий уровень речевой коммуникации (ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета); средний уровень речевой коммуникации (ребенок умеет слушать и понимать речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое); низкий уровень речевой коммуникации (ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогом; невнимателен; редко пользуется формами речевого этикета; не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание; дополняет речь невербальными средствами).
2. Состояние монологической речи:
- Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам: отмечается способность к самостоятельному употреблению смысловых предикативных отношений; умение передать их в виде соответствующей по структуре фразы, при отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик?»): особенности составления фраз (смысловое соответствие, грамматическая правильность, наличие пауз, характер наблюдаемого аграмматизма).
- Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок: отмечается полнота рассказа; точность отражения в рассказе основных свойств предмета; наличие логико-смысловой организации сообщения; последовательность в описании признаков и деталей предмета; использование языковых средств словесной характеристики.
Выводы: высокий уровень (самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображённый сюжет; соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами; рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учётом возраста детей); удовлетворительный уровень (рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку); достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображённому сюжету); отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз); недостаточный уровень (рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или её конкретную деталь; нарушена связность повествования; отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия); низкий уровень (рассказ составлен с помощью наводящих вопросов; его связность резко нарушена; отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображённому сюжету; встречаются смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках).
- Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа): полнота передачи содержания текста; наличие смысловых пропусков, повторов; соблюдение логической последовательности изложения; наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа; связность рассказывания; соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам.
Выводы: высокий уровень (пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; пересказ составлен без нарушений грамматических и лексических норм); средний уровень (пересказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, побуждения); содержание текста передается полностью; пересказ не содержит аграмматизмов; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, стереотипность оформления высказываний; единичные нарушения структуры предложений); низкий уровень (пересказ составлен по вопросам; связность изложения значительно нарушена; отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушается последовательность изложения; отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств; аграмматизмы); задание не выполнено (пересказ даже по вопросам недоступен).
- Составление рассказа-описания:
Выводы: высокий уровень (в рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение; соблюдается определённая логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств – к второстепенным и др.).; соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.); удовлетворительный уровень (рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершённостью, в нём отражена большая часть основных свойств и качеств предмета; отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершённость одной – двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний); недостаточный уровень (рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен – в нём не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета; отмечаются: незавершённость ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер; выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений); низкий уровень (рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета; описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков; не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер; отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения; ребёнок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно).
______________________________________________________________________
Связная речь
- Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
- в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
- неотчетливо произносит слова;
- оречевление затруднено;
- при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
- наблюдается высокий уровень речевого развития;
- опыт речевого общения беден;
- самостоятельно высказаться затрудняется;
- устная форма речи недостаточно сформирована.
грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).
______________________________________________________
Рассказ по серии сюжетных картинок
Критерий смысловой целостности
|
|
|
|
2)Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.
Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств. |
Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление. |
Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств. |
Рассказ не оформлен. |
- Пересказ прослушанного текста
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся, и горошины весело выкатились мальчику на ладонь. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
- Критерии смысловой целостности.
Воспроизведены все смысловые звенья |
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями |
Пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации. |
Невыполнение. |
2) Критерии лексико-грамматического оформления
Пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм. |
Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены. |
Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов. |
Пересказ недоступен. |
3) Критерии самостоятельности выполнения.
Самостоятельный пересказ после первого предъявления. |
Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения. |
Пересказ по вопросам. |
Даже по вопросам пересказ недоступен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации к заполнению речевых карт
СОСТОЯНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА...
Рекомендации к заполнению речевых карт
СОСТОЯНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА...
Рекомендации к заполнению речевых карт
3 ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СОСТОЯНИЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА!...
Рекомендации к заполнению речевых карт
4 СОСТОЯНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ...
Рекомендации к заполнению речевых карт
5 СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ...
Рекомендации к заполнению речевых карт
6 СОСТОЯНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА...
Рекомендации к заполнению речевых карт
7 ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ...