"Звуки речи буквы" внеклассное мероприятие
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) по теме
Показать детям роль звуков и букв, развивать умения различать звуки и буквы, воспитывать интерес к знаниям, желание познавать и обучаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_rechi_i_bukvy_.vnekl_.zanyatie.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
по русскому языку в 1 «Б» классе на тему
«Звуки речи и буквы»
Подготовила
учитель начальных классов
Мостовщикова Ольга Анатольевна
ТЕМА: ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ
(Внеклассное занятие)
ЦЕЛЬ: Показать детям роль звуков и букв, развивать умения различать звуки и буквы, воспитывать интерес к знаниям, желание познавать и обучаться.
Оборудование: рисунок корабля, скороговорки на карточках, игрушечный микрофон, карточки слов для рассказа А. Шибаева «Одна буква», два колодца(картинки), жетоны, тучки и солнышки для рефлексии.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.ОРГМОМЕНТ
-Попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:
« Его не видно, в руки не взять, но зато слышно» (звук).
- А при помощи чего мы записываем звуки? Кто из вас знает?
«Сели на странички 33 сестрички.
Сели рядом- не молчат, нам загадки говорят.» (буквы)
- Для чего человек придумал буквы?
2. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.
- Ребята, очень важно правильно произносить каждый звук в слове, ошибешься- получится новое слово, будет непонятно, о чем хотят сказать. Также и с буквами- написал неправильно букву, получилось новое слово , или вовсе даже и не слово.
Чтобы не было ошибок, надо тренироваться в произношении звуков, слов с трудными звуками, заучивать скороговорки. Они помогут избавиться от ошибок, от плохого произношения. Также важно, чтобы каждая буква стояла на своем месте, тогда будет понятно, что написано.
Многие часто путают звук и букву. Сегодня мы еще раз понаблюдаем, чем они отличаются, поучимся правильному произношению слов.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- Все, что мы говорим, это речь. Какая бывает речь? (Устная и письменная)
- Как мы их различаем? (Все, что мы говорим- это устная речь. Все , что читаем- письменная речь)
Покажите: - Как плачет ребенок? Как он удивляется?
-Как кричит ворона? Собака? Какие звуки издают пчелы? Комар?
-Видели ли вы произносимые звуки?
-Значит звуки мы слышим и произносим. Чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения придумали буквы, или значки. Вот они перед вами и мы уже многие из них изучили.
4. МИР ЗВУКОВ.
- Сначала мы отправляемся в мир звуков. Что легко и правильно говорить, сделаем разминку: Упражнение «Зубная щетка»
-Рот открыт. Чистим языком, как щеткой верхние зубки сверху вниз с внутренней стороны, нижние зубки- снизу вверх с внутренней стороны.
А)- Сегодня в школу пришла телеграмма: « Всем ученикам 1 класса В. Всем…всем…
Югославский писатель Душан Радович ищет матросов для корабля…(на доску корабль и название)
« Дети, вы слышали о корабле,
Самом прекрасном на всей земле?
Этот корабль называется так:
«Сангл-бангл-тингл-таг».
Спешите, спешите узнать поскорей
Строгий приказ министерства морей:
«Матросом на борт поднимается тот,
Кто быстро название произнесет»
Ребята! Внимание! Каждый из вас
Может попробовать хоть сейчас.
Только учтите: совсем не пустяк
Сказать без запинки «Санглбанглтинглтаг».
Кто может сказать «Санглбанглтинглтаг»,
Тот может поднять корабельный флаг,
Может прямо в Африку плыть,
И важничать, как заправский моряк,
На корабле «Санглбанглтинглтаг».
-Попытаемся быть матросами этого корабля?
-Поучимся произносить название корабля. Кто может один произнести?
Б) Вслед за телеграммой прибыл пакет, в котором оказались задания для проверки тех, кто пожелает служить на корабле.
-Чтобы сними легко и быстро справиться ,надо набраться сил и отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
« От земного от причала оттолкнулся теплоход (встали)
Раз, два…
Он назад шагнул сначала (шаг назад)
Раз, два…
А потом шагнул вперед (шаг вперед)
Раз, два…
А потом поплыл по речке (волнообразное движение руками)
Набирая полный ход (ходьба на месте)
В) Итак, 1 задание: (за правильные ответы-жетоны, потом посмотрим, кто достоин быть моряком такого корабля)
«ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНЕСИТЕ ОТГАДКИ»
«У песочных ям, у горы крутой
Стоит великан с железной рукой.» (экскаватор)
«По асфальту едет дом, ребятишек много в нем,
А над крышей дома вожжи, он ходить без них не может» (троллейбус)
« У него два колеса и седло на раме.
Две педали есть внизу, крутят их ногами» (велосипед)
«ПОВТОРИТЕ ЗАГАДКИ»
-Отгадки у этих загадок вы найдете и произнесете легко. Надо запомнить и повторить саму загадку и потом уже назвать отгадку.
« Телятки гладки привязаны к грядке.» (огурцы)
«Две сестрицы- мастерицы, друг дружке- помощницы.» (руки)
«ПОВТОРИ СКОРОГОВОРКИ»
1.Кашевар кашу варил, подваривал да не доваривал.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
2. А эти скороговорки повторите 3 раза: медленно, быстрее, очень быстро.
Архип осип, Осип охрип.
Гроза грозна, грозна гроза.
Милу мама мылом мыла.
-Последнюю сказать с вопросительной интонацией, с чувством радости, сказать тихо, как будто это тайна и мы не хотим, чтобы ее услышал кто-то за дверью. (микрофон)
5. МИР БУКВ.
А) ФИЗМИНУТКА
- Прежде, чем попадем в мир букв, проведем дыхательную гимнастику, это тоже важно для правильного произношения.
-Упражнение «Свеча»
Встаньте, сделайте глубокий вдох носом, задержите дыхание и выдохните ртом, задувая воображаемое пламя свечи.
- Упражнение «Ароматный цветок»
Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержите дыхание. На -выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок»
- Что бывает, если на место одной буквы встанет другая, можно узнать из рассказа А. Шибаева «Одна буква» Вот из него отрывок…
« Все началось с того, что Маша нарисовала ворону и начала писать «варона». (Слова на доску)
Я ей говорю:
- Ты неверно написала. После В надо о, а не а. А Маша отвечает:
- Ну, подумаешь, одна буква… Варона или ворона- какая тут разница? И так все поймут.
Тогда я сказал:
- А ну-ка зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву т. Что получилось?
Смеется Маша:
- Вот чудеса, получились ворота!
- Поняла, - говорю, что значит одна буква?
А потом писатель сочинил для Маши несколько стихотворений. В каждом есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. И вот, что получилось:
« Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.»
-Какое слово должно быть в стихотворении?
- Какая буква встала не на свое место?
Вот, что получилось при замене. (Сом-дом)
-Послушаем другие стихи и найдем в них слова с «заблудившимися буквами.
« Куклу выронив из рук. Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами»
(Вопросы те же. Жук-лук)
«Жучка будку не доела:
Неохота. Надоело…» (булку-будку)
«На пожелтевшую траву роняет лев свою листву» (лес-лев)
- Интересные изменения могут произойти со словом, если заменить одну букву другой: слово становится другим. И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой, в русском языке много.
Б) ЗАМЕНИ ОДНУ БУКВУ
-Замени одну букву так, чтобы получилось новое слово. (на доске)
бочка (точка, дочка, кочка, ночка, почка)
лапка (папка, шапка)
ум (ус, уж, ух)
кот (кок, кол, ком, кон)
коза ( кожа, кора, коса)
В) ДВА КОЛОДЦА
Изображены 2 колодца, рядом стоят ведра, которыми можно достать воды из этих колодцев. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по 4 разных слова, отличающихся одной буквой. Будьте внимательны, не перепутайте ведра.
М к л к
Б к с к
Р к У- А б к
Л к ж к
- Вы убедились, что одна буква может творить чудеса, превращать одно слово в другое.
Г) СОСЧИТАЙ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ В СЛОВАХ.
-Прокомментируйте свой ответ.
Ел (2б.3зв) яд (2б.3зв) знает (5б.6зв) пень (4б.3зв) коньки (6б.5зв)
6. ИТОГ
-Считаем жетоны , выбираем победителей.
Всем спасибо за вниманье.
За задор и добрый смех.
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Нам урок заканчивать пора!
И я ,надеюсь, что теперь
Вы стали немножечко умней.
Узнали вы много слов смешных
И много всяких всячин
И если вы запомнили их,
Не зря ваш день потрачен.
-Кому было интересно на занятии, все понятно-
прилепите рядом с кораблем солнышко. Кому было скучно, многое не понятно- тучку.
Список использованных источников:
- В.Волина «Веселая грамматика», «Знание», Москва 1995г.
- Н. Пикулева «Слово на ладошке», Москва,»Новая школа»1994г.
- В.Волина «Праздник букваря», Москва, 1995г.
- 4. С.Н. Подгорная, О.В.Перекатьева «Тематические недели в начальной школе»,изд. «МарТ», Москва-Ростов-на-Дону,2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие артикуляционных навыков для правильного произношения звуков речи
Выработка правильных артикуляций у ребенка улучшает не только произношение, но и оказывают огромное влияние на фонематическое развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они р...
конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс УМК "Гармония". Тема: Звуки речи: обощение. Повторение изученного.
Урок рефлексии по технологии деятельностного метода. Повторение и закрепление изученного, формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления...
Презентация к уроку литературного чтения 1кл на тему "Звуки речи"
Презентация на тему "Звуки речи"....
Конспект урока: "Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков."
Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония". Открытие нового знания. Тема урока: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков...
Конспект урока "Звуки речи. Согласные и гласные звуки"
ТемаЗвуки речи. Согласные и гласные звуки.Педагогическая цельСоздать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать ...
Система фонем или звуков русского языка. Механизм образования звуков речи и их классификация.
Материал подготовлен в рамках проведения семинара-практикума для слушателей по Развитию слухового восприятия и формированию произношения...