Обследование речи детей
методическая разработка по логопедии на тему
В работе раскрываются этапы основные этапы экспресс-диагностика первичного речевого обследования детей дошкольного и младшего щкольного возраста (преимущественно звукопроизносительной стороны речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_rechi_detey.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обследование речи детей
(преимущественно зукопроизносительной стороны речи)
Подготовила:
учитель-логопед
Жарёнова О.Ю.
Этапы обследования
- Обследование речевой и общей моторики
- Общее звучание речи:
темп
голос
разборчивость
дыхание
2. Обследование артикуляционного аппарата:
- язык (обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий);
- подвижность языка (подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиации –отклонение языка в сторону, не удерживает язык лопаткой, тремор – подергивание, изменение цвета; тонус – понижен, повышен, смешанный, норма)
- прикус (норма, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, ассиметрия прикуса)
- строение нёба: твёрдое (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель) и мягкое (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок) нёбо
- строение зубов: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)
- состояние подъязычной уздечки: обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области;
- губы (толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма); подвижность губ (достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку»; тонус повышен, понижен, смешанный, норма); саливация (норма, повышенная).
Выполнение упражнений по словесному указанию.
Надуть обе щеки одновременно.
Надуть щеки по очереди.
Вытянуть губы вперед «трубочкой».
Упереть язык в правую щёку, в левую щёку.
Помести язык между верхними зубами и верхней губой.
Упражнение «Иголочка»
Если движение по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.
Повторять движения.
Язык «лопаткой» — широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт.
Упражнение «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому.
Упражнение «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы.
Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».
3. Состояние общей моторики (координированность движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок)
2. Обследование звукопроизношения
(с использованием речевого и иллюстративного материала (Иншакова О.Б. Альбом для логопеда))
Обследование произношения звука находящегося в разных позициях
Речевой материал:
Собака — маска — нос
Сено — косить — высь
Замок — коза
Зима — ваза
Цапля — овца — палец
Шуба — кошка — камыш
Жук — ножи
Щука — вещи — лещ
Чайка — очки —ночь
Рыба — корова — топор
Река — варенье — дверь
Лампа — молоко — пол
Лето — колесо — соль
Иллюстративный материал стр. 9 – 58:
- в начале слова
- в середине слова
- в конце слова
3. Обследование фонематического восприятия
(с использованием иллюстративного материала)
Обследование фонематического восприятия стр. 61 - 70
- Показать картинки с заданным звуком.
(Покажи все картинки, в которых есть звук […]).
- Подобрать пары картинок к словам паронимам.
(Покажи где лук, а где люк).
Затем ребёнку предлагается самостоятельно назвать картинки парами.
Речевой материал:
Ба-па-ба. Да-да-та.
За-са-за. Га-га-ка.
Дом – том. Зайка – сайка.
Балка – палка. Рак – лак.
Кон – конь. Лук – люк.
III. Обследование слоговой структуры слова
Изучение произношения слов с различной слоговой структурой (с возрастающей сложностью) иллюстративный материал стр. 97 – 124.
Речевой материал:
сковорода
соковыжималка
аквалангист
велосипедист
- в предложениях:
Регулировщик регулирует дорожное движение.
Мотоциклист едет на мотоцикле.
Водопроводчик чинит водопровод.
Литература: (на основе пособия Иншаковой О.Б. )
Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005. – 279с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Уровень речевого развития умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их интеллектуальное развитие. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная ф...
Технология обследования речи детей
Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития. Поэтому в последнее время в печати появилось большое кол...
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
В данной статье рассматриваются цели, принципы и методы. используемые при обследовании речи детей....
Обследование речи детей, страдающих дизартрией.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата....
Экспресс-обследование речи детей 6-7 лет. презентация.
Презентация предназначена для экспресс-обследования речи детей при поступлении в 1 класс и первоклассников. Включает в себя обследование словаря,слоговой структуры слов,фонематического восприяти...
Обследование состояния лексического строя речи детей с ОНР III уровня
В документе представлена презентация, с помощью которой можно обследовать лексический строй речи ребенка как старшего дошкольного возраста, так и младшего школьного возраста....
Обследование речи детей с РАС
Презентация для учителей-логопедов "Обследование речи детей с РАС"...