Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии на тему
В данной памятки указаны ряд условий, которые родители должны соблюдать при выполнении логопедических упражнений дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 546.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по проведению артикуляционной гимнастики
Уважаемые родители!
Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.
При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:
1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.
3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.
4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.
5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.
Желаем удачи!
№ | Название упражнения | Цель | Как делать | Рисунок |
1. | «Улыбочка» (статическое) | Развивать круговые мышцы губ. | Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. | |
2. | «Дудочка» (статическое) | Развивать круговые мышцы губ. | Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. | |
3. | «Хоботок» (статическое) | Развивать подвижность губ. | Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. Удерживать губы в таком положении следует 10 с. | |
4. | Лопаточка» (статическое). | Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время. | Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка. | |
5. | «Иголочка» (статическое) | Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении. | Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. | |
6. | «Сердитая кошечка» (статическое) | Развивать подвижность мышцы спинки языка. | Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. | |
7. | «Чашечка» (статическое) | Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении. | Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3—4 раза. | |
8. | «Заборчик» (статическое). | Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ. | Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с. | |
9. | «Шторки» (динамическое) | Вырабатывать подвижность губ. | Рот приоткрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа открывает нижние зубы, а верхняя губа закрывает верхние зубы. Упражнение выполнить 5—6 раз. | |
10. | «Лошадка» (динамическое). | Растягивать подъязычную связку языка. | Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз. | |
11. | «Грибок» (динамическое) | Растягивать подъязычную связку языка | Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз. | |
12. | «Маляр» (динамическое) | Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении. | Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5—6 раз. | |
13. | «Дятел» (динамическое) | Вырабатывать подвижность кончика языка. | Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с. | |
14. | «Утюжок» (динамическое). | Активизировать кончик языка на бугорках. | Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Упражнение проводить 20—25 раз. | |
15. | «Прогони комарика» (динамическое). | Вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи. | Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза. | |
16. | «Покусывание кончика языка» (динамическое). | Активизировать мышцы кончика языка. | Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8—10 раз. | |
17. | «Качели» (динамическое). | Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз). | Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15—20 раз. | |
18. | Упражнение «Катание шарика» (динамическое). | Укреплять боковые мышцы языка. | Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) — 5—6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) — 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять. | |
19. | «Часики» (динамическое). | Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево). | Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения — 20 с. | |
20. | «Вкусное варенье» (динамическое) | Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. | Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5—6 раз. | |
21. | «Змейка» (динамическое). | Развивать боковые мышцы языка. | Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5—6 раз. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях
Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Развитая артикуляционная моторика основа правильной речи....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИЯ
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....
Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
правила проведения артикуляционной гимнастики...

Рекомендации для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики.
Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнаст...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.
В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....