Обследование речи детей
методическая разработка по логопедии на тему

Жарёнова Ольга Юрьевна

В работе раскрываются этапы основные этапы экспресс-диагностика первичного речевого обследования детей дошкольного и младшего щкольного возраста (преимущественно звукопроизносительной стороны речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obsledovanie_rechi_detey.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование речи детей

(преимущественно зукопроизносительной стороны речи)

Подготовила:

учитель-логопед

Жарёнова О.Ю.

        

Этапы обследования

  1. Обследование речевой и общей моторики

  1. Общее звучание речи:

темп

         голос

         разборчивость

         дыхание

         2. Обследование  артикуляционного аппарата:

- язык (обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий);

- подвижность языка (подвижность достаточная, с трудом удерживает позу,  недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные переходы  с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиации –отклонение языка в сторону, не удерживает язык лопаткой, тремор – подергивание, изменение цвета; тонус – понижен, повышен, смешанный, норма)

- прикус (норма, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, ассиметрия прикуса)

- строение нёба: твёрдое (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель) и мягкое (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок) нёбо

- строение зубов: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

- состояние подъязычной уздечки: обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной  области;

- губы (толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма); подвижность губ (достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку»; тонус повышен, понижен, смешанный, норма); саливация (норма, повышенная).

Выполнение упражнений по словесному указанию.

Надуть обе щеки одновременно.

Надуть щеки по очереди.

Вытянуть губы вперед  «трубочкой».

Упереть язык в правую щёку, в левую щёку.

Помести язык между верхними зубами и верхней губой.

Упражнение «Иголочка»

Если движение по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.

Повторять движения.

Язык «лопаткой» — широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт.
Упражнение «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому.

Упражнение «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы.
Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».

3. Состояние  общей моторики (координированность движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок)

2. Обследование звукопроизношения

(с использованием речевого и иллюстративного материала (Иншакова О.Б. Альбом для логопеда))

Обследование произношения звука находящегося в разных позициях

              Речевой материал:

Собака — маска — нос

Сено — косить — высь

Замок — коза

Зима — ваза

Цапля — овца — палец

Шуба — кошка — камыш

Жук — ножи

Щука — вещи — лещ

Чайка — очки —ночь

Рыба — корова — топор

Река — варенье — дверь

Лампа — молоко — пол

Лето — колесо — соль

               

Иллюстративный материал стр. 9 – 58:

- в начале слова

- в середине слова

- в конце слова

3. Обследование фонематического восприятия

(с использованием иллюстративного материала)

 Обследование фонематического восприятия стр. 61 - 70

- Показать картинки с заданным звуком.

  (Покажи все картинки, в которых есть звук […]).

- Подобрать пары картинок к словам паронимам.

  (Покажи где лук, а где люк).

   Затем ребёнку предлагается самостоятельно назвать картинки парами.

Речевой материал:

Ба-па-ба.                           Да-да-та.

За-са-за.                            Га-га-ка.

Дом – том.                        Зайка – сайка.

Балка – палка.                   Рак – лак.

Кон – конь.                       Лук – люк.

III. Обследование слоговой структуры слова

Изучение произношения слов с различной слоговой структурой (с возрастающей сложностью) иллюстративный материал стр. 97 – 124.

Речевой материал:

   сковорода

   соковыжималка

   аквалангист

    велосипедист

 - в предложениях:

   Регулировщик регулирует дорожное движение.

   Мотоциклист едет на мотоцикле.

   Водопроводчик чинит водопровод.

Литература: (на основе пособия Иншаковой О.Б. )

Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005. – 279с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Уровень речевого развития умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их интеллектуальное развитие. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная ф...

Технология обследования речи детей

Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития. Поэтому в последнее время в печати появилось большое кол...

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В данной статье рассматриваются цели, принципы и методы. используемые при обследовании речи детей....

Обследование речи детей, страдающих дизартрией.

Дизартрия – это нарушение  произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата....

Экспресс-обследование речи детей 6-7 лет. презентация.

Презентация предназначена для экспресс-обследования речи детей при поступлении в 1 класс и первоклассников.  Включает в себя обследование словаря,слоговой структуры слов,фонематического восприяти...

Обследование состояния лексического строя речи детей с ОНР III уровня

В документе представлена презентация, с помощью которой можно обследовать лексический строй речи ребенка как старшего дошкольного возраста, так и  младшего школьного возраста....

Обследование речи детей с РАС

Презентация для учителей-логопедов "Обследование речи детей с РАС"...