Рабочая программа по коррекционному курсу "Эмоциональное и коммуникативно - речевое развитие"
рабочая программа по логопедии (4 класс)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Эмоциональное и коммуникативно - речевое развитие" предназначена обучающимся с рассстройством аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_i_kommunikativno-rechevoe_razvitie_programma_4_ssd.docx | 202.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» для обучающихся 4 класса вариант с расстройствами аутистического спектра (РАС) разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ред. от );
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП) начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра(вариант ) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»; - Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
- Годовымкалендарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год;
Общая характеристика коррекционного курса.
Особенности детей с РАС выражаются рассогласованностью проявлений взаимодействия со средой на уровне различных сфер личности: эмоциональной, когнитивной, коммуникативной и поведенческой. Общими для детей с РАС являются проблемы эмоционально - волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения. Ребенок с РАС, не владеющий вербальной речью, не доступен в плане общения со стороны окружающих, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи или ее замены, в случае ее отсутствия. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционно-развивающий курс «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие», способствующий формированию коммуникативных навыков.
Обучающийся с РАС, не владеющий вербальной речью, имеет серьезные трудности коммуникации и социализации, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы с обучающимся с РАС. Альтернативные и дополнительные средства коммуникации могут использоваться для дополнения речи (если речевые возможности обучающегося ограничены) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Основные задачи реализации содержания: Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, возможных форм визуального и тактильного контакта, способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения. Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации.
Приоритетной задачей коррекционной работы является обучение средствам коммуникации, в том числе, при необходимости, средствам альтернативной коммуникации. В процессе практического общения происходит освоение обучающимися с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР умения применять освоенные ими средства.
Основной целью коррекционного курса для детей, обучающихся по варианту : коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативно-речевой сферы посредством индивидуальных занятий.
В ходе реализации программы по эмоциональному и коммуникативно-речевому развитию решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими.
- Формирование возможных форм визуального и тактильного контакта.
- Формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения.
- Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом программа курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» реализуется за счёт часов коррекционно-развивающего цикла: в 4 классе на реализацию курса отводится 68 часов в год при частоте встреч – 2 часа в неделю. Продолжительность одного занятия – 25-30 минут.
Ценностные ориентиры и особые образовательные потребности обучающихся с РАС
Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.
Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни.
Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.
Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают, помимо общих, свойственных всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды:
- большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Должны быть поддержаны попытки ребёнка специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;
- необходима специальная поддержка детей в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
- периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;
- необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
- необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес;
- в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»;
- необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
- необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
- ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
- ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
- необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
- педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;
- необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
- для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности;
- процесс его обучения должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
- ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Планируемые предметные и личностные результаты освоения коррекционного курса.
Предметные результаты по эмоциональному коммуникативно-речевому развитию включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
-Сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми;
-Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
-Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
-Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
-Использование доступных жестов для передачи сообщения;
-Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
- голосовой отклик на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;
- двигательный (изменение положения головы, тела или рук, или ног) и мимический отклик (улыбка);
- поворот головы в сторону знакомого голоса взрослого;
- реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым;
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс)
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
Регулятивные учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
-пользоваться учебной мебелью
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем
- участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Содержание коррекционного курса.
№ | Название раздела | Формируемые навыки |
1. | Развитие импрессивной речи |
|
2. | Развитие невербальной коммуникации |
|
3. | Социально-коммуникативное и эмоциональное взаимодействие |
|
4. | Развитие эмоциональной сферы |
|
Тематическое планирование
4 ССД класс (вариант )
№ | Тема занятия | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата |
Обследование коммуникативной деятельности на начало учебного года. | -понимание обращённой речи; -организация совместного внимания -учимся смотреть в сторону говорящего, слушать обращенную речь, менять свое поведение по речевой инструкции | 2 | ||
Психомоторное развитие | -мелкая моторика рук. -общая координация движений. -мимика. | 2 | ||
Развитие речи и её понимания через игровую деятельность. | Развитие понимания речи через манипуляцию с яркими и красивыми игрушками. Узнавание (различение) предмета: мяч. Жесты, символы и их значение. Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики (с использованием прищепок разных цветов) | 2 | ||
Развитие точности понимания речи через выполнение простейших действий. | Развитие понимания речи через манипуляцию с яркими и красивыми игрушками. Жест и символ «Здравствуй, привет». Развитие умения в ответ на обращение по имени смотреть в глаза. | 2 | ||
Развитие понимания речи. Тема «Игрушки» | Развитие понимания речи через знакомство, игровую деятельность (складывание сооружений). Жест и символ «До свидания, пока» | 2 | ||
Развитие понимания речи. Тема «Осень» | Развитие понимания речи через знакомство с окружающим (овощи). Положительные эмоции на лице (радость, восторг) | 2 | ||
Развитие понимания речи. Тема «Осень» | Развитие понимания речи через знакомство с окружающими ( фрукты). Положительные эмоции на лице (грусть, удивление, огорчение) Узнавание (различение) предметов: яблоко, банан. | 2 | ||
Развитие понимания речи. Тема «Школа» | Развитие понимания речи через знакомство с окружающим ( группа, «моя парта», коридор, учитель, ученики). Узнавание и различение предмета (стул) среди других предметов. | 2 | ||
Развитие понимания речи. Тема «Семья» | Развитие понимания речи через знакомство с собой, своей семьёй. (Показ частей своего тела на себе, на кукле, на картинке. Показ членов семьи на фотографиях) | 2 | ||
Развитие понимания речи. Тема «Семья» | Развитие понимания речи через знакомство с собой, своей семьёй. (Показ частей своего тела на себе, на кукле, на картинке. Показ членов семьи на фотографиях). | 2 | ||
Развитие понимания речи через знакомство со сказкой «Колобок» | Развитие понимания речи через выполнение действий (совместно с логопедом, самостоятельно по инструкции, а затем действий на картинке) | 2 | ||
Развитие понимания речи через знакомство со сказкой «Колобок» | Развитие понимания речи через выполнение действий (совместно с логопедом, самостоятельно по инструкции, а затем действий на картинке) | 2 | ||
Развитие понимания речи через знакомство со сказкой «Теремок». | ||||
Развитие понимания речи. Тема «Домашние животные» | Развитие понимания речи через знакомство с живыми предметами – животными и их детёнышами. Наблюдение за поведением кошки, собаки. Работа с картинками. (Это кошка. Это собака.). | 2 | ||
Развитие понимания речи. Тема «Домашние животные» | Развитие понимания речи через знакомство с живыми предметами – животными и их детёнышами. Наблюдение за поведением кошки, собаки. Работа с картинками. (Это кошка. Это собака.). | 2 | ||
Развитие понимания речи через знакомство с окружающими предметами. | Развитие понимания речи через знакомство с окружающими предметами (овощи, фрукты, игрушки, животные). | 2 | ||
Развитие понимания речи через знакомство с окружающими предметами. | Развитие понимания речи через знакомство с окружающими предметами (овощи, фрукты, игрушки, животные). | 2 | ||
Развитие понимания речи. Тема «Зима» | Развитие понимания речи через диалог | 2 | ||
Развитие понимания речи. Тема «Зима» | Развитие понимания речи через диалог. Развитие умения отвечать на вопрос о желаемом или не желаемом предмете речью или жестом ДА и НЕТ | 2 | ||
Развитие речи и её понимания через игровую деятельность. | Развитие речи и её понимания через игровую деятельность (конструктивные игры, мозаика и др.) Воспроизводить в игре действия с предметами. | 2 | ||
Развитие речи и её понимания через игровую деятельность. | Развитие речи и её понимания через игровую деятельность (конструктивные игры, мозаика и др.) | 2 | ||
Развитие точности понимания речи через выполнение простейших действий. | Развитие точности понимания речи через выполнение простейших просьб, поручений, выполнение определённых действий ( Возьми пирамидку, покатай машинку). | 2 | ||
Развитие точности понимания речи через выполнение простейших просьб, действий. | Развитие точности понимания речи через выполнение простейших просьб, поручений, выполнение определённых действий (Дай карандаш, поймай мячик, возьми мишку). | 2 | ||
Знакомство с собой. | Знакомство с собой (Имя. Части тела, лица) Развитие умения показывать части тела. Проговаривание (звукокомплекс) своего имени. | 2 | ||
Знакомство с собой. | Знакомство с собой (Имя. Части тела, лица) Развитие умения показывать части тела. Проговаривание (звукокомплекс) своего имени. | 2 | ||
Развитие точности понимания речи. | Развитие точности понимания речи через выполнение простейших просьб, поручений, выполнение определённых действий. Моя машинка (Мой медведь . Части тела, лица). | 2 | ||
Развитие точности понимания речи. | Развитие точности понимания речи через выполнение простейших просьб, поручений, выполнение определённых действий Моя машина (Мой медведь. Части тела, лица) | 2 | ||
Развитие точности понимания речи. Тема «Одежда, обувь» | Развитие точности понимания речи через выполнение простейших просьб, поручений, выполнение определённых действий Что я сегодня надел (Знакомство с одеждой, обувью) | 2 | ||
Развитие точности понимания речи. Тема «Одежда, обувь» | Развитие точности понимания речи через выполнение простейших просьб, поручений, выполнение определённых действий Что я сегодня надел (Знакомство с одеждой, обувью) | 2 | ||
Развитие точности понимания речи. Тема «Продукты питания» | Развитие точности понимания речи через выполнение простейших просьб, поручений, выполнение определённых действий. Что я сегодня ел (Вкусовые ощущения) | 2 | ||
Развитие точности понимания речи. Тема «Продукты питания» | Развитие точности понимания речи через выполнение простейших просьб, поручений, выполнение определённых действий. Что я сегодня ел (Вкусовые ощущения) | 2 | ||
Обследование коммуникативной деятельности по итогам учебного года | -понимание обращённой речи. | 2 | ||
Психомоторное развитие | -мелкая моторика рук. -общая координация движений. - артикуляционная | 2 | ||
Понимание и использование альтернативных средств коммуникации. | Понимание и использование альтернативных средств коммуникации. | 2 |
Материально-техническое оснащение кабинета логопеда
Технические средства обучения
№ п/п | Наименования ТСО | Количество |
Логопедический стол логопедаLogo PROАЛМА | 1 | |
MiniPC (настольный персональный компьютер) | 1 | |
МФУ | 1 | |
Ламинатор | 1 | |
Интерактивная доска | 1 | |
Рециркулятор бактерицидный | 1 | |
Дидактическое (демонстрационное) оборудование | ||
Интерактивное зеркало для 72,3 × 44,4 × 12,3 | 1 | |
Зеркало для тренировки речи 30,5 см x 30,5 | 1 | |
Логопедический комплекс "Антошка" навесной | 1 | |
Игровая логопедическая мозаика | 1 | |
Чемодан логопеда "Речевое дыхание" | 1 | |
Логопедический тренажёр «Дельфа версия ; | 1 | |
Программно-дидактический комплекс «Логомер-2», | 1 | |
Альбом для обследования произношения. | 2 | |
Материал для обследования фонетического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. | 1 | |
Альбомы для обследования лексики, слоговой структуры слова, грамматического строя. | 1 | |
Материал для обследования письменной речи, языкового анализа. | 1 | |
Счетный материал | 1 | |
Разрезные картинки из 2-4-6 частей. | 25 | |
Картинки и тексты со скрытым смыслом | 1 | |
Пособия для развития мелкой моторики | 1 | |
Пособия по коррекции звукопроизношения: | 3 | |
Артикуляционные упражнения (карточки). | 2 | |
Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь. | 7 | |
Набор пособий для работы над речевым дыханием. | 2 | |
Предметные картинки на все изучаемые звуки. | 7 | |
Альбомы на автоматизацию поставленных звуков. | 7 | |
Тексты на автоматизацию поставленных звуков. | 5 | |
Предметные картинки и тексты на дифференциацию звуков. | 2 | |
Пособия по развитию словарного запаса | 4 | |
Наборы предметных картинок по основным лексическим темам. | 17 | |
Предметные картинки на подбор антонимов и синонимов. | 2 | |
Пособия по коррекции грамматического строя речи. | 1 | |
Схемы предлогов. | 1 | |
Пособия на согласование. | 1 | |
Деформированные тексты. | 1 | |
Пособия по развитию связной речи. | 2 | |
Серии сюжетных картинок. | 4 | |
Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов. | 5 | |
Настенный стенд со сменным материалом | 1 | |
Стенд «Советы логопеда» | 1 |
№ п/п | Наименования имущества | Количество |
Стеллаж с тумбами для хранения диагностических материалов 150×56×210 | 1 | |
Шкаф для хранения диагностических материалов и одежды 160×58(40) ×210 | 1 | |
Стулья ученические | 8 | |
Стол ученический двухместный регулируемый 120×60 | 3 | |
Рабочее место педагога –логопеда 150(200)×60×75 | 1 | |
Кресло компьютерное | 1 | |
Пуф для отдыха (3 шт.) 50×40 | 3 | |
Рециркулятор бактерицидный | 1 |
Учебно-методическая и справочная литература | |
Т.А. Фотекова «Тестовая методика устной речи» | |
Е.В. Мазанова «Учусь не путать звуки» | |
Л.А. Парамонова «Дасграфия (диагностика, профилактика, коррекция)» | |
О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» | |
Н.С. Жукова «Уроки логопеда» | |
Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» | |
Е.В. Мазанова «Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.» | |
Л.Г. Парамонова «Лёгкий способ научиться правильно говорить и писать». | |
Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» | |
О.Е. Грибова «Технология организации логопедического обследования» | |
Т.Г. Визель «Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста» | |
В.К. Воробьёва «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». | |
З.А. Репина «Нарушение письма у школьников с ринолалией» | |
Я.Л. Юдина, И.С. Захарова «Сборник логопедических упражнений» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Формирование и развитие пространственных представлений у школьников с ОВЗ»
Цель данной программы – развитие пространственных представлений гнозиса как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как с...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» 1в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа ...
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. 1 КЛАСС
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. 1 КЛАСС ...
Рабочие программы по русскому языку, математике, чтению, речевой практике, миру природы и человека, ручному труду, изобразительному иск. для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
Программа ориентирована на учебники: 1. Э. В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., &laqu...
Программа по курсу "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие" (фронтальное занятие)
Программа по курсу "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие" (фронтальное занятие) разработана для детей с расстройствами аутистического спектра, вариант программы 8.4...
Программа по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения» АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.3) «Коррекция и развитие эмоциональной сферы» 1 – 4 классы .
Программа разработана на основе пособия: Е.В. Ивановой, Г.В. Мищенко «Коррекция и развитие эмоционально сферы детей с ОВЗ».Основная цель данной программы - способствовать психическом...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС"
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС", вариант 8.4...