Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
статья по логопедии на тему
В статье раскрыта роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы. Представлены методы и приемы, способствующие снятию напряжения и утомления, повышению активности ЦНС. Материал статьи рекомендован всем, кого интересует проблема психического и физического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»
В последние десятилетия возросло внимание специалистов разного профиля к здоровью подрастающих поколений. Это обусловлено многими факторами, среди которых следует выделить следующие:
- Увеличение частоты сильного и выраженного утомления у современных школьников в конце учебного дня;
- Увеличение распространённости функциональных расстройств и частоты хронических заболеваний;
- Увеличение числа детей с дизонтогенетическими проблемами в развитии;
- Изменение ситуации развития подрастающих поколений на фоне интенсификации учебного процесса.
В работах неврологов и нейропсихологов, изучающих особенности нервной системы современных детей, активно обсуждается так называемый «популяционный синдром». Он имеет следующие характеристики: снижение когнитивного развития детей и их активности, уровня произвольности, любознательности и воображения, уровня социальной и коммуникативной компетентности, высокий уровень тревожности и агрессивности.
Таким образом, можно обнаружить противоречия между психофизиологическими особенностями ребёнка и социальными ожиданиями от него. В условиях школьного обучения наблюдается высокий уровень заболеваемости. Он обусловлен истощением адаптационных возможностей детей в ответ на поддержание высокого уровня познавательной активности.
В педагогический лексикон прочно вошло понятие «здоровьесберегающие технологии». Они призваны дополнить технологии обучения, воспитания и развития специфическими методами и приёмами в целях сохранения здоровья школьников. Здоровьесберегающие технологии должны способствовать не только профилактике переутомления, но и развитию, коррекции психического и физического здоровья.
Активно внедряю методы и приёмы, ориентированные на повышение активности головного мозга, межполушарное взаимодействие, снятие напряжения и утомления.
Влияние и роль массажей. Проведение систематического массажа способствует усилению связей коры головного мозга с мышцами и сосудами, в результате чего повышается регулирующая роль ЦНС в отношении всех систем и органов. Особенно эффективны массажи пальцев рук, ладоней, ушей.
Массаж ушных раковин: детям предлагается массировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. Растереть уши руками.
Самомассаж рук: фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. То же проделать для другой руки.
Самомассаж головы: пальцы рук слегка согнуть, поверхность ногтей и первые фаланги пальцев плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж головы проводится обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.
Упражнения для развития зрительно-моторной координации:
- Детям предлагается проследить глазами по контуру воображаемой фигуры (квадрат, круг, треугольник). Глазами нарисовать по шесть воображаемых кругов (треугольников, квадратов) по часовой стрелке и против неё.
- Детям предлагается глазами написать цифры от 0 до 9; своё имя и фамилию.
- Крепко зажмурить глаза, считая до 3; открыть и посмотреть вдаль, считая до 5. Повторить 5 раз.
Упражнения на релаксацию могут проводиться как в начале занятия с целью настроя, так и в конце:
- «Сбрось усталость» - детям предлагается встать, расставить широко ноги, согнуть их немного в коленях, согнуть тело и свободно опустить руки, расправить пальцы, склонить голову к груди. Слегка покачаться из стороны в сторону, вперёд, назад. Потом резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом.
- «Солнышко и тучка» - детям предлагается представить, что солнышко зашло за тучку, стало прохладно – сжаться в комок, задержать дыхание. Стало жарко – расслабиться на выдохе.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия и мелкой моторики пальцев рук:
- «Колечко» - детям предлагается поочерёдно и как можно быстрее соединять в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке. Сначала движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.
- «Кулак-ребро-ладонь» - детям показываются три положения руки на плоскости стола: ладонь; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром. Затем дети выполняют движения по памяти (10 повторений). Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.
Упражнение на активизацию внимания: детям предлагается нажать большим пальцем правой руки на середину ладони левой руки, где находится точка внимания (10 секунд). То же сделать для правой руки.
Дыхательное упражнение: Детям предлагается сделать вдох, «надувая в животе шарик», расслабить мышцы живота. Задержать дыхание (2 сек.). Выдохнуть, втянуть живот как можно сильнее. Пауза 2 сек. сделать вдох. Длительность всего цикла упражнения составляет 30 секунд.
Литература:
1. Коновалов В. Ранняя стимуляция развития – междисциплинарный анализ современной образовательной ситуации // Народное образование. 2008. № 6. С. 216-221.
2.Резер Т. Профильное обучение и здоровье школьников // Народное образование. 2006. № 8. С. 148-152.
3.Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009. 256 с.
3. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 47-56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном обучении и воспитании....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Вопрос о внедрении в практическую деятельность учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одн...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии, которые учитель-логопед может использовать в своей работе....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Материал поможет учителям - логопедам правильно организовать свою работу. В статье рассматривается вопрос о внедрении в коррекционно-логопедический процесс здоровьесберегающих технологий....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы
Уважаемые коллеги! Данная статья содержит описание здоровьесберегающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы....