"Звуки речи буквы" внеклассное мероприятие
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) по теме

Мостовщикова Ольга Анатольевна

Показать детям роль звуков и букв, развивать умения различать звуки и буквы, воспитывать интерес к знаниям, желание познавать и обучаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_rechi_i_bukvy_.vnekl_.zanyatie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по русскому языку в 1 «Б» классе на тему

«Звуки речи и буквы»

                                       Подготовила

                                                             учитель начальных классов

                                                             Мостовщикова Ольга Анатольевна

                       

                     

 

  ТЕМА: ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ

                         (Внеклассное занятие)                            

ЦЕЛЬ: Показать детям роль звуков и букв, развивать умения различать звуки и буквы, воспитывать интерес к знаниям, желание познавать и обучаться.

        Оборудование: рисунок корабля, скороговорки на карточках, игрушечный микрофон, карточки слов для рассказа А. Шибаева «Одна буква», два колодца(картинки), жетоны, тучки и солнышки для рефлексии.

                                             ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.ОРГМОМЕНТ

-Попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:

« Его не видно, в руки не взять, но зато слышно» (звук).

- А при помощи чего мы записываем звуки? Кто из вас знает?

«Сели на странички 33 сестрички.

Сели рядом- не молчат, нам загадки говорят.» (буквы)

- Для чего человек придумал буквы?

2. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.

- Ребята, очень важно правильно произносить каждый звук в слове, ошибешься- получится новое слово, будет непонятно, о чем хотят сказать. Также и с буквами- написал неправильно букву, получилось новое слово , или вовсе даже и не слово.

Чтобы не было ошибок, надо тренироваться в произношении звуков, слов с трудными звуками, заучивать скороговорки. Они помогут избавиться от ошибок, от плохого произношения. Также важно, чтобы каждая буква стояла на своем месте, тогда будет понятно, что написано.

Многие часто путают звук и букву. Сегодня мы еще раз понаблюдаем, чем они отличаются, поучимся правильному произношению слов.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- Все, что мы говорим, это речь. Какая бывает речь? (Устная и письменная)

- Как мы их различаем? (Все, что мы говорим- это устная речь. Все , что читаем- письменная речь)

Покажите: - Как плачет ребенок? Как он удивляется?

        -Как кричит ворона? Собака? Какие звуки издают пчелы? Комар?

        -Видели ли вы произносимые звуки?

-Значит звуки мы слышим и произносим. Чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения придумали буквы, или значки. Вот они перед вами и мы уже многие из них изучили.

4. МИР ЗВУКОВ.

- Сначала мы отправляемся в мир звуков. Что легко и правильно говорить, сделаем разминку: Упражнение «Зубная щетка»

-Рот открыт. Чистим языком, как щеткой верхние зубки сверху вниз с внутренней стороны, нижние зубки- снизу вверх с внутренней стороны.

А)- Сегодня в школу пришла телеграмма: « Всем ученикам 1 класса В. Всем…всем…

Югославский писатель Душан Радович ищет матросов для корабля…(на доску корабль и название)

« Дети, вы слышали о корабле,

Самом прекрасном на всей земле?

Этот корабль называется так:

«Сангл-бангл-тингл-таг».

Спешите, спешите узнать поскорей

Строгий приказ министерства морей:

«Матросом на борт поднимается тот,

Кто быстро название произнесет»

Ребята! Внимание! Каждый из вас

Может попробовать хоть сейчас.

Только учтите: совсем не пустяк

Сказать без запинки «Санглбанглтинглтаг».

Кто может сказать «Санглбанглтинглтаг»,

Тот может поднять корабельный флаг,

Может прямо в Африку плыть,

И важничать, как заправский моряк,

На корабле «Санглбанглтинглтаг».

-Попытаемся быть матросами этого корабля?

-Поучимся произносить название корабля. Кто может один произнести?

Б) Вслед за телеграммой прибыл пакет, в котором оказались задания для проверки тех, кто пожелает служить на корабле.

-Чтобы сними легко и быстро справиться ,надо набраться сил и отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

« От земного от причала оттолкнулся теплоход (встали)

Раз, два…

Он назад шагнул сначала (шаг назад)

Раз, два…

А потом шагнул вперед (шаг вперед)

Раз, два…

А потом поплыл по речке (волнообразное движение руками)

Набирая полный ход (ходьба на месте)

В) Итак, 1 задание: (за правильные ответы-жетоны, потом посмотрим, кто достоин быть моряком такого корабля)

«ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНЕСИТЕ ОТГАДКИ»

       «У песочных ям, у горы крутой

Стоит великан с железной рукой.» (экскаватор)

«По асфальту едет дом, ребятишек много в нем,

А над крышей дома вожжи, он ходить без них не может» (троллейбус)

« У него два колеса и седло на раме.

Две педали есть внизу, крутят их ногами» (велосипед)

«ПОВТОРИТЕ ЗАГАДКИ»

-Отгадки у этих загадок вы найдете и произнесете легко. Надо запомнить и повторить саму загадку и потом уже назвать отгадку.

« Телятки гладки привязаны к грядке.» (огурцы)        

«Две сестрицы- мастерицы, друг дружке- помощницы.» (руки)

«ПОВТОРИ СКОРОГОВОРКИ»

1.Кашевар кашу варил, подваривал да не доваривал.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

2. А эти скороговорки повторите 3 раза: медленно, быстрее, очень быстро.

Архип осип, Осип охрип.

Гроза грозна, грозна гроза.

Милу мама мылом мыла.

-Последнюю сказать с вопросительной интонацией, с чувством радости, сказать тихо, как будто это тайна и мы не хотим, чтобы ее услышал кто-то за дверью. (микрофон)

5. МИР БУКВ.

А) ФИЗМИНУТКА

- Прежде, чем попадем в мир букв, проведем дыхательную гимнастику, это тоже важно для правильного произношения.

-Упражнение «Свеча»

Встаньте, сделайте глубокий вдох носом, задержите дыхание и выдохните ртом, задувая воображаемое пламя свечи.

- Упражнение «Ароматный цветок»

Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержите дыхание. На -выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок»

- Что бывает, если на место одной буквы встанет другая, можно узнать из рассказа А. Шибаева «Одна буква» Вот из него отрывок…

« Все началось с того, что Маша нарисовала ворону и начала писать «варона». (Слова на доску)

Я ей говорю:

- Ты неверно написала. После В надо о, а не а. А Маша отвечает:

- Ну, подумаешь, одна буква… Варона или ворона- какая тут разница? И так все поймут.

Тогда я сказал:

- А ну-ка зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву т. Что получилось?

Смеется Маша:

- Вот чудеса, получились ворота!

- Поняла, - говорю, что значит одна буква?

А потом писатель сочинил для Маши несколько стихотворений. В каждом есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. И вот, что получилось:

« Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.»

-Какое слово должно быть в стихотворении?

- Какая буква встала не на свое место?

Вот, что получилось при замене. (Сом-дом)

-Послушаем другие стихи и найдем в них слова с «заблудившимися буквами.

« Куклу выронив из рук. Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами»

(Вопросы те же. Жук-лук)

«Жучка будку не доела:

Неохота. Надоело…» (булку-будку)

«На пожелтевшую траву роняет лев свою листву» (лес-лев)

- Интересные изменения могут произойти со словом, если заменить одну букву другой: слово становится другим. И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой, в русском языке много.

Б) ЗАМЕНИ ОДНУ БУКВУ

-Замени одну букву так, чтобы получилось новое слово. (на доске)

бочка (точка, дочка, кочка, ночка, почка)

лапка (папка, шапка)

ум (ус, уж, ух)

кот (кок, кол, ком, кон)

коза ( кожа, кора, коса)

В) ДВА КОЛОДЦА

Изображены 2 колодца, рядом стоят ведра, которыми можно достать воды из этих колодцев. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по 4 разных слова, отличающихся одной буквой. Будьте внимательны, не перепутайте ведра.

М      к                    л    к

Б       к                    с     к

Р       к      У- А      б     к

Л       к                    ж    к

- Вы убедились, что одна буква может творить чудеса, превращать одно слово в другое.

Г) СОСЧИТАЙ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ В СЛОВАХ.

-Прокомментируйте свой ответ.

Ел (2б.3зв) яд (2б.3зв)  знает (5б.6зв) пень (4б.3зв) коньки (6б.5зв)

6. ИТОГ

-Считаем жетоны , выбираем победителей.

Всем спасибо за вниманье.

За задор и добрый смех.

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Нам урок заканчивать пора!

И я ,надеюсь, что теперь

Вы стали немножечко умней.

Узнали вы много слов смешных

И много всяких всячин

И если вы запомнили их,

Не зря ваш день потрачен.

-Кому было интересно на занятии, все понятно-

прилепите рядом с кораблем солнышко. Кому было скучно, многое не понятно- тучку.

Список использованных источников:

  1. В.Волина «Веселая грамматика», «Знание», Москва 1995г.
  2. Н. Пикулева «Слово на ладошке», Москва,»Новая школа»1994г.
  3. В.Волина «Праздник букваря», Москва, 1995г.
  4. 4. С.Н. Подгорная, О.В.Перекатьева «Тематические недели в начальной школе»,изд. «МарТ», Москва-Ростов-на-Дону,2004г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие артикуляционных навыков для правильного произношения звуков речи

Выработка правильных артикуляций у ребенка улучшает не только произношение, но и оказывают огромное влияние на фонематическое развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они р...

конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс УМК "Гармония". Тема: Звуки речи: обощение. Повторение изученного.

Урок рефлексии по технологии деятельностного метода.  Повторение и закрепление изученного, формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления...

Конспект урока: "Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков."

Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония". Открытие нового знания. Тема урока: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков...

Конспект урока "Звуки речи. Согласные и гласные звуки"

ТемаЗвуки речи. Согласные и гласные звуки.Педагогическая цельСоздать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать ...

Система фонем или звуков русского языка. Механизм образования звуков речи и их классификация.

Материал подготовлен в рамках проведения семинара-практикума для слушателей по Развитию слухового восприятия и формированию произношения...