Лексическая тема: «Стриж». Грамматическая тема: «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Прокопьева Лидия Анатольевна

Комбинированный урок русского языка в начальной школе. 2 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nacion._shkola.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комбинированный урок русского языка в национальной  школе.

2-й класс(Образовательная система «Школа России»)

Лексическая тема: «Стриж».

Грамматическая тема: «Имя существительное» (закрепление)

Задачи:

  1. Проверить умение распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные, изменять имена существительные по числам.
  2. Развивать орфографическую зоркость.
  3. Обогащение словаря учащихся: гомон, буран, суетятся, круто, как снег на голову.
  4. Развивать умение правильно ставить ударение в словах при чтении текста на русском языке.
  5. Обучение правильному произношению слов с безударных гласных, слов с мягкими согласными звуками [м,], [т,], [в,], [б,], [л,],  шепелявых переднеязычных мягких.
  6. Знакомство с творчеством коми писателя В.С. Журавлева – Печорского и его произведением «Стриж – залетная птица».
  7. Отработка сознательного чтения.

Литература: книга В.С. Журавлева – Печорского «Стриж – залетная птица».

Оборудование: учебник русского языка, тетрадь, карточки с текстом, диагностическая работа, портрет автора, иллюстрация стрижа, кукушки, петуха.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности:

Прочитайте:

Воздух режут без усилья,

Как серпы кривые крылья.

Промелькнет – не разглядишь,

Так летает только …

- Как называется эта запись?

- Что это за текст?

-О ком эта загадка?

-Кто такой стриж?

- Вы видели такую птицу у нас в республики?

- Как вы думаете она обитает у нас?

- Предположите какова будет цель нашего урока?

Читают самостоятельно с доски.






-Текст.

Загадка.

- О стриже. (иллюстрация)

- Это птица.

(ответы детей)




- Узнать обитает ли стриж в нашей республики.

II.Речевая разминка- работа над произношением.

-Хорошо. И начнём свою работу с речевой разминки.

-Работа(гимнастика ) для языка.

















Работа над произношением.

-Читаем чистоговорки хором (сначала медленно, затем быстрее, совсем быстро).










- А эти птицы обитают у нас.

1. «Замок».

Улыбнись и спрячь губы – подожмите так, чтобы их не было видно. А теперь отопрем замок: расслабь губы, слегка разожми их, чтобы между ними была маленькая щелочка.
2. «Замесим тесто».

Улыбнись, покажи зубки. Просунь между ними широкий кончик языка. Покусай кончик языка, приговаривая «та-та-та-та», словно тесто месишь.

3. «Хоботок»

Вытяните губы и сожмите их в “хоботок”. Поверните хоботок вправо, влево, вверх, вниз медленно, затем сделайте губами круговое движение в одну сторону, потом в другую. Повторите упражнение 3-4 раза.

4. «Спать пора».

Приоткрой рот и положи язык внизу нижних зубов свободно, спокойно. Язык должен быть расслаблен. Спокойной ночи, язычок!


На птичьем дворе.

Наша уточка с утра... Кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда... Га, га, га!

Наши курочки в окно...Ко, ко, ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет..-Ку-ка-ре-ку! (иллюстрация)

 


Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон. (иллюстрация)


-Да.

III.Чтение и анализ текста.

1.Прочитайте кто автор произведения.





















Мы с вами сегодня познакомимся с одним из рассказов Василия Степановича Журавлева – Печорского.

-Прочитайте как он называется.

-О чём опять идёт речь?

-Что сказано о стриже?

-Какой возникает вопрос?

-Давайте попробуем найти ответ в тексте.


2.Чтение рассказа учителем.


3..Словарная работа.





4.Лексическая работа.

-Тип текста?

-Тема, основная мысль.



5.Вопросы по тексту.

- От чьего лица ведется повествование?

-Какая была погода?

-Что произошло потом? Прочитайте.

-Сколько длился буран?

-Спустя четверо суток, что автор увидел?

- Что с ней случилось? Прочитайте.

Подготовленный ученик рассказывает о писателе.(портрет)

Василий Степанович Журавлев-Печорский родился 8 марта 1930 года в учительской семье, в городе Мезень Архангельской области. Детство и отрочество провёл вдеревне Коровий Ручей Усть-Цилемского района Коми АССР. В юности, после курсов радистов, работал в Усть-Цилемском аэропорту, зимовал на промыслово-полярной станции на берегу Хайпудырской губы Баренцева моря. Служил в морской авиации Балтийского флота.

После службы в армии работал в различных газетах Коми АССР. Первые стихотворения были опубликованы в газете «За оленеводство». Неоднократно публиковался в различных российских журналах, альманахах, связанных с охраной природы, охотой, рыбалкой. Был инициатором издания первого экологического сборника Республики Коми - «Живая вода». В ряде рецензий на его книги отмечено, что В. Журавлев-Печорский является «…лирическим энциклопедистом природы Печорского севера».

Умер 3 апреля 1980 года. Похоронен в селе Усть-Цильма.

Источник: http://www.nbrkomi.ru/kk/base/raiony/uhta/literatura






«Стриж – птица залетная».

 

-О стриже.

-Он залетный.

-Почему он залетный?




Учащиеся слушают и следят по тексту.

-Речь идет о залетном стриже. Он появился неожиданно.

Как снег на голову – неожиданно, внезапно.

Гомон – громкий шум от множества голосов.

Суетятся – двигаться.

Круто – резко, внезапно.

Буран – снежная буря, метель.


-Повествование.

- Тема стриж, основная мысль заключается в том, что трудно переносить стрижу холод, не все птица могут выжить  у нас.


- Повествование ведется от первого лица, от лица автора.


-Было тепло, вокруг шумели ручьи.

Выборочное чтение.


-Буран длился четверо суток.

-Он увидел под крышей птицу.


-Выборочное чтение.

IV.Работа над развитием устной речи, расширение знаний учащихся о птицах.

1.-Что хотел сказать автор  этим рассказом?


2.Обучение правильному произношению




3.Работа над грамматической конструкцией.




4.Работа над интонированием.

-С какой интонацией будем читать?

-Прочитайте с интонацией размышления, грусти, радости.

-Автор хотел сказать, что не все птицы могут выжить в суровом климате нашей республики.


Голову, гомон, голоса, негостеприимной, ласточки, домой, отогреть, покормить, молоком, погиб, ручьи, суетятся, шевелясь, птица, сгущенным, в шею, хлебным, чего, его…



Погода была





«Она сидела, втянув голову в шею, не шевелясь, прижавшись к стене. Это был стриж. Я принес его, полузамерзшего, домой».


V.Работа над усвоением части речи.

1.Работа над существительным.

Прочитайте: завод, ученики, кот, гроза, столы, Москва, Дима.

- Поставьте к словам вопросы. Вспомните как называется часть речи на родном языке, отвечающая на эти вопросы.

- Что такое имя существительное?

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что?


Игра «Кто или что?»

(учитель называет имена существительные. Учащиеся поднимают руки вверх, если это одушевленные имена существительные, и сидят неподвижно, если названы неодушевленные существительные.)


- На какие еще группы можно разделить данные слова?

- При изменении формы меняется значение имени существительного?


- Все ли группы мы назвали?


- Какие слова  относятся к собственным  именам существительным? Какие к нарицательным?










- Имя существительное.


- Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос кот? или что? называются существительными.

- Слова, которые отвечают на вопрос кто? и что?




- Одушевленные.



- Неодушевленные.












- Слова в единственном и во множественном числе.


- Нет, не меняется.




-Нет, можно разделит слова на собственные и нарицательные.

- Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, рек (все географические названия), названия книг, журналов, газет, телепередач. Пишутся имена собственные с заглавной буквы. Все остальные слова относятся к нарицательным и пишутся со строчной буквы.

VI.Работа над развитием письменной речи.

  1. Работа над одушевленными и неодушевленными существительными.

- Выпишите из текста одушевленные имена существительные.

- Выпишите неодушевленные имена существительные.


  1. Работа над множественным и единственным числом.

- Выпишите 5 имен существительных, образовав от них форму множественного числа.


  1. Творческое задание.

- Предлагаю вам творческое задания. Кому мы могли бы дать имя?

- Как мы будем писать имена?

- Ваша задача придумать свою концовку. Как бы вам хотелось закончить рассказ.

(устно)


  1. Диагностическая работа по теме: «Имя прилагательное».






- Стриж, птица.


- Станция, ручей, снег, гомон, гнездо, погода, буран, мгла, голос, тундра, ласточка, молоко, день.





- Птица – птицы, гнездо – гнезда, голос- голоса, ласточка – ласточки, день – дни.







- Автору и стрижу.

- С заглавной буквы.






  1. Продолжи предложения:

 Слова, отвечающие на вопрос кто? или что? Существительные, которые отвечают на вопрос кто? Существительные, которые отвечают на вопрос что?  Имена существительные изменяются…

Почему иногда имена существительные в середине предложения пишутся с заглавной буквы?


  1. Выпиши только имена существительные.

Овощи, пил, красный, площадь, город, деревня, столица, ехать, растёт, осень, месяц, декабрь, январь.


  1. Запиши слова в два столбика.

Дочь, дверь, камень, молоко, одежда, пальто, петух, посуда, октябрь, метро.

VII.Итог урока. Рефлексия.

-Понравился ли вам урок?

-Что на уроке для вас было самым интересным?

-Что нового вы узнали на уроке?

- Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, нарисуйте на полях тетради весёлого человечка.

- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, нарисуйте второго человечка.

- Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, нарисуйте грустного человечка.

VIII. Домашнее задание.

Придумать к нашему тексту свою концовку.

Спасибо вам всем за работу. Мне с вами было интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме "Имя существительное"

Цель урока Содержательная цель:Обобщить  и систематизировать  изученное  по теме “Имя существительное”Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов деятельности по ст...

Тема: Диктант по теме "Имя существительное". 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Диктант по теме «Имя существительное»Цели урока: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак.Цели урока: совершенствовать знания у...

Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка младшего школьного возраста на основе лексической темы «Дикие животные».

Коррекционно-образовательные задачи:- развивать фонематический строй речи;-формировать ритмическую сторону речи;- развивать мышление на материале описательных загадок...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Лексико-грамматические признаки имен существительных"

На данном уроке осуществляется системно - деятельностный подход, который лежит в основе введения ФГОС. Задания, разработанные с применением ИКТ, позволяют выйти учащимся на собственное целепола...