Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
консультация по логопедии (1 класс) на тему

Левковская  Виктория Михайловна

Организация проведения артикуляционной гимнастики. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
  4. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

И самое важное! Нужно один раз научиться отработать эти занятия правильно и чётко.

Вначале это не просто, не быстро, зато потом будут  видимые результаты!!!

 «Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи»

"Скороговорки – этот удивительный

жанр фольклора, создан народной

мудростью не для пустословия,

а специально для тренировки движений

речеобразующего  органа, который

был бы способен воспроизводить

все звуки родного языка"

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей роли  в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду мы решаем задачи формирования у них правильного  звукопроизношения, чёткого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата, выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.

Для воспитания звуковой культуры речи  в  детском саду и дома можно использовать разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, загадки, пословицы, чисто- и скороговорки. Чисто- и скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения.

Само их название указывает на то, что говорить их нужно чисто (чистоговорки), скоро, быстро (скороговорки). Чистоговорки произносят в обычном темпе, а скороговорки – в ускоренном.

Чисто- и скороговорки можно использовать практически в работе с детьми любого возраста:

- в младшем дошкольном возрасте – шутки-чистоговорки;

- в среднем – чистоговорки;

- в старшем – скороговорки.

Упражнения с использованием чисто- и скороговорок  можно применять как на занятиях  родного языка, так и вне их: во время игр, например,  "Кто лучше скажет", "Кто скажет быстро и не ошибётся" для детей старшего дошкольного возраста.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить небольшие по объёму, простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок по жизненному опыту. Произносить к быстрому произнесению чистоговорок можно лишь после того, как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. В этом возрасте шутки – чистоговорки лучше давать в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек).

Например, показывая игрушку, изображающую корову, предлагаем детям произнести шутку – чистоговорку "Му-му-му! Молока кому?" Или проводя игру "У кого лиса"  можно дать детям игрушку  и по очереди спрашивать "Са-са-са, у кого лиса?", на что дети должны отвечать чистоговоркой "Са-са-са, у меня лиса".

В средней группе важно выделять заданный звук голосом "У С-с-сани с-с-санки едут с-с-сами". Также чистоговорки способствуют развитию речевого слуха. для этого можно предложить детям такие задания "закончи " например, "Ра-ра-ра, за рекой видна…  (гора)"

В старшем дошкольном возрасте предлагаем более сложные шутки - чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например: "Саша сушила шубу на солнышке", "Лара у Вали играет на рояле". Такие чистоговорки не только способствуют формированию чёткого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработки быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое.

В старшем возрасте дети ещё не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Чисто- и скороговорки можно с большим успехом можно использовать для тренировки.  С этой целью можно предложить следующие упражнения:

  • произнеси чистоговорку тихо, вполголоса, громко;
  • быстро, умеренно, медленно;
  • с разной интонацией (вопросительно, утвердительно).

Можно предложить детям выделять в чистоговорках отдельные слова, например, "Дарья дарит Дине дыни".

В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать для совершенствования фонематического слуха, например, при произнесении чистоговорки  "Нашей Маше дали манной каши", даём детям задание перечислить слова, в которых есть звук [м]. Предлагаем вам  чистоговорки с учётом трудности их произношения:

Звуки  [с] - [с']

Са – са – са – под кустом сидит лиса

Су – су – су – мы увидели лису

Сы – сы – сы – лиса хочет колбасы

Си – си – си – ей кусочек отнеси.

Звук [ш]

Ша-ша-ша, мама моет малыша.

Шу-шу-шу, я письмо пишу.

Тише мыши кот на крыше.

Луша у душа мыла шею и уши.

Не найду я ушки у нашей лягушки.

Звук [ж]

Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу, молока дадим ежу.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Звук [ч]

Чу-чу-чу, молоточком я стучу.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Звук [щ]

Ща-ща-ща, мы несём домой леща.

Волки рыщут, пищу ищут.

Два щенка щека к щеке,

Щиплют  щётку в уголке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р]

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

В данной памятки  указаны ряд условий, которые родители должны соблюдать при выполнении логопедических упражнений дома....

Комплекс игровых упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука Л

Разработка содержит картинный материал и рекомендации по выполнению комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Л....

Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников

Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть п...