Рекомендации к заполнению речевых карт
материал по логопедии
4 СОСТОЯНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_sostoyanie_foneticheskoy_storony_rechi.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
8.4
СОСТОЯНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ, СТЕПЕНЬ РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ, ДЫХАНИЕ, ГОЛОС, ПРОСОДИЯ) РАСПИСАТЬ ПОДРОБНО
В графе состояния звукопроизношения указывается характер нарушения:
- Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.
- Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.
В графе состояния дыхательной функции, процессов жевания и глотания:
1. Указывая характер дыхательной функции, отмечается: характер и возможности физиологического дыхания (носовой тип дыхания; ротовой тип – характерно несмыкание губ, отвисание нижней челюсти, «аденоидный» тип лица (широкая спинка носа, сглаженность носогубных складок, вялые крылья носа, апатичный взгляд, слегка опущенное, принужденное положение головы; причины: носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин, увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины, деформация верхней челюсти и «готическое» небо, что уменьшает объем полости носа, смешенный тип дыхания).
- Тип физиологического дыхания: носовое; ротовое; смешанное.
- Вид физиологического дыхания: ключичное /верхнегрудное; диафрагмальное; брюшное /нижнереберное; смешанное.
- Нарушения дыхания: отсутствуют, дыхание свободное (N); затрудненное; поверхностное; неровное, неритмичное.
- Дифференциация ротового и носового выдоха: сохранна (N); нарушена; ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий.
- Речевое дыхание: объем речевого выдоха (нормальный; недостаточный); длительность и интенсивность (норма; недостаточная); ритмичность (сохранна; нарушена); синхронность (сохранна; нарушена); плавность (сохранна; нарушена).
2. Указывая характер процессов жевания, отмечается:
- Откусывание: не нарушено – при нормальном смыкании зубов во фронтальном отделе ребенок откусывает резцами и отрывает кусок клыками, задействован фронтальный отдел; нарушено – при отсутствии нормального смыкания зубов во фронтального отдела не откусывать, а как бы отрывать кусок пищи, либо производить откусывание боковыми зубами с наиболее удобной для него стороны.
- Собственно процесс жевания: отмечается преимущественное разжевывание пищи на одной стороне, активность жевательных движений, скорость пережевывания пищи, возможность ее размельчения: при нормальном (ортогнатическом) прикусе ядро ореха пережевывают в среднем за 14 с; при аномалиях зубочелюстной системы, характеризующихся уменьшением площадей жевательных поверхностей коронок зубов, контактирующих во время жевания, удлиняется время пережевывания пищи и затрудняется ее измельчение.
3. Указывая характер процессов глотания, отмечается: при нормальном глотании губы и зубы сомкнуты, мышцы лица не напряжены, время нормального глотания жидкой пищи – 0,2 с, твердой – 0,5 с; при затруднении глотания возникает компенсаторное напряжение мимических мышц в области углов рта, подбородка, могут дрожать и смыкаться веки, вытягиваться шея и наклонятся голова; заметно характерное напряжение мимический мышц – точечные углубления на коже в области углов рта, подбородка (симптом наперстника), всасывание губ, щек, нередко видны толчки кончиком языка и последующее выбухание губы; при грубом нарушении глотания (часто наблюдающимся при неврологической симптоматике) возникает поперхивание и захлебывание при глотании).
В графе состояния голосовой функции отмечаются основные
голосовые характеристики:
- Голос: сильный, звонкий; нормальный; чрезмерно громкий; чрезмерно тихий; с носовым оттенком; гнусавый; глухой; монотонный.
- Способность модулировать голос: по высоте – высокий /низкий; по силе – глухой; сдавленный; хриплый; резкий; фальцет на фоне грудного регистра; назализованный; напряженный; дрожащий.
- Атака голоса: твердая, мягкая.
- Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции: сохранна (N); нарушена.
В графе состояния просодической организации звукового потока (просодика)
отмечаются ее следующие характеристики:
- Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.
- Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.
- Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.
- Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).
- Выразительность: тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).
Звукопроизношение
- Имеются недостатки произношения;
- нарушено произношение звуков …;
- дефектно произносит оппозиционные звуки;
- недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
- изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
- отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.
Темп внятность речи характеристика голоса и дыхания
- Темп высказываний замедленный;
- речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
- звуки произносятся нечетко;
- голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
- дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
- темп и ритм речи в пределах нормы;
- словесное ударение употребляет правильно;
интонационная речь недостаточно выразительна.
Устная речь.
Общее звучание речи:
- Невнятная (чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих).
- Ритм нормальный. Излишне растянута.
- Темп речи замедленный (быстрый).
- Выразительная.
- Не торопливая (чрезмерно быстрая).
- Малоразговорчив.
- Паузы и ударения употребляет правильно.
- Говорит односложно.
- Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматическойой стороны речи (аграмматизм).
- Интонационно маловыразительная (или дифференцированная). Основные виды интонации употребляет правильно.
- Разборчивость речи не нарушена.
- Несколько снижена разборчивость речи.
- Наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста.
- Словесное ударение употребляет правильно.
- Логическое ударение отсутствует.
- Паузы в речи использует излишне часто.
- Голос тихий, сильный, звонкий, хриплый, дрожащий, назализованный.
( Голос (нормальной громкости / громкий/ тихий / затухающий / глухой / звонкий /монотонный, слабо-модулированный / модулированный.)
• Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный (4-5 слов).
Состояние звукопроизношения
- Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный ротацизм/
боковой сигматизм шипящих/ увулярный ротацизм.
- В настоящее время нарушений звукопроизношения не отмечается. Звукопроизношение не нарушено.
- Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации к заполнению речевых карт
СОСТОЯНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА...
Рекомендации к заполнению речевых карт
СОСТОЯНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА...
Рекомендации к заполнению речевых карт
3 ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СОСТОЯНИЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА!...
Рекомендации к заполнению речевых карт
5 СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ...
Рекомендации к заполнению речевых карт
6 СОСТОЯНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА...
Рекомендации к заполнению речевых карт
7 ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ...
Рекомендации к заполнению речевых карт
8 НАВЫКИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...