Курс логопедических занятий для первоклассников общеобразовательных классов.
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Курс логопедических занятий расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися на уроках русского языка, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на профилактику формирования проблем в развитии письменной речи.
Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми,с учащимися 1 класса, имеющими нарушения фонематического восприятия; испытывающими трудности формирования навыков чтения и письма, связанные с низким уровнем развития фонематического анализа и воспроизведения, бедностью словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти.
Программа направлена на развитие, активизирование, совершенствование лексико – грамматических средств языка через умение слышать звук, различать его в слове через игры со словами, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.
Цель заключается в реализации взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_rechi_1_klass.docx | 41.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Азбука речи»
Направление-общеинтеллектуальное
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 1 год (1 класс)
2023
Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
с изменениями и дополнениями от:26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- основной образовательной программы НОО
Обучение грамоте на русском языке традиционно осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом К.Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б. Эльконин, продолжая традиции К.Д.Ушинского, усовершенствовал методику обучения грамоте, основной акцент в которой сделал на введении ребенка в звуковую деятельность языка. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребенком письменной речью является сформированность у него всех речевых процессов. Несформированность языковых процессов приводит к трудностям реализации принципа правописания, что проявляется в разнообразных специфических ошибках письма (заменах букв и искажениях звукослоговой структуры слова).
Курс логопедических занятий расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися на уроках русского языка, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на профилактику формирования проблем в развитии письменной речи.
Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми,с учащимися 1 класса, имеющими нарушения фонематического восприятия; испытывающими трудности формирования навыков чтения и письма, связанные с низким уровнем развития фонематического анализа и воспроизведения, бедностью словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти.
Программа направлена на развитие, активизирование, совершенствование лексико – грамматических средств языка через умение слышать звук, различать его в слове через игры со словами, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.
Цель заключается в реализации взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной внеурочной деятельности.
Задачи
-формировать положительную мотивацию к изучению русского языка;
-способствовать формированию прочных знаний, умений, навыков по фонетике русского языка, обогащению словарного запаса учащихся;
-формировать навыки самостоятельной работы над познанием родного языка;
-развивать творческие способности учащихся;
-воспитание культуры обращения с книгой, словарём;
-совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
-развивать смекалку и сообразительность;
Курс внеурочной деятельности предназначен для обучающихся1-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год .
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Кружок «Азбука речи» реализуется учителем – логопедом с учетом рабочей программы воспитания школы 1 на 2021-2025 годы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
По основным направлениям воспитания:
гражданское: неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
патриотическое: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
духовно-нравственное: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетическое: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
трудовое: осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
экологическое: повышение уровня экологической культуры; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
ценность научного познания: овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения, чтения и письма); формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений;
участие в диалоге;
2.Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования, важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека: осознаниебогатства, выразительности русского языка, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, в современном мире.
3.Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
вычленение звуков речи и характеристика их фонетических признаков; распознавание звуков речи по заданным характеристикам; определение звукового состава слова;
подбор слова на заданный звук;
сравнение слова со сходными звуками;
построение звуковые схемы слогов и слов;
умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, слово, предложение;
написание заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных;
постановка знака препинания в конце предложения.
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
владение терминами, используемыми для обозначения основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция, все буквы и звуки родного языка; гласные и согласные звуки.
Формирование умений проведения фонетического анализа слова
овладение звукобуквенным анализом слов; умение проверять написанное;
различение гласных и согласных звуки;
обозначение гласных; твёрдых, мягких, глухих и звонких согласных на письме;
Обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения:
осознанное расширение своей речевой практики;
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Содержание/Тема занятия | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Раздел 1. Мир Звуков(5 часов) Путешествие в мир звуков. В гостях у Безмолвия. Кто как голос подаёт. В гости к старичку Звуковичку. Дружба звуков. Слушаем звуки. Кот – охотник. | Практикум Творческая работа | Познавательная, игровая |
2 | Раздел 2. Мир Письменности(12 часов) Путешествие на машине времени. Тайна звуков и букв. В гости к буквам. Переполох в Буквограде. Встреча с Буквоедом Задачки Буквоеда Буквы на балу. В гостях у волшебника Ударения. Игра букв. Как мягкий знак изменил слово. Как гласные буквы превращают твёрдые согласные в мягкие. | Практикум | Познавательная, игровая. |
3 | Раздел 3. Путешествие с Буквами(16 часов). Буква Б и её дальняя родственница. Путешествие с буквами «Д» и «Т».Ворчливая З и тихая С. Путешествие с буквами «Г» и «К».Путешествие с буквами «В» и «Ф».Игра – соревнование «Жуки и гуси» («Ж» и «Ш»). Путешествие с буквами «С» и «Ш».Игра – соревнование «Жуки и комары» («Ж» и «З»). (С – Ц)Путешествие с буквами «Ч» и «Ц».Путешествие с буквами «Ч» и «Т ' ».Путешествие с буквами «Ч» и «Щ».Путешествие с буквами (Сь – Щ). Путешествие с буквами (Ль – Й). В гостях у Ромы и Лены.Итоговое занятие. Конкурс. | Практикум | Познавательная, игровая, творческая |
Тематическое планирование
(1 классы)
№ | Тема занятия | Часы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Путешествие в мир звуков. | 1 | ||
2 | В гостях у Безмолвия | 1 | ||
3 | Кто как голос подаёт (1- ое занятие) | 1 | ||
4 | Кто как голос подаёт (2- ое занятие) | |||
5 | В гости к старичку Звуковичку. Дружба звуков. Слушаем звуки. Кот – охотник. | 1 | ||
6 | Путешествие на машине времени. (1ое занятие) | 1 | ||
7 | Путешествие на машине времени. (2ое занятие) | 1 | ||
8 | Тайна звуков и букв. | 1 | ||
9 | В гости к буквам. | 1 | ||
10 | Переполох в Буквограде. (1ое занятие) | 1 | ||
11 | Переполох в Буквограде. (2ое занятие) | 1 | ||
12 | Встреча с Буквоедом | 1 | ||
13 | Задачки Буквоеда | 1 | ||
14 | Буквы на балу. | 1 | ||
15 | В гостях у волшебника Ударения | 1 | ||
16 | Игра букв. Как мягкий знак изменил слово. | 1 | ||
17 | Как гласные буквы превращают твёрдые согласные в мягкие. | 1 | ||
18 | Буква Б и её дальняя родственница | 1 | ||
19 | Путешествие с буквами «Д» и «Т». | 1 | ||
20 | Ворчливая З и тихая С | 1 | ||
21 | Путешествие с буквами «Г» и «К». | 1 | ||
22 | Путешествие с буквами «В» и «Ф». | 1 | ||
23 | Игра – соревнование «Жуки и гуси» («Ж» и «Ш») | 1 | ||
24 | Путешествие с буквами «С» и «Ш» | 1 | ||
25 | Игра – соревнование «Жуки и комары» («Ж» и «З») | 1 | ||
26 | (С – Ц) | 1 | ||
27 | Путешествие с буквами «Ч» и «Ц». | 1 | ||
28 | Путешествие с буквами «Ч» и «Т ' ». | 1 | ||
29 | Путешествие с буквами «Ч» и «Щ». | 1 | ||
30 | Путешествие с буквами (Сь – Щ) | 1 | ||
31 | Путешествие с буквами (Ль – Й) | 1 | ||
32 | В гостях у Ромы и Лены | 1 | ||
33 | Итоговое занятие. Конкурс | 1 | ||
Итого | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий логопедического внеклассного мероприятие (для учащихся 1-4 классов, посещающие логопедический пункт при общеобразовательной школы №28 города Набережные Челны)
Сценарий посвящённый для того чтобы дети учились правильно говорить...
Авторская программа логопедических занятий 1-2 классов общеобразовательного учреждения
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами общеобразовательного учреждения. Цель программы: устранение недостатков устной речи и предупре...
Календарно-тематический план учителя-логопеда по курсу "Логопедические занятия" для 1 класса
Календарно-тематический план учителя-логопеда по курсу "Логопедические занятия" разработан для коррекционных школ для работы с детьми ЗПР (1 класс)....
Рабочая программа учителя -логопеда по курсу "Логопедические занятия" для 1 класса
Рабочая программа учителя логопеда по курсу "логопедические занятия" для детей ЗПР 1 класс....
статья "РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
При работе по уточнению и развитию временных представлений у школьников должны быть сформированы понятия об основных единицах времени, о периодах человеческог...
РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В данной статье представлены рекомендации, необходимые для работы на логоредических занятиях в начальных классах....