Адаптированная рабочая программа по ИЗО для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Барсукова Кристина Юрьевна

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_izo_4_kl.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

1.1 Рабочая программа разработана на основе календарного учебного графика на 2022/2023 учебный год, учебного плана на 2022/2023 учебный год, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида   для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой, авторской программы по изобразительному искусству М.Ю. Рау, с учетом целей и задач адаптированной программы для детей с легкой умственной отсталостью МБОУ «Сибирская СОШ № 2».

1.2. Используемый учебно-методический комплект:

  1. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой; программа по изобразительному искусству 0-4 класс, автор М.Ю. Рау - СПб.: филиал издательства "Просвещение", 2011
  2. Изобразительное искусство: учебник 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями под редакцией М.Ю. Рау, М.А. Зыковой. М : - Просвещение, 2020

1.3 Срок реализации программы – 1 год.

1.4 Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ «Сибирская СОШ № 2» на изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

1.5 Общая характеристика учебного предмета

Предмет "Изобразительное искусство" имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.

            Настоящая программа обучения умственно отсталых детей школьного возраста изобразительному искусству составлена с учетом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально-волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей, опыт обучения этому предмету.  

Принципиальными положениями концепции обучения изобразительному искусству детей с умственной недостаточностью являются:

  1. Развитие у учащихся эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому         себе.
  2. Развитие творческой изобразительной деятельности через формирование компонентов деятельности воображения (зрительного опыта в форме достаточно полных, точных и отчетливых образов-представлений и механизмов процесса воображения). Для достижения этой цели используется расчлененное, поэтапное обучение элементам художественной грамоты с привлечением образцов художественно-изобразительного искусства известных мастеров, при широком использовании разных видов работ, с привлечением разнообразных художественных материалов и технических средств, при создании адекватных педагогических условий.       3. Приобщение учащихся специальной школы к творческому социально значимому труду, умению работать коллективно.       4. Использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с умственной недостаточностью на всех этапах обучения в школе.

      5. Дифференцированный подход к обучению детей (с учетом их возможностей в связи с глубиной и тяжестью дефекта).

1.6 Основные цели и задачи:

 воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремлению к познанию, доброжелательности и др.);

  • воспитание интереса к занятию изобразительной деятельностью;
  • развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
  • развитие познавательной активности, формирование у школьников приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
  • формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
  • воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
  • формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

     

     Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной деятельности осуществляется коррекция развития детей с умственной недостаточностью, следует выделить:

  • развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых с натуры предметов (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов);
  • развитие зрительно-двигательной памяти; пространственного расположения предметов;
  • совершенствование мелкой и крупной моторики руки;
  • развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность, функцию общения;

               • формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;

  • развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственный эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений.

1.7. Формы и методы работы с детьми: индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы. Методы  работы с детьми с  ОВЗ:

  1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.
  2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
  3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
  4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.  
  5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

Обязателен положительный итог работы.

 

  1. Формы организации учебного процесса:

Индивидуальные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.

  1. Ведущий вид деятельности:

 системно -деятельностный,  художественно-творческий и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

  1. Методы и примы обучения:

· наблюдение и сравнение;

· метод игры, драматизации, театрализации;

· выход в нехудожественные смежные сферы, сопряжённый с проведением аналогий, сравнений, возникновением ассоциаций;

· метод творческих заданий;

  1. Формы и способы проверки знаний:
  • устный (беседа, викторины)
  • практический (упражнения, художественно-творческие задания)

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные учебные действия

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;  

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс);  
  • обращаться за помощью и принимать помощь;  
  • доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми;  
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.  

Регулятивные учебные действия

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);  
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность
  • соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности,  
  • корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия

  • свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;      
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;      
  • использовать данные учителем ориентиры 9опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;      
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;      
  • рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;  
  • понимать принцип повторения и чередования элементов в узоре (по форме и цвету);        различать и знать названия цветов;      
  • узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально эстетическое отношение к ним.;  
  1. Содержание программы

Обучение композиционной деятельности

Деревья осенью

Дети собирают грибы

Рисунок с натуры. Неваляшка   Осенние листья.

Тёплый и холодный зелёный цвет

Осенний пейзаж  Пространство в пейзаже Картина "Натюрморт"

Веточка мимозы в стакане

Узор  на посуде

Развитие у учащихся умение воспринимать и изображать форму  предметов, пропорций, конструкцию

Портрет человека

Дорисуй картинки

Человек с натуры

Автопортрет

Дед Мороз, Снегурочка Узор из снежинок

Защитники Родины

Добрый герой из сказки

Злой герой из сказки

Человек в движении

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи Изображаем море

Изображаем животных

Жираф

Лепим насекомых

Стрекоза

Гжель

Украшаем посуду

Улица города

Светофор

Венок из цветов и колосьев

Обучение восприятию произведений искусства

Беседа по картине И. Айвазовского "Девятый вал"

Беседа по картине А. Саврасова "Грачи прилетели"

Беседа по картине В.Васнецова "Иван-царевич на Сером волке"

Иллюстрация к сказке И Билибина  "Белая уточка"

 

Название разделов

 

Всего часов

1

Обучение композиционной деятельности

10

2

Развитие у учащихся умение воспринимать и изображать форму  предметов, пропорций, конструкцию

10

3

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

10

4

Обучение восприятию произведений искусства

4

 

Итого

34

4. Тематическое планирование

№  

п.п

 

дата

Тема урока

Всего часов

план

факт

Обучение композиционной деятельности

10

1

 

Деревья осенью

1

2

 

Дети собирают грибы

1

3

 

Рисунок с натуры. Неваляшка  

1

4

 

Осенние листья.

1

5

 

Тёплый и холодный зелёный цвет

1

6

 

Осенний пейзаж

1

7

 

Пространство в пейзаже

1

8

 

Картина "Натюрморт"

1

9

 

Веточка мимозы в стакане

1

10

 

Узор  на посуде

1

Развитие у учащихся умение воспринимать и изображать форму  предметов, пропорций, конструкцию

10

11

 

Портрет человека

1

12

 

Дорисуй картинки

1

13

 

Человек с натуры

1

14

 

Автопортрет

1

15

 

Дед Мороз, Снегурочка

1

16

 

Узор из снежинок

1

17

 

 Защитники Родины

1

18

 

Добрый герой из сказки

1

19

 

Злой герой из сказки

1

20

 

Человек в движении

1

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование  умений передавать его в живописи

10

21

 

Изображаем море

1

22

 

Изображаем животных

1

23

 

Жираф

1

24

 

Лепим насекомых

1

25

 

Стрекоза

1

26

 

Гжель

1

27

 

Украшаем посуду

1

28

 

Улица города

1

29

 

Светофор

1

30

 

Венок из цветов и колосьев

1

Обучение восприятию произведений искусства

4

31

 

Беседа по картине И. Айвазовского "Девятый вал"

1

32

 

Беседа по картине А. Саврасова "Грачи прилетели"

1

33

 

Беседа по картине В.Васнецова "Иван-царевич на Сером волке"

1

34

 

Иллюстрация к сказке И Билибина  "Белая уточка"

1

 

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

УМК:

  1. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой; программа по изобразительному искусству 0-4 класс, автор М.Ю. Рау - СПб.: филиал издательства "Просвещение", 2011
  2. Изобразительное искусство: учебник 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями под редакцией М.Ю. Рау, М.А. Зыковой. М : - Просвещение 2020
  3. Экранно - звуковые пособия: 

1. Электронные физминутки;

 2. Мультимедийныепрезентации.  

6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.  
  2. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.  
  3. Ноутбук.          
  4. Экран.
  5. Колонки.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа 1 класс для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Представлены  адаптированные  рабочие  программы (пояснительная  записка и календарно-тематическое  планирование)  по  русскому  языку,  математике, ...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:·  Федеральный закон от 29.12.2012 ...

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральны...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)...

Конспект логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта (вариант 1) 4 класс. Слова-неприятели (антонимы). Весна

Цель: расширение и обогащение словарного запаса путём введения в речь антонимов, активизации словарного запаса.Задачи:Учить подбирать антонимы к словам различных частей речи;Расширить представления де...

Рабочая программа к АООП НОО обучающихся с нарушениями интеллекта по ФГОС УО (ИН) Вариант 2 по предмету "Математические представления"

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость....

Рабочая программа к АООП НОО обучающихся с нарушениями интеллекта по ФГОС УО (ИН) Вариант 2 по предмету "Альтернативная коммуникация"

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость....