«Изучение современных методов диагностики в соответствии с ФГОС»
учебно-методический материал (2 класс)

Нечаева Ольга Юрьевна

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции:

1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект;

2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад на ШМО44.5 КБ

Предварительный просмотр:


Доклад на тему:

«Изучение современных методов диагностики в соответствии с ФГОС»

Подготовила:

 учитель начальных классов

Нечаева Ольга Юрьевна

г. Благодарный

2019г

Изучение современных методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС .

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции:

1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект;

2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.

Отличия педагогической и психологической диагностики

В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; 
- поиск средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; 
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; 
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Педагогическая диагностика, которую учитель обязан проводить трижды

в течение каждого года обучения: в начале учебного годапо результатам

I полугодия и в конце года — проверяет также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. 

В зависимости от задач изучения, применяемые методы педагогической диагностики подразделяются: 
1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности): анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.
2. Диагностические (для количественного измерения): шкалирование, тестирование (тесты общих умственных способностей, умственного развития; тесты специальных способностей в различных областях деятельности; тесты обученности, успеваемости, академических достижений; тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.); тесты для определения уровня воспитанности, (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств)).
3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений). Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приемов работы.
4. Формирующие (для выявления возможностей развития): анализ, программирование, сообщение результатов.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность основных образовательных результатов личностных, метапредметных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств, требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.

     Рассмотрим вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям.

 Для проведения диагностики педагог выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.
Личностные УУД
- Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка
- Методика «Кто Я?»
(модификация методики М. Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.
- Методика «Какой Я?»
(модификация методики О.С.Богдановой)
Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).
- Методика «Ты гражданином быть обязан»
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.
Метапредметные

Методика «Как поступить?»
Цель: выявление отношения ребенка к нравственным категориям «честность», «принципиальность», в ситуациях, связанных с нарушением моральных норм (выходная диагностика).
 «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина)
Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика).. Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровня внимания и самоконтроля.


Коммуникативные УУД

1. Методика «Ковёр»
Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
2. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики
«Архитектор-строитель»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
3. «Решение ситуаций» (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля).
Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).

Проведение педагогической диагностики и ее анализ - дело, безусловно, достаточно трудоемкое, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определенных в новом стандарте начального образования,педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.

В практике учителей были (есть) дети со школьной незрелостью, с нарушением зрения, ЗПР. Таким детям труднее всего дается школьная программа, они, как правило, составляют группу слабых учеников. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются - вовлечь детей:

- в игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);

- в дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- в игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Принципы выделения групп в классе

Разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости.

              I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна активизирующая помощь взрослого.

               Учащиеся II группы в ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.

            К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Группы меняются, в зависимости от предмета. На уроках можно использовать индивидуальные, парные, групповые формы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей начальных классов «Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС»

Выступление на МО учителей начальных классов «Изучение методов педагогической диагностики в соответствии  с  ФГОС»...

Выступление на МО учителей нач.классов."Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС и ФГОС НОО ОВЗ. Из опыта работы педагогов."

Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно р...

Выступление на МО «Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС и ФГОС НОО ОВЗ. Из опыта работы педагогов»

Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно р...

Доклад по теме "Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС"

В докладе рассматриваются методы педагогической диагностики,которые можно применять при работе с детьми младшего школьного возраста....

Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС.

В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижен...

Выступление на МО "Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС"

Система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся...

Статья на тему "Изучение декоративно-прикладного искусства в современных учебных программах в соответствии с ФГОС"

Изучение декоративно-прикладного искусства в современных учебных программах в соответствии с ФГОС...