мнемотаблицы по лексическим темам
учебно-методический материал по логопедии
мнемотаблицы по лексическим темам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotablitsy_po_leks_temam.docx | 923.88 КБ |
mnemo1.docx | 209.97 КБ |
mnemo2.docx | 386.71 КБ |
mnemo3.docx | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
МНЕМОТАБЛИЦЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
Мнемотаблицы по темам:
«Лук (загадка)»
Сидит | дед. | Во сто шуб одет. |
Кто | его раздевает, | тот слёзы проливает. |
«Яблоко (загадка)»
Само с кулачок, | круглый бочок. | Тронешь пальцем - |
гладко, | а откусишь - | сладко. |
«Огород»
В огороде много гряд. | Тут и репа, | и салат, |
тут и свекла, | и горох, | а картофель разве плох? |
Наш зеленый огород | нас | прокормит круглый год. |
Картошка
Из картошки | много блюд | приготовить можно. |
Её варят, жарят, трут, | на костре её пекут. |
«Земляника (загадка)»
На полянке | у дорожки | красные горошки. |
Кто | мимо | пройдет, |
В рот | себе | кладет. |
«Репка (загадка)»
Круглая, | а не мяч. | Желтая, |
а не солнце. | С хвостом, | а не мышь. |
«Огурец (загадка)»
Без окон, | без дверей | полна горница людей. |
«Про насекомых»
Прилетела к нам вчера полосатая пчела. | А за нею – шмель-шмелёк | и весёлый мотылёк. |
Два жука | и стрекоза (как фонарики глаза). | Приходили муравьи и травинку принесли. |
А паук на всех смотрел, сети плёл и песни пел. |
«Снегири»
Вот на ветках, | посмотри, | в красных майках |
снегири. | Распушили перышки, | греются на солнышке. |
Головой вертят, | улететь хотят. |
«Киска»
Телевизор | вместе с нами | смотрит |
наша киска. | Видит | мышку |
на экране. | Мышка, | вроде, близко. |
«Белый мишка»
Белый | мишка | на рыбалку |
не спеша | идёт | вразвалку. |
Чует | мишка-рыболов, | что богатый ждёт улов. |
«Дикие животные»
У лисы | в лесу глухом | есть нора – надёжный дом. |
Под кустами | ёж колючий | нагребает |
листьев кучу. | Спит | в берлоге косолапый, |
«Гусеница»
Этот странный дом | без окон | у людей зовётся |
«кокон». | Свив на ветке | этот дом, |
дремлет | гусеница в нём. | Спит она |
всю зиму. | Но зима промчалась мимо. | Под весенним ярким солнцем |
гусенице | не до сна! | Стала бабочкой она! |
«Загадка (ёжик)»
Под соснами, | под ёлками | бежит мешок с иголками. |
«Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять. | Мы идём | во двор гулять. |
Бабу снежную слепили. | Птичек | крошками |
кормили. | С горки мы потом катались. | А потом в снегу валялись. |
А потом домой пришли, | суп поели, | спать легли. |
«Подарки осени»
Ходит | осень | в нашем парке. |
Дарит | осень | всем подарки. |
Бусы красные - | рябине, | фартук розовый - |
осине, | зонтик желтый - | тополям, |
фрукты | осень | дарит нам. |
«Лето»
Лето, лето | к нам | пришло. |
Стало сухо | и тепло. | По дорожке прямиком |
ходят ножки | босиком. |
Осень
«Осеннее утро» (текст)
Стало вдруг светлее вдвое, | двор | как в солнечных лучах: |
это платье золотое | у березы | на плечах. |
Утром | мы | во двор |
идем - | листья сыплются | дождем. |
Под ногами | шелестят | и летят, летят, летят… |
Пролетают | паутинки с паучками в серединке | и высоко от земли |
пролетели | журавли. | Всё |
летит… | Должно быть, это | улетает |
наше лето. |
Осень
Опустел скворечник, | улетели птицы, | листьям |
на деревьях | тоже не сидится. | Целый день сегодня |
всё летят, летят. | Видно, тоже в Африку | улететь хотят. |
«Зима»
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
П.Воронько “Пирог”
Пирог
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
Отгадывание мнемозагадки.
Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.
4.Игра “Снежная куча
Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
Есть слово длинное – снегопад.
Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
Есть слово – цветок – подснежник.
Есть слово - птица - снегирь.
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).
Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
Вопросы:
Какое наступило время года?Где лежит снег?Какой снег?Какая погода на улице?Куда пошли дети?Как они оделись?Что делали дети на прогулке?Нравиться ли детям гулять зимой?
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
Люди зимой делают кормушки для птиц.
Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.
Составление рассказа о зиме
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
Снеговик
Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.
Н.Нищева “Ёлочка”
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
В зимнем небе, сделав круг,
Накренились сани вдруг!
И с подарками мешок
Выпал прямо на снежок!
Дед Мороз
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.
“весна”
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
Заучивание стихотворения “Весна – красна”
Весна – красна
Ты, весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
Отгадывание мнемозагадки.
Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.
Пересказ рассказа “Весна в окно стучится”
Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.
Ответы на вопросы по содержанию текста:
Что делает весной солнце?
Как солнце весной светит и греет?
Что делают ручьи?
Какие изменения происходят на реках?
Что такое проталины?
Как называются самые первые цветы?
Что сделали насекомые?
Что можно сказать про вербу?
Составление рассказа-описания “Весна – красна”
Весной солнце часто появляется на голубом небе.
Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.
Составление рассказа о весне
Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.
Предварительный просмотр:
«Хлеб»
Вот он хлебушек душистый, | вот он круглый, | золотистый. |
В каждый дом, | на каждый стол | он пожаловал, пришёл. |
В нём здоровье, | сила наша. | В нём чудесное тепло. |
Сколько рук | его растило, | охраняло, берегло! |
«Пирог»
Из песка | пирог | спечём. |
В гости | маму | позовём! |
Пригласим | и вас, друзья. | Только есть |
пирог нельзя! |
«Манная каша»
Рыбкам | в банку | сыплют |
манку, | рыбки | золотом горят. |
Мне | из манки | утром рано |
варят | кашу | и твердят, |
что и я | от каши той | тоже буду золотой. |
«Продукты»
Рыбу, | мясо, | сок |
и фрукты | называем | мы |
«продукты». | Молоко, | и творожок, |
и крупу, | и пирожок. | Всё, что мы |
едим | и пьём, | мы продуктами зовём. |
«Стулья (загадка)»
Хоть у нас четыре ножки, | мы не мышки, | и не кошки. |
Хоть у нас ещё есть спинки, | мы не овцы, | и не свинки. |
Мы не кони, | хоть на нас | вы садились много раз! |
9 мая
День Победы - | светлый | праздник. |
Я ему так рад, | потому что вместе с дедом | еду |
на парад. | Пусть мой деда твёрдо знает: | буду я в строю. |
Защищать, как он, | смогу я | Родину свою! |
«Новый Год»
Встали | девочки | в кружок, |
встали | и примолкли. | Дед Мороз |
огни зажёг | на высокой ёлке. | Наверху - |
звезда, | бусы в два ряда. | Пусть не гаснет |
ёлка, | пусть горит | всегда! |
Предварительный просмотр:
«Звёзды (загадка)»
Угли | пылают, | совком не достать. |
Ночью их видно, | а днем не видать. |
«Ромашки»
Ромашки, ромашки, | белые рубашки, | жёлтые колечки |
побежали | к речке. | За руки взялись |
и вот: дружно водят хоровод |
«Осенние деревья»
Ветер | по лесу | летал, |
ветер | листики | считал. |
Вот дубовый, | вот кленовый, | вот рябиновый резной, |
вот с берёзы золотой. | Вот последний лист | с осинки |
ветер | бросил | на тропинку. |
«Берёза»
Эта модница | лесная | часто свой наряд |
меняет. | В шубе | белою зимой. |
Вся в серёжечках | весной. | Сарафан зелёный - |
летом. | В день осенний | в плащ одета. |
Если ветер налетит, | золотистый плащ | шуршит. |
«Клен»
Вертолётики | пускает | из семян, |
конечно, он. | Если пальчики расставить, | на ладошке - |
листик | клен. |
Фиалка
На солнечной | опушке | фиалка расцвела. |
Лиловенькие ушки | тихонько | подняла. |
В траве она запрячется, | не любит | лезть вперёд. |
Но каждый | ей поклонится | и бережно возьмёт. |
«Летний сад»
Как хорош | наш летний сад! | Фруктами всегда богат. |
Вишен стройных целый ряд. | Рубином | ягоды |
горят. | Рядом здесь | растет |
и слива, | плодами сочными красива. | Груш и яблок аромат. |
Съесть | одно бы | каждый рад! |
«Штанишки для мишки»
Маша | нашему малышке | сшила |
новые штанишки. | Сшила | шубку, |
сшила | шарф | для мишутки-малыша. |
«Кармашки»
Есть на новом платье у меня кармашки. | На кармашках этих | вышиты |
ромашки. | Ромашки, ромашки, | будто луговые. |
Ромашки, ромашки, | словно как живые. |
«Шапка»
Шапка шерстяная, | наверху помпон. | Круглый, |
словно мячик, | и пушистый он. | Есть ещё у шапки отворот цветной. |
Буду в этой шапке | бегать я | зимой. |
«Сарафанчик»
Сшили | Тане | сарафанчик. |
Нет такого | у подруг. | Ярко-жёлтый |
одуванчик, | колокольчики | вокруг. |
«Игрушки»
Много игрушек | в нашем саду. | Наши игрушки стоят на виду. |
Кот в сапогах, | длинноухие зайцы, | и барабаны, |
и балалайки. | Куклы нарядные в платьях сидят, | куклы на зайцев и мишек |
глядят. | Мы | наши игрушки |
не бьём, | не ломаем, | их у друзей не отнимаем. |
«Космонавт»
В тёмном небе звёзды светят. | Космонавт | летит в ракете. |
День летит | и ночь летит. | И на Землю вниз |
глядит. | Видит сверху он | поля, |
горы, | реки | и моря. |
Видит о весь шар земной, | шар земной - | наш дом родной. |
«Повар»
Ходит | повар | в колпаке, |
с поварешкою | в руке. | Он готовит |
нам | обед: | кашу, суп и винегрет. |
Почтовый ящик (загадка)
Синий домик | у ворот. | Угадай, кто в нём живёт. |
Дверца узкая | под крышей | не для белки, |
не для мыши. | В эту дверь | приходят вести. |
Полчаса | проводят вместе. | Вести |
долго | не сидят, | во все стороны летят. |
«Прогулка по городу»
Тихо | скользят по Неве | корабли. |
Шпиль Петропавловки | блещет вдали. | Всю бы я ночь |
не ложился в кровать. | Был бы я взрослым - | пошёл бы гулять. |
«Трактор (загадка)»
Он сильней | десяти | коней. |
Где | по полю | пройдёт весной - |
летом встанет | хлеб | стеной. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Лексическая тема: «Стриж». Грамматическая тема: «Имя существительное»
Комбинированный урок русского языка в начальной школе. 2 класс "Школа России"...
Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»
Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...
Фронтальное логопедическое занятие по теме: «Распространение простого предложения определением на основе использования лексической темы «Посуда»»
Фронтальное логопедическое занятие по теме:«Распространение простого предложения определением на основе использования лексической темы «Посуда»»...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: “ПРЕДЛОЖЕНИЕ”. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА – “ПРИМЕТЫ ОСЕНИ”.
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: “ПРЕДЛОЖЕНИЕ”. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА – “ПРИМЕТЫ ОСЕНИ”.Возраст детей: 7-8 лет4 человека. Диагноз: нарушение устной и письменной речи, обусловлен...
Технологическая карта логопедического занятия. Тема "Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]". Лексическая тема: «В гости к весне».
Основное затруднение обучающихся, на преодоление которого направлено коррекционное занятие:дисграфия, дизорфография.Тема: Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]. ...
Конспект группового логопедического занятия для 2 класса с использованием здоровье сберегающих технологий и мнемотаблицы. Лексическая тема: День защитника Отечества
Развитие связной речи детей на уровне слов, словосочетаний, предложений на материале лексической темы...