«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»
консультация по логопедии

Создание максимально возможных условий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья  всех субъектов образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Центр развития ребёнка д/с «Улыбка» МБОУ

Моглинская СОШ Псковского района»

«Здоровьесберегающие технологии

в работе учителя-логопеда»

                     Учитель-логопед

                            Ольгина Е.В.

д. Неёлово, 2022 год

«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Цель: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

• Принцип «не навреди!»

• Принцип сознательности

• Принцип непрерывности процесса

• Принцип систематичности и последовательности

• Принцип доступности и индивидуальности

• Принцип системного чередования нагрузок и отдыха

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей. Кроме того, используя эти методы и приемы, занятия становятся более интереснее и разнообразнее.

Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На логопедических занятиях  используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- гимнастика для глаз:

- пальчиковая гимнастика;

- массаж и самомассаж;

- физкультминутки;

- логоритмика;

- мышечная релаксация.

Дыхательная гимнастика.

Помогает выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, корректирует нарушения речевого дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания. В результате чего возрастает объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

Также на занятиях уделяется внимание правильному дыханию, длительному плавному выдоху. Ведь плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция являются условием четкой, правильной речи. У детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями речевое дыхание, как правило, нарушено.

Для развития дыхания  используются игры и упражнения:

- «Забей мяч в ворота»;

- «Сдуй пушинку, снежинку, бабочку, листочек, мячик»;

- «Подуй на вертушку»;

- «Прокати карандаш»;

- Упражнение «Шторм в стакане».

Эти игры способствуют развитию у ребенка глубокого дыхания, плавного длинного выдоха. При выполнении упражнений на дыхание учитываю возможности каждого ребенка.

Дыхательные упражнения вскоре соединяются с голосовыми, которые направлены на развитие мягкости и гибкости голоса (силы и достаточной высоты). Для преодоления твердой атаки голоса (формирование мягкости) используется пропевание гласных на одном тоне (упражнение «Щенок скулит», с повышением и понижением голоса, с усилением и ослаблением силы (громкости) голоса.

Гимнастика для глаз.

Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает мышечное напряжение, вызывает эмоциональный подъем, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Такая гимнастика обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, снимает переутомление зрительного аппарата. Проводится в течение 1-2 минут в середине занятия. Это могут быть упражнения проследить за предметом (яркой игрушкой, проследить глазами по нарисованной схеме, выполнить движения глазами – упражнение «Послушные глазки»).

Артикуляционная гимнастика.

Важной и неотъемлемой частью  логопедической работы  является артикуляционная гимнастика. Регулярное ее выполнение помогает:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

-помогает выработке полноценных движений и определённых положений органов арт. аппарата;

-учит объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;

-является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения;

- уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.

Продолжительность гимнастики зависит от возможности ребенка и длится, как правило, не более 5 минут. Чтобы детям было интересно, мы сочиняем сказки, рассказы о язычке. Также делаем артикуляционную зарядку, сопровождая ее сказкой «Веселая прогулка» или детскими стишками.

Также широко используется биоэнергопластика. Это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Способствуют умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому, игры и упражнения на развитие мелкой моторики должны занимать значительное место на занятиях дошкольника и в повседневной жизни. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти руки является важнейшим стимулирующим фактором для речевого развития ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму. Используются различные упражнения:

- пальчиковая гимнастика  со стишками;

-  упражнения с карандашом;

- игры с мозаикой;

- шнуровку;

- графические диктанты и упражнения;

- обводка шаблонов и штриховка    изображений и т.д.

Кинезеологические упражнения.

Кинезеологические упражнения, направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений:  «Колечко», «Лягушка»,  «Кулак-ребро-ладонь»,  «Ухо-нос-хлопок», а также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

«Ухо-нос-хлопок»- левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

«Лягушки»- положить руки на стол, одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Отрывая руки от стола. Усложнение состоит в ускорении.

Две веселые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Массаж и самомассаж рук.

На занятиях можно использовать некоторые виды массажа и самомассажа. Самомассаж  рук способствует нормализации мышечного тонуса, стимулированию тактильных ощущений, улучшает функцию рецепторов проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить напряжение. Он является одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму.   

Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

  •    Массаж и самомассаж лица;
  •    Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна», грецких орехов, каштанов и т.д.;
  •    Плантарный массаж (массаж стоп);
  •    Аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
  •    Массаж язычной мускулатуры.

При самомассаже рук часто используют  элементы Су- Джок терапии.

Су - Джок терапия

Стимулирует высокоактивные точки соответствующие всем органам и системам, расположенных на кистях рук, параллельно развивает мелкую моторику. Это Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, колючие валики и кольца. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Эту работу проводят перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

Упражнения на релаксацию

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

-используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц,

- помогает снять напряжение, сконцентрировать внимание либо, снять напряжение, расслабить мышцы.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе я используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используют спокойную музыку, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Логоритмика

Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.

-укрепляет костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, координацию движений, ловкость, выносливость, силу, фонематическое восприятие, чувство ритма;

- формирует двигательные умения и навыки, развивает переключаемость, координацию движений;

-развивает слуховое и зрительное внимание, память, воспитывает просодические компоненты речи.

Логопедическая ритмика основана на сочетании слова, музыки и движения. В результате преодолевается речевое нарушение путём коррекции неречевых и речевых психических функций.  Логоритмика  является дополнением к коррекционным занятиям, она создаёт благоприятные условия для тренировки процессов торможения и возбуждения у детей, у которых нарушено равновесие деятельности нервной системы. Занятия менее насыщены речевым материалом и направлены на закрепление и обобщение полученных ранее знаний.

В  работе используются физические упражнения, композиции и танцы, в которых  работа  мышц пальцев рук производится под музыкальное сопровождение, помогающее выполнять движения в определённом ритме, темпе и с заданным напряжением. Это не только стимулирует работу пальцев, но и создаёт положительный психологический и эмоциональный настрой детей.

Физкультминутки

Также на занятиях используют физкультминутки игрового характера. Они вызывают положительные эмоции у детей и способствуют снятию усталости.

• направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции,

• развивают общую моторику.

Таким образом, комплексное использование здоровьесберегающих технологий  позволяет:

- снизить утомляемость;

- улучшить эмоциональный настрой;

- повысить работоспособность детей дошкольного возраста;

- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

А это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Правильно говорящий ребёнок – это здоровый ребёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном обучении и воспитании....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Вопрос о внедрении в практическую деятельность учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одн...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии, которые учитель-логопед может использовать в своей работе....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

В статье раскрыта роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы. Представлены методы и приемы, способствующие снятию напряжения и утомления, повышению активности ЦНС. Материал с...