Квест
презентация к уроку по логопедии
Цель: создание условий для развития всех компонентов устной речи через углубление полученных знаний обучающихся о зимующих птицах родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_buraeva_vr.pptx | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Квест-технология К пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения. Квест-технологию можно применять для развития любого компонента речи: квест-игры по обучению грамоте, куда можно включать задания по развитию лексико-грамматических категорий, задания на звуко-буквенный анализ и другое; квесты для обогащения пассивного и активного словаря на определенную лексическую тему; квесты на развитие фонематических процессов и связной речи. Все зависит от фантазии педагога. Также квесты могут быть применены для развития произносительной стороны речи и использовать их на любом этапе коррекционной работы: Подготовительный (задания будут включать в себя артикуляционную гимнастику, упражнения на выработку воздушной струи, игры на развитие фонематического восприятия). Постановка (элементы подготовительного этапа и сюжетные задания постановки необходимого звука по подражанию). Автоматизация (этот этап самый простой для его организации в форме квест-игры. На каждом из этапов ребенку предлагается повторить слова с заданным звуком. Отгадать их, решить загадку и т.д.)
Цель: создание условий для развития всех компонентов устной речи через углубление полученных знаний обучающихся о зимующих птицах родного края. Задачи: -Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (употреблять в речи названия птиц); -Совершенствование диалогической речи, умение вести диалог с педагогами, со сверстниками. -Продолжать учить задавать вопросы, давать ответ полным предложением; -Формировать умение образовывать существительные множественного числа родительного падежа; -Развивать навыки словообразования; -Расширять предметный, глагольный словари, словарь признаков; -Закреплять умение делить слова на слоги; -Воспитывать культуру речевого общения, умение быть доброжелательным, корректным собеседником, -Воспитывать любовь к природе.
Есть в России такой уголок, Где поля и леса необъятные, Изрезана реками вдоль, поперек - Моя светлая жизнь Бурятия. Много сокровищ хранит та земля: Высокие скалы и горы, Бескрайняя сибирская тайга, А также степные просторы; В недрах алмазы и золото есть, В лесах – животные, птицы, Всего, что таит она – не перечесть , Все есть, что может присниться… Дети входят, звучит аудиозапись голосов птиц.
- Чьи голоса вы услышали? (Птичьи.) Мы с вами совершим путешествие в царство птиц: сложное, но интересное. Вам предстоит сделать несколько остановок на станциях, чтобы выполнить задания. Выполняя задания, вы будете получать баллы/ жетоны за правильные ответы. Чтобы успешно справиться с трудностями, будьте командой, будьте внимательными, дружными, смелыми, ловкими. - Посмотрите на экран и назовите птиц, которых вы видите (Ворона, сорока, воробей, дятел, сова, клест, свиристель, голубь) - Можем мы услышать сейчас в лесу или на улице голоса этих птиц? (Да. Это зимующие птицы.) Где расположена синица , используя "между", перед, "за"? Вариант: А теперь посмотрите, какая птица лишняя на экране? Станция «Сосед». Формирование понятий о пространственных отношениях: между,посередине, за, перед.
Станция «Кормушка». - Какая зимой погода? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная). - Как мы можем помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать птицам корм.) - Давайте смастерим кормушку. Пальчиковая игра «Кормушка» (Дети говорят и выполняют движения): Ребята дощечки пилили, пилили («пилят» ребром одной ладошки по другой) И дружно кормушку для птиц смастерили (постукивание кулачком по ладони) В нее мы насыплем для птиц угощенье: (щепоткой «сыплют») Немного семян и остатки печенья, И сала на ветки развесим немножко. (загибают пальцы на обеих руках) А чтобы на птичий обед посмотреть, (смотрят через «очки») Чуть-чуть отойдем («шагают» пальцами по столу) И не будем шуметь (указательный палец к губам) Пальчиковая игра Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Станция "Услышь меня" У разных птиц разные голоса. Давайте определим, кто как подает голос. дополнительно-На магнитной доске плоскостные изображения: дом, забор, скамейка, елка, снег. Ворона (каркает) Воробей (чирикает) Кукушка (кукует) Синица (синькает) Сорока (стрекочет) Голубь (воркует) Сова (ухает) Развитие слухового внимания. Необходимо отметить, что дети с нарушениями речи часто затрудняются при выполнении заданий на понимание или употребление слов – терминов «звук», «слово», «слог». Особого внимания требует понятие «звук».
Станция "ЗАГАДОК МНОГО не БЫВАЕТ" Необходимость выполнения упражнений из комплекса мимической гимнастики обусловлена тем, что у детей, посещающих логопедическую группу наблюдаются слабый тонус лицевых мышц, невыразительная мимика, что приводит к нечеткости и смазанности речи. Ребята, задание не простое, капитан команды тянет загадку, сам отгадывает, а затем вам показывает (жестами, мимикой) свой ответ, который вы должны отгадать. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В тёплый край я не летаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый ...(Воробей) И в лесу, заметьте, дети, Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих Мыши прячутся, дрожа! Очень уж суровы Филины и ...(Совы) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая - Известная персона. Это кто ? ... (Ворона) Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! (Снегирь ) Кто в берете ярко-красной В черной курточке атласной? На меня он не глядит . Все стучит, стучит, стучит. (Дятел) Непоседа пестрая Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока )
Станция «Проверка»: Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте. Давайте сосчитаем, сколько слогов в слове и выполним звуковой анализ слов с помощью разноцветных прищепок. синица сорока воробей ворона дятел сова голубь кукушка А теперь скажите, название какой птицы начинается на звук «к» и заканчивается на звук «а» (кукушка) начинается на звук «с» и заканчивается на звук «а» (сова, сорока, синица) начинается на звук «д» и заканчивается на звук «л» (дятел)
Станция "ТУК-ТУК, КТО СПРЯТАЛСЯ" Здесь зашифрованы названия зимующих птиц нашего района, вам в течение минуты необходимо угадать, что это за птицы. НИЦАСИ СИНИЦА БЕЙРОВО ВОРОБЕЙ КАРОСО СОРОКА ЛИНФИ ФИЛИН ЛУБЬГО ГОЛУБЬ НАВОРО ВОРОНА ЗЕНЬПОЛПО ПОПОЛЗЕНЬ ТСЁЛК КЛЁСТ ЛЕТЯД ДЯТЕЛ задания на слоговой анализ слова Развитие языкового синтеза на уровне слогов. Виды упражнений по слоговому синтезу в коррекции и предупреждении дисграфии у школьников.
Станция «Какая бывает птица?» У каждой птицы есть свое название. Но часто люди называют их по какой-нибудь отличительной черте. Например: у сороки белый бок, значит, она белобокая (можно использовать мяч, скакалку). у синицы (какая?)желтая грудка – (желтогрудая) у дятла (какой?)длинный нос – (длинноносый) у вороны (какие?)черные крылья – (чернокрылая) у сороки (какой?)длинный хвост – (длиннохвостая) В дополнение-А какую птицу вы знаете, которая в числе первых прилетает к нам весной? у журавля длинные ноги – (длинноногий) При нарушении речевого развития трудности построения фраз и оперирование ими в процессе речевой коммуникации выступают достаточно отчетливо, проявляются в аграмматизме речи (сужение набора употребляемых конструкций, их дефекты, нарушение грамматической формы слова), что свидетельствует и о несформированности грамматического структурирования.
Станция «У кого кто?» Давайте вспомним, как называются детеныши у разных птиц Дополнительно-дети по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены разные цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т.д.) У вороны – вороненок, много гворонят или 3.4.5 У сороки – сорочёнок, много сорочят. У воробья – воробышек, много воробышков. У голубя– голубенок, много голубят. У снегиря – снегирёнок, много снегирят. У дятла – дятлёнок, много дятлят. У совы – совенок, много совят. Употребление существительных с числительными. У детей с ОНР наблюдаются грубые речевые нарушения при словоизменении и словообразовании. При грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложений, они допускают разнообразные ошибки, несвойственные нормально развивающимся детям. Так, аграмматизмы являются чуть ли не самым устойчивым и одним из основных проявлений речевого расстройства, что приводит к нарушениям письменной речи.
Станция «ЗИМНЕЕ ЛАКОМСТВО» - Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите (Дети соединяют изображение птицы и корма. Говорят: Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном. Падежное управление Для детей, страдающих общим недоразвитием речи, даже при слабой выраженности дефекта освоение падежного управления, изменения слов по падежам является одним из наиболее сложных разделов обучения. Лексико-грамматические ошибки, долго сохраняясь в устной речи детей, затем вторично проявляются при обучении письму; ошибки на словоизменение по падежам составляют большой процент среди всех грамматических ошибок в школе. Этот раздел программы по развитию речи требует длительной работы и большого количества упражнений.
Станция «Найди спрятавшихся птиц» Н а листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача обучающихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия только зимующих птиц . За каждое найденное слово команда получает 1 балл развитие речевой и познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе зрительно – пространственного восприятия
Употребление предложно-падежных конструкций, лексико-грамматический строй формирования навыков правильного употребления грамматических форм. Корреспондент: как тебя зовут? Воробей: меня зовут воробей. Корреспондент: ты улетаешь осенью в теплые края ? Воробей: нет, я зимующая птица. Корреспондент: чем ты питаешься? Воробей: я питаюсь мелкими насекомыми, зернышками, а зимой клюю в кормушках хлебные крошки. Корреспондент: какого цвета твои перья? Воробей: мои перья коричневые, на крыльях белые полоски, вокруг шейки белый ободок. (один ребенок синица, другой корреспондент) Корреспондент: как тебя зовут? Синица: меня зовут синичка. Корреспондент: ты улетаешь осенью в теплые края ? Синица: нет, я остаюсь зимовать здесь. Корреспондент: чем ты питаешься зимой? Синица: я клюю в кормушках хлебные крошки, зернышки, кусочки сала. Корреспондент: какого цвета твои перья? Синица: у меня желтая грудка, крылышки и головка черные. Корреспондент: А почему тебя назвали синичкой? Синица: потому, что я пою – синькаю. Станция «Интервью»
Подведение итогов. О пернатых друзьях, чаще всего мы не заботимся. А ведь им нужна наша помощь, особенно в зимнее время. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им пережить тяжелую пору. Не страшна зима птицам, если есть корм! Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идёт. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зёрна. А этот корм искать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки, Ведь в стайке как? Нашёл один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут. И всё же многие птицы нередко голодают. Помочь пережить им это трудное время сможем мы. Ребята, вы должны запомнить одно важное правило - корм для птиц должен быть в кормушках, а бросать его на мерзлую землю или снег нельзя! Как вы думаете, почему? (Он промерзает на снегу и земле, птицы поедая замерзший корм, ещё больше замерзают. А это может привести к летальному исходу...) Так давайте все вместе возьмёмся за дело: смастерим кормушки, повесим их около дома и будем подкармливать птиц! Птицы будут благодарны нам. Весной они заведут трель, а летом спасут урожай от насекомых. Итог :
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; игры с песком; лабиринты; спортивные эстафеты, журналисты. Предложенная разработка только показывает насколько вариативна квест-технология, к каждому заданию возможны варианты коррекционно-логопедической работы, интегрированные с предметными знаниями. Предложенный квест может использоваться не только в работе с детьми, имеющими статус- ограниченные возможности здоровья, но и возможностью использования данного урока при работе с норматипичными детьми любого возраста. Так же может быть использован частично, в зависимости от уровня подготовки обучающихся. Представленный в практике алгоритм может быть использован в учреждениях системы общего образования, дополнительного образования детей, квест может быть адаптирован педагогами для обучающихся любой направленности. При сохранении структуры и алгоритма реализации (основных форм работы и видов деятельности) могут быть адаптированы содержание, методы, приемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Веб-квест "Приключения в трех королевствах"
Эта работа соединяет несколько Интернет – технологий: веб-квест, образовательный блог. Занятие проводится дистанционно, совершенствует навыки работы с компьютерными программами. Данный веб-квест – это...
Веб-квест "Литературная сказка"
Веб-квест "Литературная сказка" По образовательной программе «Школа 2100» в 4 классе дети вместе с героями учебника «В океане света» отправляются в путешествие в усадьбу Аксак...
Квест "Триединство"
Данный сценарий игры предназначен для учащихся начальных классов, позволяет формировать этнокультурную компетентность учащихся....
Квест "В поисках Деда Мороза"
Сценарий игры, проводимой на праздник Новый Год.Форма: квест.Возраст участников: младший школьный....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается идея использования квест-технологий....
Квест "День гимназии"
Квест, который включает 5 основных станций. Школьное мероприятие для учащихся младших классов....
Квест средняя группа "Квест по дороге сказок"
quot;По дороге сказок"...