Современные методы диагностики и обследования дислексии
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Азарова Ольга Николаевна

Дислексия – частичное расстройство чтения, проявляется в многочисленных проявляющихся ошибках стойкого характера, обусловленные несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disleksiya.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методы диагностики и обследования дислексии

Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (Тамара Григорьевна Рамзаева (1928–2014) — доктор педагогических наук, профессор, основатель кафедры начального языкового образования.и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе, обучения.

В современной литературе для обозначения нарушений чтения используются термины: «алексия» — для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия», «дислексия развития», «эволюционная дислексия» — для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением в отличие от тех случаев, когда акт чтения распадается, например, при афазиях.

Дислексия – частичное расстройство чтения, проявляется в многочисленных проявляющихся ошибках стойкого характера, обусловленные несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения.(Р.И. Лалаева)

Дислексия – это состояние, ведущим проявлением которого является стойкая избирательная неспособность овладеть навыками чтения, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития; отсутствуют нарушения со стороны слухового и зрительного анализаторов, и оптимальные условия обучения. (А.Н. Корнев)

В то же время методисты, педагоги и руководители образования с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку, растет уже третье поколение неграмотных детей. Это обусловлено рядом факторов. Прежде всего — публичным искажением русского языка в средствах массовой информации, особенно на телевидении, в пространстве Интернета. Кроме того, изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития первичного или вторичного генеза, что, в свою очередь, обусловливает трудности в освоении программы школы I и II ступени.

В этой связи меняются роль и место логопеда в общеобразовательных учреждениях. Логопед все чаще выступает в роли эксперта причин неуспеваемости, прежде всего по родному языку, а также по другим предметам.

Во всех случаях коррекции дефектов речи логопед фактически работает с лингвистической структурой дефекта, которая должна быть отражена в логопедических заключениях.

Фонетический дефект — недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В логопедическом заключении следует отразить характер искажения звука (например: р — велярное, увулярное; с — межзубное, боковое; ш-ж — нижние, губные и т.д.). В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Это означает, что имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребенка: дефекты произношения, трудности различения (дифференциации) оппозиционных звуков, разная степень недостаточной сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

Общее недоразвитие речи (ОНР). Лингвистическая структура данного дефекта свидетельствует о том, что у ребенка недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения оппозиционных звуков, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной. Такой уровень лингвистического недоразвития может наблюдаться при разных формах речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия).

В этих случаях логопедическое заключение должно включать как структуру дефекта, так и форму речевой патологии:

при синдроме бульварной дизартрии (диагноз врача); у ребенка с дизартрией (заключение логопеда);

у ребенка с дизартрическим компонентом (заключение логопеда).

ФФН,

ОНР (III уровень)

ОНР

(11-111 уровень)


при синдроме моторной или сенсорной формы алалии (заключение врача);

у ребенка с моторной или сенсорной формой алалии (заключение логопеда).

у ребенка с расщелиной твердого, мягкого нёба

с сумбукозной щелью

(оперированного или неоперированного).

Дефекты произношения звуков ФФН, ОНР (III уровень)

        

Приведенные логопедические заключения характеризуют уровень сформированности устной речи.

Поскольку недостатки чтения и письма являются вторичными проявлениями определенного уровня недостаточной сформированности устной речи, логопедические заключения отражают причинно-следственную зависимость первичного и вторичного дефекта, а именно:

  • недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР;
  • недостатки чтения и письма, обусловленные ФФН;
  • недостатки чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием. В случаях дизартрии, ринолалии, алалии логопедические заключения о недостатках чтения и письма при ФФН и ОНР дополняются также данными о форме речевой патологии.

Симптоматика дислексии несколько по- разному проявляется в разном возрасте. Поэтому ниже раздельно описаны симптомы, характерные для начальной школы.

Симптомы, которые проявляются в начальной школе:

  • Замедленность мыслительных операций: замедленная речь/письмо.
  • Дефицит внимания
  • Трудности в следовании инструкциям в учебной деятельности.
  • Трудности припоминания слов, подбора слов в речевом общении.

В чтении:

  • Замедленный прогресс в усвоении чтения (отставание от программных требований примерно на 0,5 года и более в 1 классе, на 1 год - во 2 классе, на 1 - 1,5 года в 3 классе).
  • Стойкие трудности в овладении слогослиянием (долго сохраняющееся побуквенное чтение).
  • Использование двойного чтения: шепотом прочитывает первый раз и вслух - второй раз; иногда вместо 1-го шепотного прочтения возникают частые паузы (аналитически прочитывает про себя, а синтетически - вслух).
  • Повторяющиеся замены, пропуски, перестановки звуков при чтении.
  • Плохое понимание прочитанного.
  • Проявления эмоционального напряжения, страха, стеснения при чтении (особенно при чтении вслух).
  • Замены слов (ошибочное угадывание), добавление слов (которых нет в тексте).
  • Трудности узнавании частотных слов при чтении.
  • Трудности понимания узловых моментов содержания текстов, прочитанных ребенку вслух.

Методика раннего выявления дислексии

  (Корнев Александр Николаевич, психиатр, клинический психолог, логопатолог, кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета, зав. лабораторией нейрокогнитивных технологий )

При диагностическом обследовании младших школьников (6-8 лет) удобно пользоваться методикой раннего выявления дислексии (МРВД). Предрасположенность к дислексии, как правило, сочетается и с предрасположенностью к дисграфии, поэтому раннее их выявление позволит своевременно провести профилактику дислексии и дисграфии, тем более, что в ходе общего обследования устанавливаются индивидуальные особенности уровня актуального развития.

Данную методику целесообразно использовать в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет. Обследование с помощью МРВД не требует специального оборудования и занимает около 5-8 минут. Пользование методикой доступно широкому кругу специалистов (детские психиатры, невропатологи, педиатры, логопеды).

Использование: в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет

Оборудование: не требуется.

Время проведения: 5-8 мин.

               Описание методики и правила оценки выполнения задания

  1.     «Рядоговорение»

Инструкция:  перечисли по порядку времена года и (после ответа) дни недели.

Оценка: (в штрафных баллах):

Правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов

 Правильно ответил на один вопрос – 2 балла

Не ответил ни  на один вопрос – 3 балла.

  2.     «Ритмы»

Инструкция: послушай, как я постучу и после того, как я закончу, постучи так же (однократное предъявление ритмичных ударов по столу карандашом или палочкой с длинными и короткими интервалами)

 Простые ритмы - !! !     !  !!     !! ! !      !!! !  Если задание выполняется верно переходят к сложным ритмам, если допущено больше одной ошибки – прекращают

Сложные ритмы -  !!!   ! !       !  !!  !!       !  !!! Критерии выполнения – те же.

Оценка:

Правильно выполнены оба задания – 0 баллов

Выполнены только простые ритмы – ^ 2 балл

Не выполнено ни одного задания – 3 балла

  3.     Тест «Кулак-ребро-ладонь»

Инструкция:  посмотри, что я сейчас сделаю и повтори так же. Демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений: кулак-ребро-ладонь. Ребенок должен трижды воспроизвести эту последовательность

Если ребенок нарушил последовательность не более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. При ошибочном воспроизведение демонстрация образца повторяется но не более 5 демонстраций.

Оценка:

Правильное воспроизведение  с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов

Правильное воспроизведение после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с первой попытки – 2 балла

Правильное воспроизведение после 4-5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2 и более попытки – 3 балла

  4.     Субтест «Повторение цифр»

Инструкция: сейчас я назову какие-нибудь  несколько цифр, я ты, как только я закончу, повтори их в том же порядке. Экспериментатор ровным голосом не меняя интонации называет ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При правильном воспроизведении переходят к ряду из 4 и затем 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за 1 часть задания

Инструкция: я назову цифры, повтори их начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Пояснение на примере. Я говорю 1-2, ты – 2-1. Предлагается ряд из 2 цифр, затем из трех и т.д. Оценивается 2 часть задания. Итоговой является сумма предварительных оценок.

  Цифровые ряды:

Прямой счет:

№ 3             3-8-6              6-1-2

№ 4             3-4-1-7           6-1-5-8

 № 5             8-4-2-3-9        5-2-1-8-6

Обратный счет:

№ 2             2-5                   6-3

№ 3             5-7-4                2-5-9

№ 4             7-2-9-6             8-4-9-3

Оценка:

Итоговый результат больше 6 – 0 баллов

 Итоговый результат равен 6 – 2 балла

Итоговый результат меньше 6 – 3 балла

 5.     Ориентировка в «право-лево»

      Простая ориентировка – Инструкция: подними левую руку (обязательно начинают с левой), покажи правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено – переходят к следующему, если нет – прекращают

      Речевая проба Хеда – Инструкция: возьмись левой рукой, за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой за левое ухо, покажи правой рукой левый  глаз

Оценка

 Выполнены оба задания – 0 баллов

 Выполнена только простая ориентировка – 2 балла

Не выполнено ни одного задания – 3 балла

 6.     Составление рассказа по серии картинок.

Предъявляется рассказ в 2 картинках (например рассказ о курице и цыплятах)

Инструкция: расскажи, что здесь нарисовано (если ребенок не может начать или перечисляет предметы – наводящие вопросы. После составления задается вопрос: почему цыплята стали черными.

Оценка:

качество построения рассказа

Рассказ составлен самостоятельно без существенных погрешностей – 0 баллов

Рассказ составлен по наводящим вопросам без погрешностей или самостоятельно но с грубыми погрешностями (пропуски важных частей, нарушение последовательности событий) – 2 балла

Вместо рассказа перечисляются предметы – 3 балла

 Не перечисляет даже предметы на картинках – 4 балла

понимание причинно-следственных связей  

 Дано правильное объяснение – 0 баллов

Объяснение не полное – 1 балл

 Не объясняет – 3 балла.

Итоговая оценка – по сумме 1 и 2

  Составление окончательного заключения:

При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой патологии  суммируются задания: 1, 4 и на выбор по большему баллу – 2-3. Сумма баллов, превышающая 5,  свидетельствует о предрасположенности к дислексии

При обследовании детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой патологией суммируются оценки за 1, 4,5,6 задания. Сумма баллов, превышающая 5,  свидетельствует о предрасположенности к дислексии

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК. АВТОРЫ, НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ, ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

А.Н.Корнев, О.А.Ишимова. Методика диагностики дислексии у детей. Методическое пособие. Изд-во Политехнического университета. С-Пб., 2010.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ:

Методика диагностики чтения является стандартизированной, предназначена для обследования чтения учащихся 2-6 классов. Обследование проводится с использованием Стандартизированной Методики Исследования Навыка Чтения (СМИНЧ), Теста Оперативных Единиц Чтения (ТОПЕЧ).  

СМИНЧ: описание

Цель: Определение уровня сформированности навыка чтения.

Разрешающие возможности: оценка скорости и способа чтения (технический компонент),  оценка понимания чтения (смысловой компонент)

Надежность: Оценка проводится на основе показателей коэффициента техники чтения (КТЧ). Возрастные стандарты рассчитаны на детей г. Москвы (показатели приведены по результатам рестандартизации в московском регионе, 2010)

Описание: Состоит из текстов различного уровня сложности.

Параметры оценки: Скорость чтения. Способ чтения. Понимание прочитанного.

Обследование чтения вслух

1. Оценка скорости чтения (число верно прочитанных слов/букв за 1 минуту), используются текст 1, текст 2. Слова, прочитанные неправильно, вычитаются. Для детей с трудностями освоения навыка, нарушением чтения целесообразно проверять число верно прочитанных слов/букв и за 2 минуту. Дети с дислексией, как правило, за 2 минуту прочитывают меньшее количество слов/букв.

2. Оценка способа чтения (способы чтения 1-6: 1-преимущественно побуквенное, 2-переход к слоговому, 3-премущественно слоговое, 4-переход к чтению целыми словами, 5-чтение целыми словами, 6-чтение группами слов).

 Для уточнения актуального способа чтения дополнительно используется  ТОПЕЧ.

2. Оценка понимания (текст 1, текст 2). Понимание прочитанного проверяется путем ответа на стандартный набор вопросов (типы А-Г: А - ответы на 10 вопросов из 10, Б - ответы на 7-9 вопросов из 10, В – ответы на 4-6 вопросов из 10, Г – ответы на 3 и менее вопросов.

3. Определение коэффициента техники чтения (КТЧ) КТЧ 1 и КТЧ 2 по таблице вычисления КТЧ.

Обследование чтения про себя

1. Оценка скорости чтения (число верно прочитанных слов/букв за 1 минуту (используются текст 3, текст 4).

2. Оценка способа чтения (способы чтения 1-4: 1-шепотное чтение, 2-артикулированное (чтение с беззвучной артикуляцией), 3-молчаливое, 4-автоматизированное чтение про себя (наивысшая ступень, превышающая скорость громкого чтения в несколько раз). Дети с дислексией, как правило, читают шепотом или артикулируют, что может являться дополнительным диагностическим признаком дислексии.

ТОПЕЧ: описание

Цель: определение предельных оперативных единиц чтения, которые автоматизированы у ребенка.

Разрешающие возможности: оценка способа чтения, планирование коррекционной работы: выбор типа слогов, слияние которых необходимо формировать на начальном этапе работы; переход к автоматизации более сложных слогов.

Описание: Состоит из 6 списков (цифры, буквы, слоги СГ, ГС, слоги СГС, слоги ССГ, псевдослова, слова). Каждый список включает 100 единиц.

Список 100 цифр – время называния учитывается как эталонный показатель.

Список 100 букв – время называния сравнивается со списком цифр (норма – 50-80 сек., отклонение – 100 сек. и более (показатель недостаточной автоматизации - время чтения на 30% и более).

Список 100 слогов типа СГ, ГС (показатель недостаточной автоматизации - отклонение время чтения на 30% и более + значительное увеличение числа ошибок).

Список 100 слогов типа СГС (показатель недостаточной автоматизации – то же).

Список 100 слогов типа ССГ (показатель недостаточной автоматизации  - то же).

Список 100 псевдослов не имеет оценивающего значения, используется для сравнения со следующим списком 100 слов (различие между ними – показатель неавтоматизированности слогов типа ССГС).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Обследование с использованием ТОПЕЧ проводится при недостаточности сформированности навыка чтения или нарушении чтения у учащегося.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Индивидуальное обследование.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Общая продолжительность – 15-20 минут. Время заполнения протокола включено в общее время, т.к. протокол заполняется параллельно с проведением диагностики.

ОБОРУДОВАНИЕ:

 Диктофон (используется для записи и последующей оценки допущенных ошибок чтения, для сравнения по результатам коррекционной работы).

    Секундомер (используется для фиксации времени при прочтении текстов СМИНЧ, списков ТОПЕЧ).

    Протокол СМИНЧ, протокол ТОПЕЧ (создано в программе WORD, можно заполнять в письменном варианте или в электронном виде).

    Тексты для детей (тексты №№ 1, 2, 3, 4).

    Таблица вычисления коэффициента техники чтения.

ТРЕБОВАНИЯ:

    Обследование чтения проводится в тихом изолированном помещении. Необходимо создать непринужденную атмосферу, нейтрализовать у ребенка ожидание оценивания его школьной успешности.

    Владение компьютером, умение работать в программе WORD.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

    Начните с обследования чтения отличников (1-2 учащихся из 2, 3, 4 классов) с целью получения эталонного варианта в параллели.

    Пройдите обучение по процедуре проведения обследования. Формы обучения: посещение семинаров-практикумов, мастер-классов специалистов, владеющих методикой диагностики чтения, это – все участники проекта «Дети с дислексией: диагностика и коррекция» (информация размещается на сайте), индивидуальная консультация (старшие логопеды территорий).

        Существует ещё одна Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников (протоколы обследования), Ахутина Т. В., Иншакова О. Б.

В пособии представлены методики, позволяющие специалистам комплексно оценить трудности в овладении навыками письма и чтения у младших школьников, обучающихся в общеобразовательных школах. Предлагаемые методики носят тестовый характер, однако позволяют получить не только количественные, но и качественные характеристики исследуемых у детей психических функций. Это дает возможность наиболее точно оценить психологические механизмы, лежащие в основе нарушений письма и чтения у младших школьников. Данное пособие адресовано нейропсихологам, логопедам и дефектологам.

Дислексия - состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения.

Главной проблемой становится неспособность освоить буквы, умение читать слоги, слова, предложения и тексты. Часто неправильное прочтение слов ведёт к непониманию смысла

Эти проблемы создают серьёзные препятствия для школьного обучения ребёнка, так как для решения задач, выполнения проверочных заданий необходимо умение правильно и быстро читать.

Виды дислексии:

Семантическая дислексия (механическое чтение) выражается в непонимании смысла прочитанного даже при условии технически правильного чтения.

ПРИЧИНЫ:

1.) Нередко такое непонимание бывает обусловлено послоговым и в особенности побуквенным чтением. Правильно прочитав слово по слогам, ребенок не может объединить эти слоги в единое целое и узнать прочитанное слово, что объясняется недостаточной сформированностью у него способности к слоговому синтезу.

Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками

являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, местообразования, участие нёбной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходных между собой.

Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии у детей наблюдаются следующие ошибки при чтении: нарушение согласования слов в предложении в роде, лице, числе и падеже.

Мнестическая дислексия - дислексия, проявляющаяся в трудностях ус-воения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Оптическая дислексия - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.

Тактильная дислексия - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и

проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Литература:

  1. Г.М. Зегебарт,

             «Учение без мучения»

             Серия тетрадей для младших школьников:

• От текста к смыслу

• От слова к тексту

• От буквы к слову

  1. Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко

«Использование приѐмов мнемотехники в

коррекционно – логопедической работе»

Под научной редакцией О.В. Елецкой

  1. О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая

«Логопедическая работа по преодолению

нарушений чтения и письма у младших

школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-диагностика:"Комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1 классов образовательных учреждений".

Материалы для проведения обследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1 классов....

«Современные методы диагностики и реабилитации в аудиологии»

«Современные методы диагностики и реабилитации в аудиологии»...

«Изучение современных методов диагностики в соответствии с ФГОС»

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения ...

Дистанционное обучение. Презентация диагностической программы: "Экспресс-диагностика: Комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-х классов образовательных учреждений.

В данной диагностической программе  соединены обследования речевых и психических функций, что дает ускорение процесса обследования, удобство использования как логопедами, так и учителями начальны...

Диагностика и коррекция дислексии у младших школьников.

Объект исследования –нарушения чтения у учащихся начальных классов.Предметом нашего исследования являeтся характеристика нарушeний чтeния у современных младших школьников.Цель работы –пров...

Тема: «Современные методы обследования и технологии коррекции речи у дошкольников и младших школьников. Модель логопедического сопровождения детей с ОВЗ»

Данный материал поможет руководителям методических объединений учителей-логопедов составить план работы ММО на год....