Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС"
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС", вариант 8.4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8.4._logopedicheskie_zanyatiya.docx | 58.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»
Рассмотрено: на заседании методического объединения СПС протокол № от « » сентября 2022 г | Согласовано: зам. директора по ВР _________С.Н. Троценко от « » сентября 2022 г | Утверждено: директором МОУ КСОШ «Радуга» ___________Н.Д. Майляв приказ № от « » сентября 2022 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАС»
класс обучающегося: 1 (вариант 8.4)
срок реализации: 2022/2023 учебный год
Составитель: учитель-логопед О.Н.Карташова
с. Красноселькуп, 2022г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции нарушений речи, обучающегося класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС (вариант 8.4) с учётом особенностей психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования.
Программа коррекционного курса «Индивидуальные логопедические занятия» для обучающихся с расстройством аутистического спектра составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, на основе рабочей программы Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Москва 2020, рекомендаций ПМПК и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающемуся с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26.«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с РАС в рамках ФГОС НОО ОВЗ (Вариант 8.1; Вариант 8.2; Вариант 8.3;Вариант 8.4 (утв..Приказ №341 от 02.09.2019 г.) ;
-Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Целью программы «Индивидуальные логопедические занятия» является - формирование у детей с РАС коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе общения и социального взаимодействия, адаптация обучающегося с РАС на ступень получения образования -школьное обучение.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- осуществление обследования речевого развития детей;
- проведение коррекционной работы по формированию базовых навыков коммуникации и коррекции нарушений речевого развития детей;
- формирование стереотипа учебного поведения и подготовка детей к школьному обучению; оказание квалифицированной помощи в освоении образовательной области «Речевое развитие»;
- организация коррекционно-развивающей предметно-практической среды, способствующей социально-коммуникативному и речевому развитию детей;
- выстраивание конструктивного взаимодействия с родителями в достижении целей развития детей и повышение уровня их компетентности в вопросах аутизма.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Учитывая клиническую и психолого-педагогическую полиморфность проявлений РАС, формулировки особых образовательных потребностей, присущие всем детям с этим нарушением развития, являются в достаточной степени обобщёнными, то есть относятся ко всем детям с РАС и, в то же время, являются основой для конкретизации и индивидуализации в соответствии с особенностями каждого ребёнка, что очень важно для решения практических вопросов коррекции.
Ребёнок не пользуются устной речью. Инструкцию выполняет с опорой на визуальную поддержку и вербальную инструкцию, требуется физическая подсказка. Общение неречевое. Карточками PECS не пользуется. Понимание обращенной речи затруднено. Уровень понимания – ситуативно-бытовой. Понимает отработанные инструкции, подкрепленные жестом. По подражанию артикуляционные уклады не выполняет. Речевой выдох не сформирован. Собственная речь представлена, в основном, протяжными вокализациями по акустическому признаку. Фронтальную инструкцию не удерживает, требуется значительная помощь тьютора
Коррекционный курс «Индивидуальные логопедические занятия» направлен на
- Коррекцию и(или) компенсацию особенностей восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик. Особенности восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик окружающего лежат в основе трудностей ориентировки во времени (вчера – сегодня – завтра, сначала – потом и т.п.), искажения процессов формирования и использования опыта (впечатления накапливаются, но не становятся опытом в традиционном смысле этого слова, то есть основой для решения грядущих жизненных задач; обладая информацией – иногда очень большой – человек с аутизмом не может выбрать (и тем более использовать) то, что соответствует заданному - потребности, необходимости, желанию и т.д.)., процессов воображения (символизации). Психофизиологическая основа этого явления изучена недостаточно, но, тем не менее, его ближайшее следствие очевидно: это трудности восприятия, усвоения сукцессивно организованных процессов, что в случае РАС – общепризнанный в науке факт.
Основные проявления нарушений пространственно-временных характеристик:
- фрагментарность восприятия: интрамодальная (трудности формирования мономодального сенсорного образа – зрительного, звукового и др.),
- межмодальная (трудности формирования полисенсорного образа), в рамках феномена слабости центральной когеренции (фиксация на мелких деталях при трудности или невозможности формирования целостного образа);
- симультанность восприятия;
- трудности восприятия сукцессивно организованных процессов.
- Преодоление (смягчение) дефицита и(или) искаженности потребности в вербальном и невербальном общении и развивающихся вторично (или сочетанных) нарушений форм коммуникации, потребность в формировании базовых социально-коммуникативных навыков.
- Создание предпосылок для понимания мотивов, лежащих в основе поступков, действий, поведения других людей, для развития социального взаимодействия. Развитие способности к репрезентации психической жизни других людей происходит параллельно с развитием социального взаимодействия и коммуникации. Это процесс постепенный, требующий постоянного учёта возможностей ребёнка с РАС на данный момент, особенностей его мотивационной сферы.
- Смягчение обусловленных аутизмом особенностей поведения, затрудняющих учебный процесс, взаимодействие с другими людьми, в тяжелых случаях — пребывание в обществе, в коллективе. Особенности проблемного поведения ребёнка с аутизмом разнообразны: агрессия и аутоагрессия, аффективные вспышки, неадекватные смех, плач, крик, различного рода стереотипии (двигательные, сенсорнодвигательные, речевые и т.д.). Такие поведенческие проявления препятствуют развитию ребёнка, затрудняют (при резкой выраженности делают фактически невозможным) образовательный процесс и само взаимодействие с другими людьми.
- Коррекцию проблемного поведения – не только один из важнейших разделов комплексной коррекции аутистических расстройств, но часто и в значительной степени условие работы по другим направлениям. Особая роль принадлежит функциональному анализу поведения, одному из разделов бихевиоризма и прикладного анализа поведения.
- Потребность в структурировании среды. Для того, чтобы ребенок с РАС постепенно мог адаптироваться в ситуации обучения, она должна быть максимально структурирована. Наличие четкой структурированной среды (разделение пространства на определенные зоны в соответствии с видами деятельности) дает возможность снизить беспокойство, страхи, а также помогает ребенку самостоятельно организовать свою деятельность. − потребность в проведении подготовительной работы для адаптации детей с РАС к условиям организации. Адаптация к условиям образовательной организации является крайне важным и часто непростым этапом для многих детей с РАС, особенно когда включение в детский коллектив становится первым шагом к самостоятельности, выходу из привычного окружения семьи, и переходом на другую ступень образования. − потребность в индивидуализации образования. Для коррекционной помощи ребенку создаются условия в соответствии с программой коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с РАС.
- Потребность в постепенном переходе с индивидуальных форм обучения на групповые формы. Дети с тяжелыми аутистическими расстройствами, которые имеют значительные нарушения социального развития, поведения, речевой и неречевой коммуникации, нуждаются в первую очередь в обеспечении необходимого объема индивидуальных занятий, позволяющих сформировать базовые навыки. А адаптация к группе станет уже задачей следующего этапа работы.
- Потребность в адаптации методов работы, дидактических материалов. В ходе коррекции нарушений развития детей с РАС применимы не отдельные методы и приемы, а комбинации целого спектра техник, которые становятся эффективными только при условии их совместного использования. К ним относятся такие как альтернативные средства коммуникации, коммуникативные книги, система подсказок и поощрений, социальные истории, видеомоделирование и др. Прием визуализации при обучении детей с РАС является одним из важных условий повышения эффективности реализации образовательной программы. В связи с этим подбираются, разрабатываются и используются самые разнообразные дидактические материалы, среди которых предметы, игрушки, картинки, природный материал, схематические изображения, фото- и видеоматериалы и многое другое
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи основывается на следующих принципах:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации в процессе оказания помощи в развитии каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личностном развитии.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Основными направлениями работы учителя-логопеда являются:
1.Формирование базовых навыков коммуникации.
2. Формирование стереотипа учебного поведения.
3. «Социально-коммуникативное развитие».
4. «Речевое развитие».
5. Обучению чтению и письму в соответствии АООП РАС в соответствии с особенностями развития ребёнка.
Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается временная коррекция программы.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно - развивающей области» и проводится во внеурочное время, с учетом режима работы школы. Количество занятий- 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 66 часов (1 класс) в год. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень речевого развития ребенка.
Основной формой организации коррекционно – развивающей работы являются индивидуальные занятия. Продолжительность индивидуального занятия – 20-25 минут.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО, поэтому планируемые результаты формулируются в рамках следующих блоков универсальных учебных действий (далее УУД):
• личностные;
• регулятивные;
• коммуникативные;
• познавательные.
Личностные результаты освоения коррекционной программы:
- быть готовым контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия;
- понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
- выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации;
- уметь различать интонацию;
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
- сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя- логопеда);
Познавательные УУД:
- строить невербальное речевое высказывание;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Предметные результаты:
Целевые ориентиры речевого развития детей с третьим уровнем тяжести аутистических расстройств (третий уровень аутистических расстройств является наиболее тяжёлым и, как правило, сочетается с интеллектуальными нарушениями умеренной (тяжёлой, глубокой) степени и выраженными нарушениями речевого развития):
− понимает обращённую речь на доступном уровне;
− владеет элементарной речью (отдельные слова) или обучен альтернативным формам общения;
− владеет некоторыми конвенциональными формами общения (вербально / невербально); − выражает желания социально приемлемым способом; − возможны элементарные формы взаимодействия с родителями, другими знакомыми взрослыми и детьми;
− выделяет себя на уровне узнавания по фотографии;
− выделяет родителей и знакомых взрослых;
− различает своих и чужих;
− поведение контролируемо в знакомой ситуации (на основе стереотипа поведения); − отработаны основы стереотипа учебного поведения;
− может сличать цвета, основные геометрические формы;
− знает некоторые буквы;
− владеет простейшими видами графической деятельности (закрашивание, обводка);
− различает «большой – маленький», «один – много».
5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
1 класс
Содержание коррекционной работы сформировано по результатам диагностического обследования, оценки особенностей развития обучающегося и включает:
1.Формирование базовых навыков коммуникации - преодоление, смягчение обусловленных аутизмом социально-коммуникативных трудностей (развитие социально – эмоциональной сферы детей), развитие потребности в общении. Нарушения коммуникации и социального взаимодействия – очень сложные психологические образования, их квалификация может быть самой разной и требует исключительно индивидуального подхода.
Задачи коррекционной работы «Формирование базовых навыков коммуникации и социальных навыков»: − при просьбе желаемого использует указательный жест (указательный палец или протянутая рука) (с использованием карточки, речевая инструкция), − при просьбе желаемого самостоятельно использует указательный жест (указательный палец или протянутая рука) (совместное действие, по подражанию, с использованием карточки, речевая инструкция), − реагирует на свое имя поворотом головы в сторону говорящего с полной подсказкой (с частичной подсказкой) и устанавливает глазной контакт, − выполняет просьбу взрослого "иди сюда" с полной подсказкой (с частичной подсказкой, самостоятельно), − здоровается и прощается словом или жестом с полной и частичной подсказкой взрослого (невербальной или вербальной), самостоятельно здоровается и прощается без напоминания, используя обращение, − здоровается и прощается по инициативе взрослого, повторяя сопряженно или за взрослым «Здравствуйте, имя», «До свидания!» («Пока»). Машет или хлопает по протянутой ладошке в соответствии с ситуацией. Действия сопровождаются комментариями взрослого, − отвечает на простые социальные вопросы о себе и ближайшем окружении (Как тебя зовут? Как зовут маму? Как зовут папу? Как зовут бабушку? Сколько тебе лет? Какая у тебя фамилия? Где живешь?) с полной, частичной подсказкой или самостоятельно, 16 − на предложение еды и другого (игрушка, игра, действие) говорит «Нет», «Да», используя соответствующий жест с помощью взрослого (совместное действие, по подражанию, с использованием карточки), самостоятельно использует слова «Нет», «Не хочу», «Не буду», «Да» по назначению.
2. Формирование стереотипа учебного поведения осуществляется всеми специалистами, работающими на ГКП, в ходе всего образовательного процесса. Цель – отработка основ стереотипа учебного поведения.
Задачи коррекционной работы «Формирование стереотипа учебного поведения» определяются в соответствии с АООП ДО РАС в ГКП и с особенностями и потребностями детей: − ориентируется на визуальное расписание «сначала-потом» с полной, частичной подсказкой взрослого либо самостоятельно, − ориентируется на полное расписание группы с полной, частичной подсказкой взрослого либо самостоятельно, − имитирует движения взрослых, движения с предметами, звуки, слова и фразы другого человека, − выполняет простые задания по подражанию, по образцу, − умеет садиться за парту по сигналу, − использует учебные принадлежности по назначению с полной, частичной помощью либо самостоятельно, − выполняет простые инструкции «подойди, садись, дай, покажи, возьми» с жестовой, визуальной и речевой подсказкой, − выполняет фронтальную инструкцию (от простой инструкции с подкреплением до переноса инструкции на речевой уровень), − сидит за партой в течение времени, необходимого для выполнения одного задания с помощью взрослого либо самостоятельно, − сидит за партой в течение времени, необходимого для выполнения до 3-х заданий (средний формат, обычный контур, простой сюжет), − сидит за партой в течение необходимого на деятельность времени до физкультминутки, − убирает за собой учебные предметы с помощью, самостоятельно, − по просьбе педагога выходит к доске, затем возвращается за свою парту с вербальной или невербальной подсказкой, либо самостоятельно, − на индивидуальных занятиях по сигналу таймера садится за парту с помощью педагога (понимает, когда начинается занятие), удерживается за партой до 15 мин, − на индивидуальных и групповых занятиях по сигналу таймера самостоятельно садится за свою парту (понимает, когда начинается занятие), − выполняет задания за столом в течение определенного промежутка времени. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» соответствует АООП РАС
- Формирование базовых коммуникативных навыков, − формирование социальных навыков взаимодействия.
- Содержание образовательной области «Речевое развитие» соответствует АООП ОУ РАС включает задачи по направлениям: − формирование понимания речи, − формирование собственно экспрессивной речи, − развитие графо-моторных навыков.
- Содержание академических навыков по обучению чтению и письму формируются в соответствии АООП ОУ РАС и особенностями развития детей.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | |
1 | Диагностика понимания обращенной речи. | 1 | Выявление актуального уровня развития ребенка, заполнение диагностических протоколов, составление АОП, составление сводных характеристик на начало учебного года. | |
2 | Диагностика устной речи. | 1 | Выявление актуального уровня развития ребенка, заполнение диагностических протоколов, составление АОП, составление сводных характеристик на начало учебного года. | |
3 | Диагностика устной и письменной речи. | 1 | Выявление актуального уровня развития ребенка, заполнение диагностических протоколов, составление АОП, составление сводных характеристик на начало учебного года. | |
4-5 | Человек. Части лица. Представление о себе | 2 | Половая идентификация. Называть свой пол. Называть пол других детей в группе. Показывать под комментарии взрослого, повторять за взрослым: «Слушаю ушами, смотрю глазами, говорю, ем ртом, дышу, нюхаю носом). Различение, образование множественного числа существительных. Употребление местоимений: мой, моя, мои (Это чей…? Это мой…). | |
6-7 | Человек. Части тела. Представление о себе | 2 | Звук-буква А. Понятие звука и буквы. Соотносить, находить, произносить. Обводка по точкам, раскрашивание буквы, написание по образцу | |
7-8 | Представление о семье. | 2 | Узнавать, показывать (соотносить на фотографиях) и называть членов семьи и ближайших родственников (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка). Употребление местоимений: мой, моя, мои (Это чей…? Это мой…) Звук-буква «У» Соотносить, находить, произносить. Обводка по точкам, раскрашивание буквы, написание по образцу, Учить четко интонировать звук в словах. | |
9-10 | Осень | 2 | Называть текущее время года. Соотносить на картинном материале и показывать по речевой инструкции, называть явления погоды и признаки осени (солнце, дождь, туча, разноцветные листья) Определять текущую погоду и отмечать в настенном календаре. Предметный словарь: осень, дождь, погода, ветер, листья, туча. Глагольный словарь: опадать, дует, идет, собирать, улетать. Словарь признаков: красный, желтый, дождливый, холодный. Различение, образование множественного числа существительных. Учить выделять звуки «А» и «У» из ряда гласных звуков, слогов. Копирование букв по образцу. Нахождение в слогах. | |
11-12 | Овощи | 2 | Называть, показывать овощи (огурец, помидор, морковь, капуста, картошка). Соотносить картинный и предметный материал. Предметный словарь: капуста, морковь, огурец, картошка, помидор, Глагольный словарь: мыть, чистить, срывать, выкапывать, срезать, варить, собирать и т.д. Словарь признаков: спелый, грязный (чистый), вкусный, свежий, и т.д. Определять (называть /соотносить) цвет. Предлог «В» - игра «Куда сложим урожай?». Закрашивание в соответствующий цвет, обводка по контуру, соединение больших и маленьких овощей, одинаковых картинок. | |
13-14 | Фрукты | 2 | Называть, показывать фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан). Соотносить картинный и предметный материал. Предметный словарь: яблоко, груша, апельсин, банан Глагольный словарь: мыть, чистить, срывать, срезать, собирать и т.д. Словарь признаков: спелый, грязный (чистый), вкусный, свежий, и т.д. Определять (называть /соотносить) цвет. Предлог «В» - игра «Куда сложим урожай». Закрашивание в соответствующий цвет, обводка по контуру, соединение больших и маленьких фруктов, одинаковых картинок. Предлог «В» - игра «Куда сложим урожай?». | |
15-16 | Продукты питания. | 2 | Называть продукты (хлеб, молоко, каша, сосиски, котлеты, конфеты и т.д.). Соотносить, показывать картинный и дидактический (макеты) материала. Определять, что можно есть, а что нельзя (выбор из картинного и дидактического материала, сортировка). Предметный словарь: хлеб, молоко, каша, сосиски, котлеты, конфеты и т.д Глагольный словарь: варить, жарить, резать, есть, пить, завтракать, обедать, ужинать… Словарь признаков: вкусный (невкусный), соленый, сладкий, кислый, мягкий, горячий, и т.д. | |
17-18 | Что я ем, что я пью | 2 | Называть выбирать любимые блюда и напитки (картинный и дидактический материал). Дифференцировать «съедобное-несъедобное». Употребление местоимений: мой, моя, мои (Это чей…? Это мой…). Звук-буква И. Понятие звука и буквы. Соотносить, находить, произносить. Обводка по точкам, раскрашивание буквы, написание по образцу. | |
19-20 | Одежда | 2 | Называть/понимать обобщающее понятие «Одежда». Соотносить картинный и предметный материал. Выбирать предметы одежды по погоде, по сезону. Определять последовательность надевания предметов одежды. Предметный словарь: брюки, кофта, футболка, трусы, колготки, шапка, куртка, носки и т.д. Глагольный словарь: одевать, надевать, гладить, вешать, застегивать, стирать… Словарь признаков: зимняя, летняя, нарядная, красивая, новая, старая, чистая, грязная. Употребление местоимений: мой, моя, мои (Это чей…? Это мой…). Учить выделять звуки «А», «У», «И» из ряда гласных звуков, слогов. Копирование букв по образцу. Нахождение в слогах, в словах. | |
21-22 | Обувь | 2 | Называть/понимать обобщающее понятие «Обувь». Называть, показывать предметы обуви (тапочки, сапоги, ботинки). Соотносить картинный и предметный материал. Выбирать предметы обуви по погоде, по использованию в помещении и на улице. Употребление местоимений: мой, моя, мои (Это чей…? Это мой…). Предметный словарь: обувь, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, кроссовки, застежка, шнурок. Глагольный словарь: обувать, снимать, ремонтировать, чистить, мыть Словарь признаков: зимняя, , удобная, красивая, новая, старая, чистая, грязная, теплая, легкая, нарядная и т.д. | |
23-24 | Дифференцировка одежда- обувь | 2 | Закрепление обобщающих понятий. Дифференцировать одежду и обувь (сортировать картинный и дидактический материал), подбирать обобщающее слово. Различение, образование множественного числа существительных на предметах лексической темы «Одежда-обувь». Закрашивание, обводка по контуру, соединение больших и маленьких предметов одежды и обуви, одинаковых картинок. Звук-буква О. Понятие звука и буквы. Соотносить, находить, произносить. Обводка по точкам, раскрашивание буквы, написание по образцу. | |
25-26 | Зима | 2 | Называть текущее время года. Соотносить на картинном материале и показывать по речевой инструкции, называть явления погоды и признаки зимы и зимнюю атрибутику (снег, снежинки, санки, снеговик, ледянка ) Определять текущую погоду и отмечать в настенном календаре. Предметный словарь: зима, снег, мороз, лед, снеговик, снежинка, лыжи, санки, коньки, ледянка, горка и т.д. Глагольный словарь: дуть, падать, скользить, лететь, мести, мерзнуть и т.д. Словарь признаков: морозная, холодная, легкий, пушистый, блестящий и т.д Учить выделять звуки «А», «У»,«И», «О» из ряда гласных звуков, слогов. Копирование букв по образцу, обводка. Нахождение в слогах, в словах. | |
27-28 | Новогодний праздник | 2 | Называть, показывать новогоднюю атрибутику и сказочных персонажей (ёлка, новогодние игрушки, Дед Мороз, Снегурочка ). Предметный словарь: игра, коньки, лыжи, снегокат, санки, елка, елочные игрушки, подарки и т.д. Глагольный словарь: падать, лепить, скользить, кататься, наряжать. Словарь признаков: быстрые, скользкие, блестящие и т.д. Украшение ёлки. Различение, образование множественного числа существительных на предметах лексической темы «Новогодние игрушки». Подготовка Новогоднего праздника. | |
29-30 | Зима. Новогодний праздник. | 2 | Называть, показывать новогоднюю атрибутику и сказочных персонажей (ёлка, новогодние игрушки, Дед Мороз, Снегурочка ). Называть, показывать зимние забавы (горка, санки, снежки, лепка снеговика и т.д.). Участие в Новогоднем празднике. | |
31-33 | Зима. Зимние забавы. Одежда. Обувь. | 3 | Называть, показывать, соотносить основные признаки зимы и явления погоды, инвентарь и атрибутику для зимних забав (лыжи, коньки, санки, ледянки) Дифференцировать одежду и обувь (сортировать картинный и дидактический материал), подбирать обобщающее слово. Различение, образование множественного числа существительных на предметах лексической темы «Одежда-обувь». Звуки «А», «У»,«И», «О». Копирование букв по образцу, обводка. Нахождение в слогах, в словах. | |
33-34 | Посуда | 2 | Называть/понимать обобщающее понятие «Посуда». Подбирать картинный и предметный материал к обобщающему слову. Называть, показывать по речевой инструкции предметы посуды (тарелка, чашка, вилка, ложка, нож). Соотносить, сортировать картинный и предметный материал. Предметный словарь: чашка, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода и т.д. Глагольный словарь: есть, пить, варить, жарить, готовить, вытирать, мыть. Словарь признаков: красивая, чистая (грязная), новая, старая. Различение, образование множественного числа существительных на предметах лексической темы «Посуда». Закрашивание, обводка по контуру, соединение больших и маленьких предметов посуды, одинаковых картинок. Звук-буква «П». Понятие звука и буквы. Соотносить, находить, произносить. Обводка по точкам, раскрашивание буквы, написание по образцу. | |
35-36 | Мебель | 2 | Называть/понимать обобщающее понятие «Мебель». Подбирать картинный и предметный материал к обобщающему слову. Называть, показывать предметы мебели (стол, стул, кровать, шкаф) Предметный словарь: мебель, стол, стул, кровать, диван, шкаф и т.д. Глагольный словарь: сидеть, спать, лежать, расставить, убрать, починить, открывать, вытирать и т.д. Словарь признаков: красивая, новая, старая, чистая, грязная, мягкая, удобная и т.д. Закрашивание, обводка по контуру, соединение больших и маленьких предметов мебели, одинаковых картинок. Звук-буква «М». Понятие звука и буквы. Соотносить, находить, произносить. Обводка по точкам, раскрашивание буквы, написание по образцу. | |
37-38 | Транспорт | 2 | Называть/понимать обобщающее понятие «Транспорт». Подбирать картинный и предметный материал к обобщающему слову. Называть, показывать транспорт (машина, поезд, самолет, корабль). Предметный словарь: машина, самолет, поезд, пароход, лодка, гараж, остановка, автобус, светофор. части транспортного средства (колеса, руль, дверцы, крылья, зеркала, кузов и т.д.). Глагольный словарь: ехать, лететь, плыть, переходить. Словарь признаков: быстрый, медленный, воздушный, водный, наземный, пассажирский, грузовой. | |
39-40 | Транспорт | 2 | Называть/понимать обобщающее понятие «Транспорт». Дифференцировать виды транспорта (наземный, воздушный, водный) – «Что летит? Что едет? Что плывет?». Различение, образование множественного числа существительных на предметах лексической темы «Транспорт». Закрашивание, обводка по контуру, соединение больших и маленьких предметов транспорта, одинаковых картинок. Повторение букв АОУИМП. Копирование, написание по обводке, по точкам. Узнавание, произнесение. | |
41-42 | Мамин день 8 марта | 2 | Называть, показывать, соотносить праздничную атрибутику праздника. Заучивание песен, хороводов для мам и бабушек. Подготовка и проведение праздника. | |
43-44 | Бытовые приборы | 2 | Называть/понимать обобщающее понятие «Бытовые приборы» и их функциональное назначение. Подбирать картинный и предметный материал к обобщающему слову. Называть, показывать бытовые приборы (пылесос, телевизор, холодильник, плита, стиральная машинка, компьютер). Предметный словарь: холодильник, плита, телевизор, утюг, компьютер, стиральная машина. Глагольный словарь: морозить, убирать, включать, выключать, гладить, стирать, сушить, показывать. Словарь признаков: горячий, холодный, чистое, грязное, сухое, мокрое. | |
45-46 | Домашние животные. | 2 | Называть/понимать обобщающее понятие «Домашние животные» Называть, показывать домашних животных (кошка, собака, лошадь, свинья). Подражать голосам животных. Называть/показывать основные части тела (голова, нос, уши, глаза, рот, лапы, хвост). Называть, показывать, чем питаются (травка, рыбка, молоко, косточка). Предметный словарь: собака, кошка, корова, лошадь, свинья. Глагольный словарь: мяукать, лаять, мычать, хрюкать, бегать, прыгать, кусать. Словарь признаков: большая, маленькая, ласковая, добрая, пушистая. Закрашивание, обводка по контуру, соединение больших и маленьких животных, одинаковых картинок. | |
47-49 | Дикие животные. | 3 | Называть/понимать обобщающее понятие «Дикие животные» Называть, показывать диких животных (заяц, медведь, лиса, волк, ёж). Называть, показывать, где живут (в лесу). Называть/показывать основные части тела (голова, нос, уши, глаза, рот, лапы, хвост). Предметный словарь: медведь, лиса ,заяц, волк, ёж. Глагольный словарь: бежать, рычать, прыгать. Словарь признаков: бурый, рыжая, серый, белый, колючий и т.д. Закрашивание, обводка по контуру, соединение больших и маленьких животных, одинаковых картинок. Повторение ранее пройденных букв: нахождение в словах, написание, обводка по пунктиру. | |
49-50 | Игрушки | 2 | Называть/понимать обобщающее понятие «Игрушки». Называть, показывать игрушки (мяч, кукла, кубики, машинка и т.д.) Понимать назначение игрушек. Предметный словарь: игрушки, мяч, машинка, кукла, железная дорога, поезд, кубики, юла, пирамидка, мишка, лего…. Глагольный словарь: играть, катать, строить, собирать, разбирать, кормить, мыть, качать, убирать… Словарь признаков: красный, желтый,…круглый, мягкий, твердый, большой, маленький, новый, любимый… Предлоги «В» -«ИЗ», игра «Куда сложим игрушки?». | |
51-52 | Игрушки | 2 | Называть/понимать обобщающее понятие «Игрушки». Называть, показывать игрушки (мяч, кукла, кубики, машинка и т.д.) Понимать назначение игрушек. Употребление местоимений: мой, моя, мои(Это чей…? Это мой…). Различение, образование множественного числа существительных на предметах лексической темы «Игрушки». Закрашивание, обводка по контуру, соединение картинок больших и маленьких игрушек, одинаковых картинок. | |
53-54 | Птицы | 2 | Называть/понимать обобщающее понятие «Птицы». Называть, показывать птиц (ворона, утка, воробей, голубь). Называть/показывать основные части тела (голова, клюв, крылья, лапы, хвост). Предметный словарь: голубь, ворона, утка, воробей, перья, клюв, крылья, лапы, хвост. Глагольный словарь: летать, клевать, каркать, чирикать, махать, кормить. Словарь признаков: большая, маленькая, голодная. Различение, образование множественного числа существительных на предметах лексической темы «Птицы». | |
55-57 | Весна | 3 | Называть текущее время года. Соотносить на картинном материале и показывать по речевой инструкции, называть явления погоды и признаки весны (солнце, дождь, зеленые листья, трава) Определять текущую погоду и отмечать в настенном календаре. Предметный словарь: весна, дождь, погода, ветер, листья, трава, птицы, цветы.. Глагольный словарь: распускается, дует, идет, прилетать. Словарь признаков: зеленый, молодой, теплый, яркое и т.д. | |
58-59 | Деревья. Цветы. Трава. | 2 | Называть/ дифференцировать, понимать растения: деревья, цветы, трава. Подбирать картинный материал к обобщающему слову (цветы, трава, деревья). Предметный словарь: дерево, трава, цветок, листья, ветки. Глагольный словарь: сажать, поливать, расти, цвести, пахнуть. Словарь признаков: высокие, первые, зеленые, и т.д. Повторение ранее пройденных букв: нахождение в словах, написание, обводка по пунктиру. | |
60-63 | Диагностика | 3 | Выявление актуального уровня развития ребенка, заполнение диагностических протоколов, составление сводных характеристик на конец учебного года. |
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Оборудование
- Школьные парты –1 двухместная
- Школьные стулья – 2
- Стол учителя – 1
- Доска -1
- Ноутбук – 1
- Зеркало «говорящее» для логопедических занятий
- Зеркало логопедическое индивидуальное для проведения артикуляционной гимнастики
- Муляж артикуляционного аппарата
Учебно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса
1. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.
2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод.пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
3. Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
6. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
7. Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
8. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
9. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013. Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59. Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–111.
10. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012.
11. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
12. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – Издательство: Просвещение: 1989. 100 с.
13. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997
- Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006
14. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Необходимы общие усилия // Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.Просвещение,1989.
15. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997
16. Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство,
Установление контакта» Научно&практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3 2004
17. http://www.logozavr.ru/203/
19. http://games-for-kids.ru/index.php
21. https://kids-smart.ru/exercises/groups/1-class
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ для обучающихся 1 и 2 классов с ОВЗ (задержка психического развития)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции, обучающихся с задержкой психического развития 1 классов, занимающихся по адаптированной основн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Развитие речи для обучающегося с ТНР"
Рабоча программа для обучающегося 1 класса, вариант 5.2...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с РАС"
Авторско-составительская программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение учащихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации. (2018-2019 учебный год)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 2 класс на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию логопедического коррекционно-образовательного ...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 5.1, 5.2. (1-4 класс)
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 7.1, 7.2. (1-4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА«Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)»для обучающихся с ОВЗ основного общего образован...