ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
методическая разработка по логопедии на тему
В данной статье рассматриваются цели, принципы и методы. используемые при обследовании речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_rechi_detey.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМС «Доверие»
высшей квалификационной категории
Якимович Инна Валериевна
Целью анализа речевых нарушений является выявление структуры дефекта и научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте. Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации и разработки научно обоснованных путей и методов их предупреждения, преодоления и коррекции.
Р.Е. Левина первая сформулировала принципы анализа речевых нарушений. Она выделила 3 принципа: развития, системного подхода и рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребёнка. Эти принципы – ведущие в логопедии при анализе речевых нарушений.
Принцип развития предполагает эволюционно – динамический анализ возникновения дефекта. Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные с ним вторичные нарушения. Это имеет принципиально важное значение в диагностике речевых расстройств.
Комплексность воздействия - родители часто отказываются посетить рекомендуемых им логопедом других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога и пр.) , мотивируя свой отказ так: «Зачем мне идти к невропатологу (психиатру, психологу), если у ребёнка нарушена только речь?»
Воздействие на все стороны речи (а не только на звукопроизношение).
Опора на сохранные звенья.
Учёт закономерностей онтогенеза, т.е. нормального хода речевого развития.
Учёт ведущей деятельности – в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, в школьном – учёба.
Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются:
-воспитание -компенсация
-обучение -адаптация
-коррекция -реабилитация
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.
В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов.
Практические методы:
Упражнение – это многократное повторение ребёнком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств. Упр-я делятся на:
-подражательно-исполнительские – выполняются детьми в соответствии с образцом- практические: дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику;
-конструирование - при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, реконструировать одну букву в другую;
-упр-я творческого х-ра – использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале (Например, при формировании звукового анализа и синтеза определение последовательности звуков даётся с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем только на в речевом плане, т.к. усвоение действия звукового анализа переносится в новые условия. И, наконец, действие звукового анализа считается сформированным, если оно выполняется во внутреннем плане (ребёнок самостоятельно придумывает слова с определённым звуком, количеством звуков, отбирает картинки на заданный звук и т.д.)
-речевые упражнения – повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звукопроизношения;
-игровые упр-я – имитация каких-либо действий (создают эмоционально-положительный настрой, снимают напряжение).
Игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является игровая ситуация в развёрнутом виде (сюжет, роль, игровые действия).
Моделирование- процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.(Например, графическое моделирование: графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).
Наглядные методы:
-наблюдение
-рассматривание рисунков, картин, макетов
-демонстрация д/ф, фильмов и т.д.
- прослушивание аудиозаписей
-показ образца задания, способа действия
Словесные методы:
-рассказ
-беседа (предварительные, итоговые, обобщающие)
-чтение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Уровень речевого развития умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их интеллектуальное развитие. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная ф...
Технология обследования речи детей
Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития. Поэтому в последнее время в печати появилось большое кол...
Обследование речи детей
В работе раскрываются этапы основные этапы экспресс-диагностика первичного речевого обследования детей дошкольного и младшего щкольного возраста (преимущественно звукопроизносительной стороны речи)....
Обследование речи детей, страдающих дизартрией.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата....
Экспресс-обследование речи детей 6-7 лет. презентация.
Презентация предназначена для экспресс-обследования речи детей при поступлении в 1 класс и первоклассников. Включает в себя обследование словаря,слоговой структуры слов,фонематического восприяти...
Обследование состояния лексического строя речи детей с ОНР III уровня
В документе представлена презентация, с помощью которой можно обследовать лексический строй речи ребенка как старшего дошкольного возраста, так и младшего школьного возраста....
Обследование речи детей с РАС
Презентация для учителей-логопедов "Обследование речи детей с РАС"...