Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии (2 класс)
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_1.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Логопедический пункт при МБОУ Алгасовской СОШ
- Фамилия, имя обследуемого, возраст, класс _____________, __ лет, ____ класс
- Дата обследования _______
- Жалобы родителей, учителя ________________________________________________
- Состояние слуха, зрения _______________________
- Данные о ходе речевого развития (гуление, лепет, первые слова, предложения. Прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине, как длительно) _________________________________________________________________________
- Состояние общей моторики _____________________________________________
- Состояние мелкой моторики ____________________________________________
- Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Общее звучание речи ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Звукопроизношение _______________________________________________________
- Фонематические процессы _________________________________________________
- Состояние языкового синтеза и анализа
- навыки звукобуквенного анализа и синтеза ____________________________;
- навыки слогового анализа и синтеза __________________________________;
- навыки анализа предложения ________________________________________;
- Слоговая структура речи ________________________________________________
- Общая характеристика речи:
а) словарный запас _______________________________________________________
б) грамматический строй _________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
в) связная речь ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Чтение:
16. Письмо
17. Заключение логопеда
Логопедический пункт при МБОУ Алгасовская СОШ
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя____________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________
адрес ___________________________________________________
телефон __________________________________________________
слух ___________________________________________________
зрение ___________________________________________________
заключение невропатолога (из мед. карты)__________________________
___________________________________________________________________
2. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ:
рассказ по картинке или пересказ составил самостоятельно; требовалась стимуляция в виде поощрения, составил по вопросам; не мог составить; тема раскрыта полностью (не полностью); наличие ненужных отступлений от темы, в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями – присоединительные союзы и, вот, потом и т.п., рассказ имеет чёткую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность, части рассказа расположены не по порядку; рассказывает по теме, но всё время «перескакивает», рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой.
Тип предложения: назывное, простое нераспространённое, простое распространённое, сложносочинённое, сложноподчинённое, с однородными членами, осложнённое причастными и деепричастными оборотами; используются разные виды предложений, адекватно замыслу; нарушение порядка слов предложении, пропуски (замены, смешения предлогов).
3. ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ:
темп (ускоренный, замедленный, нормальный)_________________________
голос (тихий, громкий, хриплый, гнусавый, монотонный, неумение говорить шёпотом)_________________________________________________
дыхание (грудное, брюшное, смешанное, поверхностный вдох, короткий непродолжительный выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе)_____________________________
4. СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА:
губы (толстые, тонкие, малоподвижные, неполное смыкание губ, укороченная уздечка губы, без отклонений)____________________________
челюсти (прогения, прогнатия)_______________________________________
прикус (открытый передний, открытый боковой)______________________
зубы (мелкие, редкие, излишне крупные, отсутствие зубов, сверхкомплектность, вне челюстной дуги)____________________________
язык (излишне толстый, не умещается во рту, излишне тонкий, укороченная подъязычная уздечка, вялый, малоподвижный, напряжённый, саливация, недостаточный объём и сила движений, неточность (точность) выполнения, переключаемость, наличие синкиезий, темп движений (норма, ускоренный, замедленный) __________________________
нёбо твёрдое и мягкое (низкое твёрдое нёбо, куполообразное, готическое, расщелина, укороченное мягкое нёбо, раздвоение маленького язычка)_____
___________________________________________________________________
5. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ:
свистящие | шипящие | соноры | заднеязычные | ||||||||
С с* | З з* | ц | ш | ж | ч | щ | Л л* | Р р* | к | г | х |
6. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.
выделение ударного гласного в начале слова (утка, Оля, Аня)______________
выделение гласного в конце слова (луна, мука, шары)____________________
выделение согласного в начале слова (сок, крот, балка) __________________
выделение согласного в конце слова (слон, страх, гвоздь)_________________
полный анализ слов (ком, лапы, хвост)_________________________________
7. РАЗЛИЧИЕ ЗВУКОВ:
аоу_____________________ тя-ча____________________
па-ба-да_________________ ан-ань__________________
ка-ха-ка_________________ са-ша-са_________________
ща-ша-са________________ ны-ни-ны________________
8. ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ СЛОЖНОГО СЛОГОВОГО СОСТАВА (характер ошибок: пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог, переставляет согласные, очень нечётко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова, при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой (без опоры на образец)
строительство_________________ парикмахерская________________
электрический___________________ температура ___________________
аквариум ______________________ сковорода ____________________
велосипедист___________________ пудреница ____________________
статуэтка_______________________ милиционер___________________
Геологи уехали в экспедицию._________________________________________
На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки_________________
___________________________________________________________________
Велосипедист едет на велосипеде_____________________________________
9. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (соответствует возрастной норме, ниже нормы, ограничен обиходной лексикой)
знание обобщающих слов (одежда, обувь, посуда, мебель, домашние, дикие животные, транспорт, насекомые, профессии, предметы быта).
столяр______________ люстра_____________ транспорт__________
стекольщик__________ графин_____________ обувь_____________
крановщик__________ кувшин____________ насекомые_________
машинист___________ солонка____________ мебель____________
почтальон___________ маслёнка___________ шланг_____________
носильщик___________ перечница__________ чашка_____________
сварщик_____________ половник___________ кофейник__________
Антонимы:
друг ___________ говорить ____________ высокий ____________
ночь___________ положить____________ старший ____________
начало_________ строить _____________ тёплый _____________
медленно ______ ругать ______________ острый _____________
10. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ (словоизменение, словообразование, согласование, управление).
Именительный падеж, множ. число существительных:
стол - ___________ глаз - __________ стул - __________
нос - ___________ рукав - __________ дерево - __________
рука - ___________ село - __________ крыло - __________
плечо - _________ поезд - __________ лист - __________
ухо - __________ окно - __________ сук - ___________
день - __________ зеркало - _________ перо - ____________
пень - __________ ведро - __________ копьё - ___________
Родительный падеж, множ. число существительных:
тетради - ____________ воротники - ______________
мячи - _____________ щенки - ______________
ножи - _____________ облака - ______________
уши - _____________ столы - ______________
ноги - _____________ блюдца - ______________
лампы - _____________ овцы - _______________
яблоки - _____________ кольца - _______________
стёкла - _____________ полотенца - _______________
11. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
варенье из яблок ___________________ из вишен _____________________
из смородины ___________________ из слив _____________________
сок из абрикосов ___________________ салат из огурцов _______________
сарафан из ситца ___________________ ботинки из кожи _______________
кофта из трикотажа _________________
12. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
глаза кошки______________________ повадки волка___________________
хвост лисы ______________________ будка собаки ___________________
голова белки ____________________ очки бабушки ___________________
газета дедушки __________________ платье мамы ___________________
13. СОГЛАСОВАНИЕ _________________________________________________
14. УПРАВЛЕНИЕ ____________________________________________________
Предлоги: в - ____ на - _____ под - ____ с - ____ из - _____ над - ____
к - ____ от - _____ из-за - ______ из-под - _____ за - ______ перед - _______
между - ______ через - ________ около - _________
15. ЧТЕНИЕ (побуквенное, послоговое, словами)
(знает отдельные буквы; знает буквы, но не читает; читает слоги и односложные слова; читает по слогам, медленно, монотонно, пропускает гласные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы)
Понимание прочитанного (с трудом понимает прочитанное, пересказывает с помощью вопросов; основное содержание понимает, скрытый смысл понимает с трудом; испытывает некоторые затруднения).
16. Проявления заикания: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного, в вопросно-ответной речи, при чтении во время отражённой, сопряжённой и шёпотной речи.
Степень выраженности: лёгкая, средняя, тяжёлая.
Форма судорог: клоническая, тоническая, смешанная
Вид судорог: дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный
Заключение логопеда:
• ОНР – Ш (дизартрический компонент);
• ФФН;
• ФН (ротоцизм, ламбдацизм, сигматизм (свистящих или шипящих), капацизм) необходимое заключение подчеркнуть
• Заикание (клоническая, тоническая, смешанная) необходимое заключение подчеркнуть
• Полиморфное нарушение звукопроизношения
Рекомендовано:
Фамилия учителя-логопеда:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях
Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
Организация проведения артикуляционной гимнастики. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи....
Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
В данной памятки указаны ряд условий, которые родители должны соблюдать при выполнении логопедических упражнений дома....
Комплекс игровых упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука Л
Разработка содержит картинный материал и рекомендации по выполнению комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Л....
Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников
Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников...
Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.
В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....