Изучение современных методов диагностики личностного развития учащихся в начальной школе в соответствии с ФГОС.
материал

Акифьева Ольга Сергеевна

Доклад на заседании ройонного объединения творческой группы учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

РМО учителей начальных классов

«Изучение современных методов диагностики личностного развития учащихся в начальной школе в соответствии с ФГОС.»

(Выступление)

учитель начальных  классов

 МОУ «СОШ с. Клинцовка»

Акифьева Ольга Сергеевна

Тема  выступления «Изучение современных методов диагностики личностного развития учащихся в начальной школе в соответствии с ФГОС»

 Диагностика - анализ развития личности ребёнка, выявление положительных  сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач - гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.

Цели диагностики:

  • 1) раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей, качеств и свойств личности;
  • 2) выявление путей и способов коррекции развития личности ребёнка;
  • 3) прогнозирование дальнейшего развития ребёнка.

При существовании общих закономерностей каждому ребенку свойствен свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. Она позволяет выявить не только актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учесть возможности «зоны ближайшего развития» ребенка.

Диагностика как специфический вид педагогической деятельности выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Это настоящее искусство -- найти в ребенке то, что скрыто от других. Наличие этого особого качества у педагога во многом зависит от его знаний и опыта. Диагностика определяет относительный уровень развития ребенка, его потенциальные возможности, выявляет изменение уровней и те новообразования, которые в нем происходят.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия -- основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Начиная с 6--7-летнего возраста, у детей складываются простые, но уже обобщенные, специфические для данного человека устойчивые психологические механизмы. Характерная потребность ребят этого возраста -- жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления. Но по-прежнему определяющее место в их жизнедеятельности принадлежит эмоциям. Представления о себе, своих товарищах и окружающих людях, о героях книг и кинофильмов строятся главным образом на основе оценок взрослого, авторитет которого еще достаточно высок. Однако следует помнить, что негативные проявления, наблюдаемые во взрослой среде, сказываются и на детях. Они легко переносят из взрослого противоречивого мира негативные установки, оценки- ориентиры.

Что же характерно для сегодняшних мальчишек и девчонок? Какие они? Изменения в жизни  общества и окружающего мира -- объективная предпосылка для проявления у современных детей нового образа мыслей, вкусов, привычек, интересов и ценностей. Такое явление как акселерация захватывает не только физическое, но и умственное их развитие. Дети поумнели и "переваривают" гораздо больший поток информации, чем раньше. Современные дети стали рано проявлять необычную прежде самостоятельность и независимость. Порой они поражают взрослых своими способностями, удивляют взрослостью суждений. Они раньше начинают задумываться о самих себе, о своем месте в жизни. Это нас радует и удивляет, но мы не всегда к этому готовы. Но все-таки они еще дети, и очень нуждаются в нашей взрослой умной и корректной помощи. Помочь им найти себя, раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность -- важнейшая психолого-педагогическая задача, решать которую приходится каждому педагогу.

Для того чтобы составить более полное и точное представление о ребятах, с которыми мы живем, кто ежедневно приходит к нам на занятия, об их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, предлагается набор диагностических методик. Методики органично связаны с жизнедеятельностью детей, носят практический характер, доступны и привлекательны по форме, содержанию, включают элементы игры, творчества.

Применение диагностических методик ставит всех детей в одинаковые условия и помимо вопросов на воображаемое поведение предполагает естественные, реальные ситуации, соответствующие возможностям младшего школьного возраста. Вместе с тем методики имеют достаточный уровень трудности поставленной перед ребенком задачи, носят развивающий характер.

При проведении предлагаемых методик дети должны четко знать, что от них требуется; экспериментальная ситуация не должна восприниматься ими как строгий экзамен, проверка, а потому проводить их надо в спокойной и доброжелательной обстановке. По результатам одной-двух методик нельзя судить о качествах, характере ребенка -- Только набор взаимодополняющих, взаимопроверяющих методик могут дать объективную картину.

Существует много методик для изучения самых различных сторон развития личности ребенка. Остановлюсь на тех из них, с помощью которых можно выявить направленность и интересы, желания, ценностные ориентации и потребности детей младшего школьного возраста. Именно эти свойства, на мой взгляд, являются интегрирующими, стержневыми в развитии человека.

1. Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка»

Цель: изучение желаний младших школьников.

Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание.

Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

2. Методика «Цветик-семицветик»

Цель: диагностика желаний детей.

Оборудование: цветик-семицветик из бумаги.

Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Возможен просмотр мульт- или диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы.

Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

3. Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)

Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:

1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда...», «Больше всего я огорчаюсь, когда...».

2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью класса.

4. Методика «Кем быть?»

Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора.

Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»; в) написать рассказ на тему: «Моя мама (папа) на работе».

Обработка полученных материалов может включать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.

5. Методика «Мой герой»

Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать.

Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах.

1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно):

- на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь?

- есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему?

- на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?

2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели быть похожими: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа.

3. Сочинение-рассказ (сказка) «Я хочу быть, как...».

Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.

6.Методика «Выбор»

Цель: выявление направленности потребностей.

Инструкция испытуемому. «Представь себе, что ты заработал (тебе дали) ... рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?»

Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

2022-2023 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков –  веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.Что же такое соврем...

Использование современных обучающих технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.

 Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной школе как способа реализации требований ФГОС, я акцентирую внимание на следующих идеях:- проектная деятельность формиру...

Современные технологии в образовательном процессе начальной школы в соответствии с ФГОС

Использование современных научно обоснованных образовательных технологий является одним из актуальных вопросов совершенствования качества образования школы в соответствии с ФГОС....

Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.Прилагается презентация...

Контроль и оценка учебной деятельности учащихся в начальной школе в соответствии с ФГОС

В презентации представлены методические рекомендации по осуществлению контроля и оценки учебной деятельности учащихся в начальной школе на основании нормативных документов....

«Изучение современных методов диагностики в соответствии с ФГОС»

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения ...

Изучение методов диагностики речевого развития обучающихся 1 – 4 классов в соответствии с ФГОС ОВЗ.

В этой статье можно ознакомиться с современными способами диагностики речевого развития учащихся начальной школы....