«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»
консультация по логопедии
Создание максимально возможных условий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал «Центр развития ребёнка д/с «Улыбка» МБОУ
Моглинская СОШ Псковского района»
«Здоровьесберегающие технологии
в работе учителя-логопеда»
Учитель-логопед
Ольгина Е.В.
д. Неёлово, 2022 год
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Цель: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
• Принцип «не навреди!»
• Принцип сознательности
• Принцип непрерывности процесса
• Принцип систематичности и последовательности
• Принцип доступности и индивидуальности
• Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей. Кроме того, используя эти методы и приемы, занятия становятся более интереснее и разнообразнее.
Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
На логопедических занятиях используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- гимнастика для глаз:
- пальчиковая гимнастика;
- массаж и самомассаж;
- физкультминутки;
- логоритмика;
- мышечная релаксация.
Дыхательная гимнастика.
Помогает выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, корректирует нарушения речевого дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания. В результате чего возрастает объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
Также на занятиях уделяется внимание правильному дыханию, длительному плавному выдоху. Ведь плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция являются условием четкой, правильной речи. У детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями речевое дыхание, как правило, нарушено.
Для развития дыхания используются игры и упражнения:
- «Забей мяч в ворота»;
- «Сдуй пушинку, снежинку, бабочку, листочек, мячик»;
- «Подуй на вертушку»;
- «Прокати карандаш»;
- Упражнение «Шторм в стакане».
Эти игры способствуют развитию у ребенка глубокого дыхания, плавного длинного выдоха. При выполнении упражнений на дыхание учитываю возможности каждого ребенка.
Дыхательные упражнения вскоре соединяются с голосовыми, которые направлены на развитие мягкости и гибкости голоса (силы и достаточной высоты). Для преодоления твердой атаки голоса (формирование мягкости) используется пропевание гласных на одном тоне (упражнение «Щенок скулит», с повышением и понижением голоса, с усилением и ослаблением силы (громкости) голоса.
Гимнастика для глаз.
Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает мышечное напряжение, вызывает эмоциональный подъем, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Такая гимнастика обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, снимает переутомление зрительного аппарата. Проводится в течение 1-2 минут в середине занятия. Это могут быть упражнения проследить за предметом (яркой игрушкой, проследить глазами по нарисованной схеме, выполнить движения глазами – упражнение «Послушные глазки»).
Артикуляционная гимнастика.
Важной и неотъемлемой частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное ее выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
-помогает выработке полноценных движений и определённых положений органов арт. аппарата;
-учит объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;
-является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения;
- уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
Продолжительность гимнастики зависит от возможности ребенка и длится, как правило, не более 5 минут. Чтобы детям было интересно, мы сочиняем сказки, рассказы о язычке. Также делаем артикуляционную зарядку, сопровождая ее сказкой «Веселая прогулка» или детскими стишками.
Также широко используется биоэнергопластика. Это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Способствуют умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому, игры и упражнения на развитие мелкой моторики должны занимать значительное место на занятиях дошкольника и в повседневной жизни. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти руки является важнейшим стимулирующим фактором для речевого развития ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму. Используются различные упражнения:
- пальчиковая гимнастика со стишками;
- упражнения с карандашом;
- игры с мозаикой;
- шнуровку;
- графические диктанты и упражнения;
- обводка шаблонов и штриховка изображений и т.д.
Кинезеологические упражнения.
Кинезеологические упражнения, направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Лягушка», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос-хлопок», а также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
«Ухо-нос-хлопок»- левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
«Лягушки»- положить руки на стол, одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Отрывая руки от стола. Усложнение состоит в ускорении.
Две веселые лягушки
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Массаж и самомассаж рук.
На занятиях можно использовать некоторые виды массажа и самомассажа. Самомассаж рук способствует нормализации мышечного тонуса, стимулированию тактильных ощущений, улучшает функцию рецепторов проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить напряжение. Он является одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму.
Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:
- Массаж и самомассаж лица;
- Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна», грецких орехов, каштанов и т.д.;
- Плантарный массаж (массаж стоп);
- Аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
- Массаж язычной мускулатуры.
При самомассаже рук часто используют элементы Су- Джок терапии.
Су - Джок терапия
Стимулирует высокоактивные точки соответствующие всем органам и системам, расположенных на кистях рук, параллельно развивает мелкую моторику. Это Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, колючие валики и кольца. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Эту работу проводят перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.
Упражнения на релаксацию
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
-используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц,
- помогает снять напряжение, сконцентрировать внимание либо, снять напряжение, расслабить мышцы.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе я используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используют спокойную музыку, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Логоритмика
Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.
-укрепляет костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, координацию движений, ловкость, выносливость, силу, фонематическое восприятие, чувство ритма;
- формирует двигательные умения и навыки, развивает переключаемость, координацию движений;
-развивает слуховое и зрительное внимание, память, воспитывает просодические компоненты речи.
Логопедическая ритмика основана на сочетании слова, музыки и движения. В результате преодолевается речевое нарушение путём коррекции неречевых и речевых психических функций. Логоритмика является дополнением к коррекционным занятиям, она создаёт благоприятные условия для тренировки процессов торможения и возбуждения у детей, у которых нарушено равновесие деятельности нервной системы. Занятия менее насыщены речевым материалом и направлены на закрепление и обобщение полученных ранее знаний.
В работе используются физические упражнения, композиции и танцы, в которых работа мышц пальцев рук производится под музыкальное сопровождение, помогающее выполнять движения в определённом ритме, темпе и с заданным напряжением. Это не только стимулирует работу пальцев, но и создаёт положительный психологический и эмоциональный настрой детей.
Физкультминутки
Также на занятиях используют физкультминутки игрового характера. Они вызывают положительные эмоции у детей и способствуют снятию усталости.
• направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции,
• развивают общую моторику.
Таким образом, комплексное использование здоровьесберегающих технологий позволяет:
- снизить утомляемость;
- улучшить эмоциональный настрой;
- повысить работоспособность детей дошкольного возраста;
- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- снимается эмоциональное напряжение и тревожность.
А это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Правильно говорящий ребёнок – это здоровый ребёнок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном обучении и воспитании....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Вопрос о внедрении в практическую деятельность учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одн...
«Современные технологии работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с нарушениями речи»
17.02.2017...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии, которые учитель-логопед может использовать в своей работе....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
В статье раскрыта роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы. Представлены методы и приемы, способствующие снятию напряжения и утомления, повышению активности ЦНС. Материал с...