Звуки речи.Буквы
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект фронтального логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k5_ponyatie_o_zvukakh_rechi.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР “Звуки речи и буквы”.
Байгильдина Г.Б., учитель-логопед
Тема: Звуки речи и буквы.
Цель: уточнить понятие звуков речи и букв.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить понятие звуков речи и букв;
- учить различать гласные и согласные звуки.
Развивающие:
- развивать фонематический слух;
- совершенствовать навыки фонематического анализа;
- развивать умение отвечать полным предложением;
- развивать зрительный гнозис, внимание;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркала; цветные карандаши; плакат для дифференциации звуков и букв; картинка с заштрихованными буквами; чудесный мешочек с буквами; индивидуальные красные и синие кружки; индивидуальные карточки с буквами; фишки красного и синего цвета.
Ход занятия
- Организационный момент (1 мин).
Логопед приветствует детей, раздает зеркала.
Читает стихотворение:
Ну-ка вот проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, зеркало, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Дети приветствуют логопеда.
- Артикуляционная гимнастика (3 мин).
Упражнения для губ:
“Улыбочка”, “Трубочка”, “Окошко”, “Улыбочка – трубочка – окошко” (5 раз).
Упражнения для язычка:
“Блинчик”, “иголочка”, “Парус”, “Назойливая муха”.
Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.
- Основная часть (16 мин).
А) Повторительная беседа. Объявление темы занятия.
- А теперь отложим зеркала.
Дети убирают зеркала на край парты.
- Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.
- Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.
- Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.
- Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.
- Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.
- Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.
- Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.
- Из чего состоят слова? /Слова делятся на слоги/.
- А сегодня мы узнаем, из чего состоят слоги.
Б) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и органах, участвующих в речи.
- Ребята, какие звуки мы можем услышать на улице? /Мы можем услышать скрип, мяуканье, стук, грохот/.
- Да. Эти звуки называются неречевые. А теперь послушайте. [М, п, ш]. С помощью чего я говорила эти звуки? /Вы их говорили с помощью органов речи/.
- Чем отличаются речевые и неречевые звуки? Кто говорит речевые звуки? /Речевые звуки говорит человек/.
- А неречевые звуки – что это за звуки? /Это звуки, которые говорит не человек/.
- Правильно. Это звуки окружающего нас мира.
- Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? /Нам помогают губы, зубы, язык/.
- А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? /Мы чувствуем ветерок/.
- Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете? /Горлышко вибрирует/.
- Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать? /Нужно подумать/.
-Хорошо. Значит, нам ещё помогает мозг. Всё назвали? А мы слышим, что нам говорят? /Да/.
- С помощью чего мы слышим? /С помощью слуха/.
- Да. Теперь давайте повторим всё, что мы сказали. Что нам помогает говорить? /Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие/.
В) Фонематический анализ.
- Ребята, я говорю слово, а вы называйте первый звук в этом слове.
Осы, собака, машина, шапка, астра, утка, самолет.
Логопед спрашивает всех детей по очереди.
Г) Сказка про звуки и буквы.
- А теперь послушайте маленькую сказку про звуки и буквы. Давным-давно жили-были звуки. Ходили звуки по свету, но никто их не видел. Однажды их записали на доске, и стали они видимыми. С тех пор называют их буквами.
- Запомните, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Повторите за мной. /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.
- Посмотрите на плакат, там возле слова звук нарисован ротик и ушко, а возле слова буква глазик и ручка. Этот плакат поможет вам запомнить.
Д) Дидактическая игра “Буквы спрятались”.
Логопед вешает на доску картинку с заштрихованными буквами.
- Ребята, к нам сегодня прибегал Буратино и спрятал буквы. Давайте их найдем.
Дети называют буквы.
- Хорошо. А теперь давайте придумаем слово, начинающееся с каждой из этих букв.
Логопед спрашивает каждого ребенка.
- Что мы с вами называли? /Мы называли звуки/.
- А искали что? /Искали буквы/.
- Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.
- Физминутка (2 мин).
- А сейчас немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.
Дети встают в кружок.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
И тихонечко пошел.
Буратино шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок.
Вот и целый кузовок.
Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.
- Основная часть (продолжение) (16 мин).
Е) Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.
Логопед показывает детям мешочек.
- Ребята, у меня есть чудесный мешочек. В нем буквы. Вам нужно вытащить букву и придумать с ней слово.
Логопед подходит к каждому ребенку. Дети придумывают слова.
Ж) Беседа о гласных и согласных звуках.
- А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесем а-а-а! Свободно голос выходит? /Да, голос свободно выходит/.
- А так? П-п-п! Что-то мешает? /Да, мешает/.
- А что? /Мешают губы, зубы и язык/.
- Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? /Это гласный/.
- А если есть преграда? /Тогда это согласный/.
- Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. /Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык/.
З) Дифференциация гласных и согласных звуков.
Логопед раздает детям красные и синие кружки.
- Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.
А, п, м, л, а, о, у, м, ф, ы, б.
Дети выполняют задание.
И) Работа в тетрадях. Дифференциация гласных и согласных звуков.
- Я буду произносить звуки, а вы писать букву. В одной строчке у нас будут гласные звуки. Какого цвета мы кружочек нарисуем? /Мы нарисуем красный кружок/.
- А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? /Нарисуем синий кружок/.
Логопед показывает образец на доске.
О, б, с, а, у, м.
Далее – коллективная проверка.
- Какие две группы звуков существуют в русском языке? /Звуки бывают гласные и согласные/.
- Как произносятся гласные звуки? /Гласные звуки произносятся без преграды/.
- А согласные? /Согласные произносятся с преградой/.
- Что образует преграду? /Преграду образуют губы, зубы и язык/.
К) Работа с карточками. Дифференциация гласных и согласных звуков.
Логопед раздает детям карточки с буквами и фишки красного и синего цвета.
- Ребята, вам нужно под буквами обозначить цветными фишками гласные и согласные.
- Каким цветом обозначим гласные? /Гласные обозначим красной фишкой/.
- А согласные? /Согласные обозначим синей фишкой/.
Дети выкладывают фишки под буквами.
Далее – индивидуальная проверка.
- Итог занятия (2 мин).
- О чем мы сегодня говорили?
- Что мы делали на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?
Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.
Желаем успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.
Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
"Звуки речи буквы" внеклассное мероприятие
Показать детям роль звуков и букв, развивать умения различать звуки и буквы, воспитывать интерес к знаниям, желание познавать и обучаться....
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...