Курс логопедических занятий для первоклассников общеобразовательных классов.
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Курс  логопедических занятий расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися на уроках русского языка, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на профилактику формирования проблем в развитии письменной речи.

Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми,с учащимися 1 класса, имеющими нарушения фонематического восприятия; испытывающими трудности формирования навыков чтения и письма, связанные с низким уровнем развития фонематического анализа и воспроизведения, бедностью словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти.

 

Программа направлена на развитие, активизирование, совершенствование лексико – грамматических средств языка через умение слышать звук, различать его в слове через игры со словами, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками. 

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.

Цель заключается в реализации взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_rechi_1_klass.docx41.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности
«Азбука речи»
Направление-общеинтеллектуальное
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 1 год (1 класс)

 

2023

Пояснительная записка

Рабочая программа данного  курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
    (утв. 
    приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)

с изменениями и дополнениями от:26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.

  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21;
  • основной образовательной программы НОО    
            

Обучение грамоте на русском языке традиционно осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом К.Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б. Эльконин, продолжая традиции К.Д.Ушинского, усовершенствовал методику обучения грамоте, основной акцент в которой сделал на введении ребенка в звуковую деятельность языка. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребенком письменной речью является сформированность у него всех речевых процессов. Несформированность языковых процессов приводит к трудностям реализации принципа правописания, что проявляется в разнообразных специфических ошибках письма (заменах букв и искажениях звукослоговой структуры слова).

Курс  логопедических занятий расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися на уроках русского языка, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на профилактику формирования проблем в развитии письменной речи.

Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми,с учащимися 1 класса, имеющими нарушения фонематического восприятия; испытывающими трудности формирования навыков чтения и письма, связанные с низким уровнем развития фонематического анализа и воспроизведения, бедностью словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти.

Программа направлена на развитие, активизирование, совершенствование лексико – грамматических средств языка через умение слышать звук, различать его в слове через игры со словами, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками.  

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.

Цель заключается в реализации взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной внеурочной деятельности.

Задачи

-формировать положительную мотивацию к изучению русского языка;

-способствовать формированию прочных знаний, умений, навыков по фонетике русского языка, обогащению словарного запаса учащихся;

-формировать навыки самостоятельной работы над познанием родного языка;

-развивать творческие способности учащихся;

-воспитание культуры обращения с книгой, словарём;

-совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

-развивать смекалку и сообразительность;

Курс внеурочной деятельности предназначен для обучающихся1-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год .

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Кружок «Азбука речи» реализуется учителем – логопедом   с учетом рабочей программы воспитания школы 1 на 2021-2025 годы.

Планируемые результаты освоения  курса внеурочной деятельности

Личностные

Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.

По основным направлениям воспитания:

гражданское: неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

патриотическое: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

духовно-нравственное: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетическое: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

трудовое: осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

экологическое: повышение уровня экологической культуры; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

ценность научного познания: овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Предметные

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения, чтения и письма); формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений;

участие в диалоге;

2.Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования, важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека: осознаниебогатства, выразительности русского языка, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, в современном мире.

3.Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

вычленение звуков речи и характеристика их фонетических признаков; распознавание звуков речи по заданным характеристикам; определение звукового состава слова;

подбор слова на заданный звук;

 сравнение слова со сходными звуками;

 построение звуковые схемы слогов и слов;

умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, слово, предложение;

написание заглавной буквы  в начале предложения, в именах собственных;

постановка  знака  препинания в конце предложения.

способность контролировать свои действия, проверять написанное.

владение терминами, используемыми  для обозначения основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция, все буквы и звуки родного языка; гласные и согласные звуки.

Формирование умений проведения фонетического анализа слова

овладение звукобуквенным анализом слов; умение проверять написанное;

различение гласных  и согласных  звуки;

обозначение гласных; твёрдых, мягких, глухих и звонких согласных на письме;

Обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения:

осознанное расширение своей речевой практики;

Содержание   курса внеурочной деятельности

Содержание/Тема занятия

Формы организации

Виды деятельности

1

Раздел 1. Мир Звуков(5 часов)

Путешествие в мир звуков. В гостях у Безмолвия. Кто как голос подаёт. В гости к старичку Звуковичку. Дружба звуков. Слушаем звуки. Кот – охотник.

Практикум
игра

Творческая работа

Познавательная, игровая

2

Раздел 2. Мир Письменности(12 часов)

Путешествие на машине времени. Тайна звуков и букв. В гости к буквам. Переполох в Буквограде. Встреча с Буквоедом Задачки Буквоеда Буквы на балу. В гостях у волшебника Ударения. Игра букв. Как мягкий знак изменил слово. Как гласные буквы превращают твёрдые согласные в мягкие.

Практикум
Игра

Познавательная, игровая.

3

Раздел 3. Путешествие с Буквами(16 часов).

Буква Б и её дальняя родственница. Путешествие с буквами «Д» и «Т».Ворчливая З и тихая С. Путешествие с буквами «Г» и «К».Путешествие с буквами «В» и «Ф».Игра – соревнование «Жуки и гуси» («Ж» и «Ш»). Путешествие с буквами «С» и «Ш».Игра – соревнование «Жуки и комары» («Ж» и «З»).  (С – Ц)Путешествие с буквами «Ч» и «Ц».Путешествие с буквами «Ч» и «Т ' ».Путешествие с буквами «Ч» и «Щ».Путешествие с буквами (Сь – Щ).  Путешествие с буквами (Ль – Й).  В гостях у Ромы и Лены.Итоговое занятие. Конкурс.

Практикум
Игра

Познавательная, игровая, творческая

Тематическое планирование

(1 классы)

Тема занятия

Часы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1

Путешествие в мир звуков.

1

2

В гостях у Безмолвия

1

3

Кто как голос подаёт (1- ое занятие)

1

4

Кто как голос подаёт (2- ое занятие)

5

В гости к старичку Звуковичку. Дружба звуков. Слушаем звуки. Кот – охотник.

1

6

Путешествие на машине времени. (1ое занятие)

1

7

Путешествие на машине времени. (2ое занятие)

1

8

Тайна звуков и букв.

1

9

В гости к буквам.

1

10

Переполох в Буквограде. (1ое занятие)

1

11

Переполох в Буквограде. (2ое занятие)

1

12

Встреча с Буквоедом

1

13

Задачки Буквоеда

1

14

Буквы на балу.

1

15

В гостях у волшебника Ударения

1

16

Игра букв. Как мягкий знак изменил слово.

1

17

Как гласные буквы превращают твёрдые согласные в мягкие.

1

18

Буква Б и её дальняя родственница

1

19

Путешествие с буквами «Д» и «Т».

1

20

Ворчливая З и тихая С

1

21

Путешествие с буквами «Г» и «К».

1

22

Путешествие с буквами «В» и «Ф».

1

23

Игра – соревнование «Жуки и гуси» («Ж» и «Ш»)

1

24

Путешествие с буквами «С» и «Ш»

1

25

Игра – соревнование «Жуки и комары» («Ж» и «З»)

1

26

(С – Ц)

1

27

Путешествие с буквами «Ч» и «Ц».

1

28

Путешествие с буквами «Ч» и «Т ' ».

1

29

Путешествие с буквами «Ч» и «Щ».

1

30

Путешествие с буквами (Сь – Щ)

1

31

Путешествие с буквами (Ль – Й)

1

32

В гостях у Ромы и Лены

1

33

Итоговое занятие. Конкурс

1

Итого

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа логопедических занятий 1-2 классов общеобразовательного учреждения

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами общеобразовательного учреждения. Цель программы: устранение недостатков устной речи и предупре...

Календарно-тематический план учителя-логопеда по курсу "Логопедические занятия" для 1 класса

Календарно-тематический план учителя-логопеда по курсу "Логопедические занятия" разработан для коррекционных школ для работы с детьми ЗПР (1 класс)....

Рабочая программа учителя -логопеда по курсу "Логопедические занятия" для 1 класса

Рабочая программа учителя логопеда по курсу "логопедические занятия" для детей ЗПР 1 класс....

статья "РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

При работе по уточнению и развитию временных представлений у школьников  должны быть  сформированы  понятия об основных  единицах  времени, о  периодах  человеческог...

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В данной статье представлены рекомендации, необходимые для работы на логоредических занятиях в начальных классах....