Предложение
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Байгильдина Гульзана Байрамгалимовна

Конспект фронтального логопедического занятия для 1 класса "Предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_1_predlozhenie.docx20.63 КБ
Файл prilozhenie_k_konspektu.docx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

Предложение  (1 класс)

Байгильдина Г.Б. учитель-логопед

Цели:

  1. уточнить представления учащихся о предложении,

учить дифференцировать понятия «слово» и «предложение»,

закреплять понятия о словах, обозначающих предметы, действия,

  1. развивать слуховое внимание, мышление, память, грамматический строй речи,
  2. воспитывать активность, усидчивость.

Оборудование: карточки с  «дорожками для пальцев»; слайдовая презентация артикуляционной гимнастики; карточки со схемами слов; наборы полосок (короткие и длинные), сюжетные картинки, деформированные предложения, демонстрационные таблицы.

Ход занятия

I. Организационный момент

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

Логопед: - Доброе утро, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

- «Для нас на уроке важнее всего!» - дети отвечают на вопросы словами «да» или «нет»:

Лениться - …

К знаниям стремиться - …

Сладко зевать - …

На вопросы отвечать - …

Быть невнимательным - …

Очень старательным - …

Соседу по парте мешать - …

Если трудно ему – помогать - …

Хихикать, без дела болтать - …

Слушать, смотреть, размышлять –

Логопед: - А для того чтобы справится со всеми заданиями нашего урока, мы должны подготовить наши ручки и язычок к работе.

II   Вспоминаем гимнастику для пальчиков

  • «в гости к большому пальцу»
  • «кулак-ладошка»
  • «мнём салфётку»
  •   «Дорожки для пальчиков»

      III. Артикуляционная гимнастика.        

          (слайдовая презентация)

  1. упр. «Собачка»
  2. упр. «Слоник»
  3. упр. «Собачка-Слоник»
  4. упр. «Бегемотик»
  5. упр. «Слоник-собачка-бегемотик»
  6. упр. «Хомячок»
  7. упр. «Хомячок-птичка»
  8. упр. «Чистим зубки»

«Дыхательная гимнастика»

  1. упр. «Цветочки»

 Логопед: -  Вот теперь мы готовы к работе!

Ребята, а к нам на урок пришёл гость.  Отгадайте кто это?

Живёт в норке

 грызёт корки

короткие ножки

боится кошки (мышка)

А какой первый звук вы слышите в слове мышка?

а какой третий звук?

а какой последний звук?

а сколько в слове мышка – слогов

а какой слог ударный…Молодцы.

А наш мышонок любит загадки. Он и для вас принёс загадки. Попробуем их разгадать?

- рыженькая, пушистая, прыгает по веткам, грызёт орешки – БЕЛОЧКА

- Колючий, круглый, фыркает и топает – ЁЖИК

желтая, пятиконечная, светит по ночам с неба – ЗВЕЗДА

- какое слово лишнее? Почему?

- На какие вопросы отвечают слова – отгадки    (КТО? ЧТО?)

- Значит это слова - предметы

- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?

- А какие ещё слова вам помогли отгадать загадки, на какие вопросы они отвечают?

-  КАКАЯ? КАКОЙ?

- значит это слова – признаки

- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?

- Прыгает, грызёт – ЧТО ДЕЛАЕТ?

- Это слова – действия

- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?

(вывешиваем таблицы: КТО? ЧТО? – ПРЕДМЕТ,  ЧТО ДЕЛАЕТ? – ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

КАКАЯ? КАКОЙ? – признак предмета;  Анализируем слова и делаем выводы)

- А сейчас я проверю, как хорошо вы умеете различать эти слова. У вас у каждого карточка со схемой слова. Я вам буду называть слова, а вы поднимайте соответствующую карточку:

платье, рубит, красивый, большой, рука, чистит, осторожный, рыбачит.

V Знакомство с темой урока

1. Логопед демонстрирует картинку и называет предложение:

Белка бросает шишку.

- Понятно, что я сказала?

- Про кого вы узнали?

- Что вы узнали про белку?

- Что бросает белка?

- А кому белка бросает шишку?

2. Логопед показывает не связанные грамматически слова.

* мальчик, читать, книга

- Понятно ли вам, что я сказала?

Это потому, что между словами нет согласия,  слова между собой «не дружат» и предложения не получилось.  Попробуем их подружить.

* Мальчик читает книгу.

- О ком вы узнали?

- Что вы узнали о мальчике?

- Что мальчик читает?

Теперь слова в согласии, они «дружат» между собой. Получилось предложение.

- Делаем вывод: предложение получается тогда, когда слова «дружат» между собой.

- Из чего состоит предложение?

Сегодня мы начинаем знакомство с большой темой «Предложение». Вы должны запомнить, из чего состоит предложение, научиться различать предложение и слова.

Игра:  «Выбери полоску»

(для тренировки умения различать понятия «слово» и «предложение»):

- Поднимите длинную полоску, если услышите предложение, короткую – если слово.

* Карандаш

Медведь рычит.

Кукла

Стол

Корова мычит.

Лопата

Дети учатся.

Снег падает

3. Логопед предлагает рассмотреть картинки и составить по ним предложения из двух слов, а затем поставить к каждому слову предложения вопрос и ответить на него.

Коза варит.

Кто? – коза. Что делает? – варит.

Как графически мы можем изобразить это предложение?

(логопед показывает схему)

Что обозначает первое слово в предложении Коза варит?  – ПРЕДМЕТ

Как на схеме мы изображаем слова предметы – ОДНОЙ ЧЕРТОЙ

Что обозначает второе слово в предложении? – ДЕЙСТВИЕ

Как на схемы мы изобразим это слово? – ДВУМЯ ЧЕРТАМИ

НАЧАЛО предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.

Что обозначает уголок? – НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Что обозначает точка? – КОНЕЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Как мы покажем начало предложения? – УГОЛКОМ

А как мы покажем конец предложения? – Точкой

 Слова в предложении всегда пишутся раздельно между собой!

Логопед предлагает составить предложения из двух слов по картинкам и начертить к ним схемы

- Ребята, какие предложения у вас получились…(зачитываем) поменяйтесь с соседом и проверьте работы, если всё правильно то рисуем ...звезду желтого цвета, если есть недочеты то закрашиваем звезду красным цветом, если не справились с задание то синим цветом.

5. Итоги занятия

-Из чего состоит предложение?

-Чтобы получилось предложение, слова должны между собой …

(Логопед подводит итоги работы учащихся на занятии, выставляются оценки за  работу.)

Использованная литература:

  1. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»
  2. Тематический словарь в картинках «Азбука действий» Кто что делает?
  3. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.
  4. И.О. Крупенчук «Пальчиковая гимнастика»
  5. Артикуляционная гимнастика в картинках

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...

Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.

Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Тема: Как отличить простое предложение от сложного.– Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно пунктуационно оформлять предложения, составлять их схе...