Открытое фронтальное занятие"Состав слова"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме

Балданова Людмила Александровна

В данном документе представлен конспект логопедического занятия в 3 классе "Состав слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:


Логопедическое занятие на тему "Состав слова".

Цель: закреплять знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

Задачи:

I. Обучающие:

  • формировать умение выполнять морфологический анализ слов, обозначать части слова графически,
  • закреплять навыки словообразования при помощи приставок и суффиксов.

II. Развивающие:

  • тренировать правильное чёткое произношение звуков;
  • расширять словарь и формировать навыки грамотного письма;
  • развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
  • формировать навык наблюдательности, самостоятельности учебной деятельности;
  • активизировать познавательную и эмоциональную деятельность.

III. Воспитательные:

  • воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
  • развивать навык слаженной работы;
  • развивать самостоятельность, самоконтроль.

Формы обучения: коллективная, работа в парах и самостоятельная работа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный, практический.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: фронтальное логопедическое занятие.

Оборудование:

  • Телевизор
  • Карточки с заданиями

Ход урока

Этапы занятия

Ход урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

 

Прежде чем мы начнем наше занятие, послушайте сказку:

Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов, названий профессий.

Ребята, а вы как считаете?

Об этом мы с вами поговорим на сегодняшнем занятии.

Обсуждение данного вопроса

Главной морфемой является корень. В нём заключён основной смысл слова. В нём содержится основное лексическое значение всех родственных (однокоренных) слов.

2. Объявление темы занятия

Для того чтобы узнать тему нашего занятия вы должны разгадать шифровку

АПРВЫСОСТАВДЛОСЛОВАРО

Запишите тему занятия в тетрадях.

Сегодня мы с вами повторим и закрепим тему состав слова.

 

3. Игра «Составь слово». 

А для этого мы выполним несколько игровых заданий.

1. Из данных частей составьте и запишите слова.

              а, к, по, сад; 

  1. еньк, ий, свеж;
  2. и, ед, объ, к

1) а, ушк, корм;

2) под, н, вод, ый;

3) к, за, а, руб

Учащиеся выполняют задание.

Проверка устно

Посадка

Свеженький

Кормушка

Подводный

зарубка

4. Игра

 

5.Игра «Шифровальщики».

Записали. Молодцы! А теперь поработаем устно. Отгадайте загадки и подберите к отгадкам родственные слова. (устная работа)

1.Он вошел – никто не видел.
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес. (мороз)

2.Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лед)

3.Покружилась звездочка 
В воздухе немножко, 
Села и растаяла 
На моей ладошке. (снежинка)

4. Я катаюсь на нем 
До вечерней поры. 
Но ленивый мой конь 
Возит только с горы. 
А на горку всегда 
Сам пешком я хожу 
И коня своего 
За веревку вожу. (санки)

Учащиеся выполняют задание.

Заморозки, приморозить, морозец

Ледоход, подледный

Снег, заснеженный,

Снегопад

Саночки, саночный

Следующее задание очень интересное. С помощью графического обозначения частей слов мы с вами будем зашифровывать слова:

правдивый, дремучий, звать, плечо, редко, глубина, честный, молчу, соломка, перепрыгнул и т. д. (письменно)

6. Игра «Суффиксы пошутили»

Играющие имеют на руках суффиксы. Я показываю пару слов, а вы должны исправить ошибку, подставив требуемый суффикс в каждое слово.

дубик - домок, лесяк - морник, садник - ледик, гвоздёк -стебелик

(устно)

Учащиеся выполняют задание у доски.

 

 

 

7Физминутка

видеозапись

 

8. Игра «Превращение».

  1. Как большой дом превратить в маленький?
  2. Как из маленького хвостика сделать большой?
  3. Можно ли превратить рыбу в человека?
  4. Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?
  5.  Что нужно отнять у лесника, чтобы получился лес?
  6.  Можно ли из одного стола построить комнату?

 Устно

(добавить суффикс – ик)

(отнять суффикс – ик)

(добавить суффикс –ак)

(отбросить суффикс – ист)

(отнять суффикс – ник)

(можно, если добавить суффикс – ов и окончание – ая)

9. Игра «Кто больше?»

Логопед выставляет перед учащимися табличку с корнем. Играющие, используя всевозможные приставки, составляют новые слова.

Например: шёл

пришел, ушел, перешел, отошел, сошел, вышел, подошел, обошел и т. д.

Письменно

10 «Найди лишнее»

Прочитай. Исключи из цепочки лишние слова.

  1. рыбка, дубок, горка, норка;
  2. поле, полочка, полевой, полюшко;
  3. поговорка, повязка, подушка, пословица

Устно

11. Итог занятия Рефлексия.

Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Ребята вспомните как началось наше занятие?

А теперь мы можем сделать вывод, какая  часть слова самая главная?

- Нужны ли вам знания, полученные на занятии?

 -И где они вам помогут?

Главной морфемой является корень. В нём заключён основной смысл слова. В нём содержится основное лексическое значение всех родственных (однокоренных) слов.

Дети высказывают своё мнение о том, чему они научились.

Список литературы.

1. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.

2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.— М.: Просвещение, 1991.

3. Бачина О.В.Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.- Издательство: АРКТИ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....

Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова

Грамматическая тема занятия:  Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия с группой детей с НВОНР 4 класс

Цель логопедического занятия - восполнение пробелов в формирование связной речи.  Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенног...

Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) Тема занятия: «Слова, обозначающие действие предмета».

Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) с самоанализом занятия....

Открытое фронтальное логопедическое занятие "В поисках клада"

Цель:Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именами существительными в  роде, числе и падеже. Способствовать формированию  представления о связи согласования прилагательн...

Открытое фронтальное занятие "Многозначные слова"

Цель: Систематизировать знания о многозначных словах.Задачи:Образовательные:учить выделять многозначные слова, определять их значения, устанавливать общность значений многозначных слов;учить различать...