Обследование речи детей с РАС
презентация к уроку по логопедии
Презентация для учителей-логопедов "Обследование речи детей с РАС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_rechi_detey_s_ras.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Очень часто именно логопед оказывается тем человеком, который проводит первичную диагностику развития аутичного ребенка и координирует семью для дальнейших действий. При подозрении на наличие нарушения аутистического спектра у обследуемого ребенка логопеду не рекомендуется делать диагностическое заключение и представлять родителям диагноз, как установленный факт. Необходимо сделать лишь диагностическое предположение и мотивировать родителей к дальнейшему обследованию у детского психиатра Несмотря на широкий спектр нарушений, проявляющихся у детей с РАС, основными причинами о6ращения родителей к специалистам являются осо6енности речевого развития, а именно затруднение коммуникации
Основные проявления РАС в речи расстройство коммуникативной функции речи нет указательных жестов мимика маловыразительна, характерен взгляд мимо или «сквозь» собеседника .
Специфические особенности речи детей с РАС - мутизм - нарушение импрессивной речи - первые слова не связаны с ближайшим окружением - специфичность словаря - эхолалии - вокальные и речевые аутостимуляции - использование штампов в речи - позднее появление личных местоимений, их неправильное употребление - длительное время отсутствие ответов «да» и «нет» - неспособность к грамматическому структурированию фразы - нарушение просодических компонентов речи - нарушение связной речи и спонтанности высказывания, автономность речи - нарушения звукопроизношения
Специфическое развитие речи детей с аутизмом (по классификации О.С. Никольской) 1 группа полная отрешенность от происходящего 2 группа активное отвержение 3 группа захваченность аутистическими интересами 4 группа чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия Почти полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или однотипные фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта, позволяют предположить, что он понимает речь хотя бы частично. Используют звуки неречевого характера: щебет, свист, бормотание. Речь эхолаличная и стереотипная, со специфичной скандированностью или монотонностью, часто не связанная по смыслу с происходящим. Речевые стереотипии могут выглядеть и как повторение одного и того же фрагмента или как аутостимуляции звуками («тики-тики», « диги-диги » и т.п) Есть стереотипные просьбы и обращения, в которых глагол используется в инфинитиве («Сок пить», «Дать печенье»), а о себе ребенок говорит во втором или третьем лице («Саша будет рисовать»). Но часто такие дети предпочитают обращаться и просить не обычным образом, а криком или просто стремятся подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в интересующий их предмет. Речь ребенка удивляет своей взрослостью. Однако родители отмечают, что, несмотря на «развитую» речь, поговорить с ним невозможно. Речь активно используется для аутостимуляции , она остается эхолаличной и стереотипной. Уже в возрасте до трех лет для ребенка характерны длинные монологи на аффективно значимые для него темы, использование штампов и цитат. Дети могут цитировать целые страницы любимых книг или рассуждают на любимую тему при этом не слышать собеседника. Могут демонстрируют псевдообращенность к собеседнику, выражение «энтузиазма». Характерно и повышенное внимание к собственно звуковой стороне слова. Речевая деятельность детей этой группы привлекает внимание своей спецификой: оторванностью от конкретной ситуации, маломодулированностью , иногда скандированностью , как правило, на высоких тонах. Характерна вялость, замедленность речи, проблемы плавности речи, в частности, ее просодической стороны - монотонна, интонационно мало окрашена, иногда на высоких тонах, с эхолалиями , иногда отсроченными во времени. Речь бедна, аграмматична , но эти аграмматизмы - нетипичные для общего недоразвития речи. Имеются нарушения звукопроизношения. Наблюдаются и трудности работы с вербально организованным материалом, а также дословное понимание метафор, образных выражений, недоступность понимания скрытого смысла и подтекстов тех или иных рассказов, пословиц, поговорок. Ребенок четвертой группы просит и обращается, как правило, с помощью речи, но пересказ для него труден. Складывается впечатление, что ребенок не понимает простую инструкцию, зато живо реагирует на задевшую его (по непонятной причине) ситуацию или образ
Обследование речи детей с РАС Обследование речи детей с РАС включает получение информации: от родителей в процессе наблюдения в процессе направленного воздействия Создание условий для обследования Для проведения обследования должны быть созданы специальные условия: в кабинете, где проводится обследование, необходимо разместить различные предметы, игрушки, которые находились бы в зоне доступа ребенка и могли бы привлечь его внимание. Например, мячи, конструктор, кубики, мыльные пузыри, куклы, пирамидки, пазлы-вкладыши (по типу доски Сегена ), игрушечный транспорт, музыкальные игрушки, детская посуда, книги, принадлежности для рисования и т.д.
Заблаговременно из зоны досягаемости для ребенка должны быть исключены бьющиеся или острые предметы, вода, еда и пр., не должно быть предметов или оборудования, которые могли бы отвлекать или пугать ребенка (яркие плакаты, оригинальная мебель, стеклянные шкафы с медицинскими инструментами и т.п.). Само помещение для диагностики должно быть достаточно просторным, комфортным, безопасным. Программный материал для обследования речевого развития предъявляется по возрасту ребенка, а в случае невозможности выполнения заданий – для более младшего возраста, доступный для выполнения. Для того, чтобы обследование было полезным для построения программ по развитию речи, оно должно быть максимально точным и объективным, поэтому целесообразно соблюдать следующие организационные условия: наличие нескольких квалифицированных наблюдателей, фиксация наблюдаемого (письменно или на видеокамеру) и структурирование полученной информации.
Для обследования речевого развития ребенка с РАС целесообразно использование «речевых карт» (схем логопедического обследования). Одной из наиболее полных речевых карт для обследования речи ребенка с РАС является карта, разработанная по исследованиям специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования Клары Самойловны Лебединской и Ольги Сергеевны Никольской. К.С. Лебединская (1925-1993) О.С. Никольская
Формулировки заключения учителя-логопеда Группа (по классификации Никольской) Дошкольники Школьники I специфическое системное недоразвитие речи (с указанием уровня: нулевой, ситуативный, номинативный, расчлененный) специфическое системное недоразвитие речи (с указанием уровня нулевой, ситуативный, номинативный, расчлененный) II специфическое системное недоразвитие речи, эхолалии трудности овладения процессами чтения и письма, обусловленные специфическим недоразвитием речи III специфическое недоразвитие речи, просодической стороны речи трудности овладения процессами чтения и письма, обусловленные специфическим недоразвитием речи IV специфическое недоразвитие речи. специфическое нарушение процессов овладения письмом и чтением (на уровне осмысления)
Литература 1. Лебединская К. С., Никольская О. С., Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991 2. О.С. Никольская, Е.Р. Баенская , М.М. Либлинг . Аутичный ребенок. Пути помощи»: Теревинф ; Москва; 2007 3. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М.: Гуманитар , изд. центр ВЛАДОС, 2007 4. Щукина Д.А. Логопедическая диагностика детей с расстройствами аутистического спектра: Учеб.-метод. пособие.-М.: Редкая птица, 2019
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Уровень речевого развития умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их интеллектуальное развитие. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная ф...
Технология обследования речи детей
Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития. Поэтому в последнее время в печати появилось большое кол...
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
В данной статье рассматриваются цели, принципы и методы. используемые при обследовании речи детей....
Обследование речи детей
В работе раскрываются этапы основные этапы экспресс-диагностика первичного речевого обследования детей дошкольного и младшего щкольного возраста (преимущественно звукопроизносительной стороны речи)....
Обследование речи детей, страдающих дизартрией.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата....
Экспресс-обследование речи детей 6-7 лет. презентация.
Презентация предназначена для экспресс-обследования речи детей при поступлении в 1 класс и первоклассников. Включает в себя обследование словаря,слоговой структуры слов,фонематического восприяти...
Обследование состояния лексического строя речи детей с ОНР III уровня
В документе представлена презентация, с помощью которой можно обследовать лексический строй речи ребенка как старшего дошкольного возраста, так и младшего школьного возраста....