Открытое фронтальное занятие"Состав слова"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме
В данном документе представлен конспект логопедического занятия в 3 классе "Состав слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.docx | 35.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие на тему "Состав слова".
Цель: закреплять знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.
Задачи:
I. Обучающие:
- формировать умение выполнять морфологический анализ слов, обозначать части слова графически,
- закреплять навыки словообразования при помощи приставок и суффиксов.
II. Развивающие:
- тренировать правильное чёткое произношение звуков;
- расширять словарь и формировать навыки грамотного письма;
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
- формировать навык наблюдательности, самостоятельности учебной деятельности;
- активизировать познавательную и эмоциональную деятельность.
III. Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
- развивать навык слаженной работы;
- развивать самостоятельность, самоконтроль.
Формы обучения: коллективная, работа в парах и самостоятельная работа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный, практический.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: фронтальное логопедическое занятие.
Оборудование:
- Телевизор
- Карточки с заданиями
Ход урока
Этапы занятия | Ход урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент | ||
| Прежде чем мы начнем наше занятие, послушайте сказку: Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов, названий профессий. Ребята, а вы как считаете? Об этом мы с вами поговорим на сегодняшнем занятии. | Обсуждение данного вопроса Главной морфемой является корень. В нём заключён основной смысл слова. В нём содержится основное лексическое значение всех родственных (однокоренных) слов. |
2. Объявление темы занятия | Для того чтобы узнать тему нашего занятия вы должны разгадать шифровку АПРВЫСОСТАВДЛОСЛОВАРО Запишите тему занятия в тетрадях. Сегодня мы с вами повторим и закрепим тему состав слова. |
|
3. Игра «Составь слово». | А для этого мы выполним несколько игровых заданий. 1. Из данных частей составьте и запишите слова. а, к, по, сад;
1) а, ушк, корм; 2) под, н, вод, ый; 3) к, за, а, руб | Учащиеся выполняют задание. Проверка устно Посадка Свеженький Кормушка Подводный зарубка |
4. Игра
5.Игра «Шифровальщики». | Записали. Молодцы! А теперь поработаем устно. Отгадайте загадки и подберите к отгадкам родственные слова. (устная работа) 1.Он вошел – никто не видел. 2.Прозрачен, как стекло 3.Покружилась звездочка 4. Я катаюсь на нем | Учащиеся выполняют задание. Заморозки, приморозить, морозец Ледоход, подледный Снег, заснеженный, Снегопад Саночки, саночный |
Следующее задание очень интересное. С помощью графического обозначения частей слов мы с вами будем зашифровывать слова: правдивый, дремучий, звать, плечо, редко, глубина, честный, молчу, соломка, перепрыгнул и т. д. (письменно) | ||
6. Игра «Суффиксы пошутили» | Играющие имеют на руках суффиксы. Я показываю пару слов, а вы должны исправить ошибку, подставив требуемый суффикс в каждое слово. дубик - домок, лесяк - морник, садник - ледик, гвоздёк -стебелик (устно) | Учащиеся выполняют задание у доски.
|
7Физминутка | видеозапись |
|
8. Игра «Превращение». |
Устно | (добавить суффикс – ик) (отнять суффикс – ик) (добавить суффикс –ак) (отбросить суффикс – ист) (отнять суффикс – ник) (можно, если добавить суффикс – ов и окончание – ая) |
9. Игра «Кто больше?» | Логопед выставляет перед учащимися табличку с корнем. Играющие, используя всевозможные приставки, составляют новые слова. Например: шёл пришел, ушел, перешел, отошел, сошел, вышел, подошел, обошел и т. д. Письменно | |
10 «Найди лишнее» | Прочитай. Исключи из цепочки лишние слова.
Устно | |
11. Итог занятия Рефлексия. | Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Ребята вспомните как началось наше занятие? А теперь мы можем сделать вывод, какая часть слова самая главная? - Нужны ли вам знания, полученные на занятии? -И где они вам помогут? | Главной морфемой является корень. В нём заключён основной смысл слова. В нём содержится основное лексическое значение всех родственных (однокоренных) слов. Дети высказывают своё мнение о том, чему они научились. |
Список литературы.
1. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.
2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.— М.: Просвещение, 1991.
3. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.- Издательство: АРКТИ, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].
Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....
Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова
Грамматическая тема занятия: Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия с группой детей с НВОНР 4 класс
Цель логопедического занятия - восполнение пробелов в формирование связной речи. Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенног...
Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) Тема занятия: «Слова, обозначающие действие предмета».
Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) с самоанализом занятия....
Открытое фронтальное логопедическое занятие "В поисках клада"
Цель:Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Способствовать формированию представления о связи согласования прилагательн...
Открытое фронтальное занятие "Многозначные слова"
Цель: Систематизировать знания о многозначных словах.Задачи:Образовательные:учить выделять многозначные слова, определять их значения, устанавливать общность значений многозначных слов;учить различать...