Открытое фронтальное занятие "Многозначные слова"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Цель: Систематизировать знания о многозначных словах.
Задачи:
Образовательные:
- учить выделять многозначные слова, определять их значения, устанавливать общность значений многозначных слов;
- учить различать однозначные и многозначные слова;
- активизировать и расширять словарный запас детей за счёт уточнения семантики наиболее часто встречающихся многозначных слов и выражений;
- совершенствовать навыки составления словосочетаний и предложений в соответствии с лексическим значением слова.
- привлечь внимание детей к лексическому значению слов, учить понимать многозначность значений слов.
Коррекционно – развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику.
- расширение и обогащение словарного запаса; развитие языкового чутья, памяти, связной речи.
- развивать слухоречевую память, творческие способности, межполушарное взаимодействие, координацию движений, мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, творческое воображение, навык самоконтроля и организованности в работе.
- воспитывать адекватную самооценку, способствовать улучшению эмоционального благополучия обучающихся.
- повышать речевую активность.
Оборудование: предметные картинки: «Буратино», «Пьеро», «Мальвина»,
картинки для демонстрации многозначности слов, символы эмоций для рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finalnyy_konspekt_mnogoznachnye_slova.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида"
Конспект
фронтального логопедического занятия по теме:
«Многозначные слова»
Учитель-логопед: Уварова
Анастасия Дмитриевна
Улан-Удэ,
2023 г.
Цель: Систематизировать знания о многозначных словах.
Задачи:
Образовательные:
- учить выделять многозначные слова, определять их значения, устанавливать общность значений многозначных слов;
- учить различать однозначные и многозначные слова;
- активизировать и расширять словарный запас детей за счёт уточнения семантики наиболее часто встречающихся многозначных слов и выражений;
- совершенствовать навыки составления словосочетаний и предложений в соответствии с лексическим значением слова.
- привлечь внимание детей к лексическому значению слов, учить понимать многозначность значений слов.
Коррекционно – развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику.
- расширение и обогащение словарного запаса; развитие языкового чутья, памяти, связной речи.
- развивать слухоречевую память, творческие способности, межполушарное взаимодействие, координацию движений, мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, творческое воображение, навык самоконтроля и организованности в работе.
- воспитывать адекватную самооценку, способствовать улучшению эмоционального благополучия обучающихся.
- повышать речевую активность.
Оборудование: предметные картинки: «Буратино», «Пьеро», «Мальвина»,
картинки для демонстрации многозначности слов, символы эмоций для рефлексии.
Ход занятия
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:
- «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.
Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.
Память моя крепка. Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.
Откройте глаза. Приступаем к работе.
II. Основная часть.
Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы совершим путешествие в волшебный город одной загадочной страны и познакомимся с жителями этого города.
- Но прежде, чем отправится в путешествие, нам нужно выбрать транспорт. (Дети предлагают разные варианты и определяют главный).
- Закроем глаза, расправим руки, словно крылья и отправимся в полет.
- (Логопед предлагает детям угадать, с какими героями волшебной страны могут встретится дети).
- Хорошо. Я дам вам подсказку. Но для этого вам нужно отгадать загадку.
Это что за очень странный
человечек деревянный?
Мальчик с Азбукой под мышкой
- деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса,
не подвёл друзей ни разу.
Кто не слушался Мальвину?
глупый, добрый… .?
Ответ детей: Буратино.
Сюрпризный момент.
Появляется грустный Буратино: Здравствуйте, ребята
Логопед говорит Буратино, что дети рады встретить его в волшебной стране и спрашивает, почему он такой грустный. Буратино сообщает, что потерял ключ.
Логопед: Буратино, мы можем тебе помочь! На прошлой неделе мы с ребятами путешествовали и говорили о инструментах. Помните, ребята? И у нас остался ключ, который тебе нужен. Демонстрирует Буратино гаечный ключ.
Буратино говорит, что такой ключ ему не подходит, и он ищет другой ключ.
Логопед спрашивает Буратино: «А какой ключ ты потерял?»
Буратино:
Далёко, далёко за морем
Стоит золотая стена.
В стене той заветная дверца,
За дверцей - большая страна
Ключом золотым открывают
Заветную дверцу в стене,
Но где этот ключик — не знаю?
Никто не рассказывал мне.
(Постановка проблемного вопроса)
Логопед: Ребята, у меня в руках гаечный ключ, а Буратино ищет золотой ключ. Как же много значений у слова «ключ».. может быть вы вспомните другие значения? Педагог загадывает детям загадку, а отгадки-картинки появляются на доске.
Он в дверях, он в замке,
Он и в нотной строке,
Он и гайку отвернет,
Он и может, если хочет,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.
Логопед спрашивает детей, о каких ключах здесь говорится.
Дети отвечают: дверной ключ, нотный (а по-другому он называется скрипичный, гаечный ключ.
Формирование цели урока и постановка учебных задач
Буратино: Вот это настоящая магия! Значит, слово «ключ» может быть использовано в нескольких смыслах? Значит, у него несколько значений? Как же тогда назвать такое слово? (многозначным) Да, действительно, слова, которые имеют много значений называются многозначными.
Как вы думаете, какой будет цель нашего путешествия? И какие перед нами стоят задачи?
Тема: Многозначные слова
Задачи занятия:
1. Познакомиться с многозначными словами.
2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи.
Ребята, Буратино очень интересно узнать, а что объединяет все значения этого многозначного слова? Поможем ему?
- У каждой группы на партах лежат конверты со словом «ключ». Достаньте из конвертов слова, составьте из них предложения. И скажите, в каком из трёх значений было использовано слово «ключ» в вашем предложении.
1.Папа купил новый гаечный ключ. 2 Среди гор течёт ледяной прозрачный ключ. 3 В нотной тетради пишем скрипичный ключ. 4. Я достал из кармана ключ от двери.
Много разных значений имеет это слово. Ключ - родник с чистой, свежей и прохладной ключевой водой. Ключ от замка, которым запирают квартиру, ворота или чемодан. Гаечный ключ, без которого не починить велосипеда, не исправить системы водяного отопления. Наконец, самый интересный ключ - ключ к шифру, при помощи которого можно прочесть таинственное послание. Вот это последнее значение слова ключ больше всего напоминает его музыкальный смысл. В самом деле: чтобы прочесть какие-то ноты, ключ совершенно необходим, иначе запись их окажется зашифрованной. Это знак, который всегда ставится в начале нотного стана и указывает положение на нем одной из нот, а в зависимости от нее и всех остальных.
Во всех вышеперечисленных значения КЛЮЧ - многозначное слово, которое имеет общий смысловой корень - открыть/закрыть.
2. Динамическая пауза
Логопед сообщает детям, что нужно набраться сил, чтобы продолжить путешествие по сказочному городу многозначных слов и предлагает сделать физкультминутку.
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел,
(руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)
- Раз вы всё поняли, тогда мы можем перейти к следующему заданию. Перед вами на доске список слов. Прочитайте его. Подумайте, и выберите слова, которые являются многозначными. Ребята, а что объединяет значения всех этих слов?
Колокольчик, груша, иголка, хвост, лисичка, шляпа, береза.
Колокольчик – форма, хвост - так как он расположен сзади и похож на хвост птиц, лисичка – окраска.
А как же называются слова, у которых только одно лексическое значение?
- А теперь. Обратите своё внимание на листочки, лежащие перед вами. В каждом из конвертов даётся несколько значений, но только одного многозначного слова. Прочитайте эти толкования и узнайте, о каком многозначном слове идёт речь.
- Группа учеников одного и того же года обучения; комната для занятий в школе; степень, уровень выполнения чего-нибудь. (класс)
- Часть тела человека; Часть предмета, за которую его держат; письменная принадлежность в виде палочки, стерженька. (ручка)
- Учебная работа, заданная ученику; учебный час, посвящённый одному предмету; нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. (урок)
- Составьте с каждым словом предложение, используя его только в одном из значений.
Буратино: Какие интересные у вас получились предложения! А есть ещё такие интересные слова?
Логопед : Конечно, в стране многозначных слов вы встретите ещё много интересного, нужно быть очень внимательным и любознательным.
Ребята, давайте ещё попробуем вспомнить многозначные слова.
Буратино: Ребята, я все понял! И сейчас я загадаю вам загадки.
- Какой иглой нельзя шить?
- Какую шляпку нельзя надеть на голову?
Сколько нового я узнал от вас. Спасибо большое вам ребята. Я пойду искать свой ключик «дверной» и обо всем расскажу своим друзьям. Прилетайте к нам ещё. (Машет рукой и уходит).
III. Рефлексия занятия.
- Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
(Познакомиться с многозначными словами, и научиться их различать и употреблять в речи).
Какие же многозначные слова вы теперь знаете?
…………………………..
А почему эти слова называются многозначными?
……………………………………….
- Выполнили мы поставленные задачи и помогли? (Да)
Сейчас я раздам каждому из вас 3 смайлика. Если вам все было понятно и трудностей не возникало, покажите мне зеленый смайлик. Если у вас возникали трудности с каким-либо заданием, отдайте мне желтый смайлик. Если вы ничего не поняли и у вас было много затруднений, отдайте мне красный смайлик.
- На этом наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].
Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....
Конспект открытого фронтального логопедического занятия с группой детей с НВОНР 4 класс
Цель логопедического занятия - восполнение пробелов в формирование связной речи. Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенног...
Открытое фронтальное занятие"Состав слова"
В данном документе представлен конспект логопедического занятия в 3 классе "Состав слова"....
Открытое фронтальное логопедическое занятие "В поисках клада"
Цель:Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Способствовать формированию представления о связи согласования прилагательн...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия для учащихся 2 класса с НЧП, ОНР
Дифференциация слов различных частей речи...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в группе для детей с ФФНР, ОНР
Открытое фронтальное логопедическое занятие: Звук и буква У...