Мастер-класс "Практические приемы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР"
презентация к уроку по логопедии (1, 2, 3 класс)

Кочеткова Яна Анатольевна

Выступление на педагогическом совете школы перед учителями начальной школы. Представление презентации и устного сопровождения с практическими советами для помощи в обучении грамоте учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практические приёмы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР Учитель-логопед Кочеткова Я.А.

Слайд 2

Дислексия Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев.

Слайд 3

Классификация дислексии В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения: Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза) Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения). Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений) Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука) Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений) Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Слайд 4

Упражнения - конструирование букв из палочек - дорисовывание печатных букв - обводка, лепка букв из пластилина - подчеркивание конкретных букв в крупном и мелком тексте - собрать букву из кусочков - при стойком неузнавании буквы дается ее образец из плотного картона с бархатной или наждачной бумагой. Ощупывая букву, ребенок подключает к зрительно-слуховому восприятию тактильную память. Упражнение проводится до 30 раз с открытыми и закрытыми глазами. Затем проводится диктант печатных букв для самопроверки.

Слайд 5

1. Выделение ударного звука силой голоса с опорой на буквы. а′ – а – а а – а′ – а а – а – а′ 2. Слоги, которые употребляются в словах и вызывают затруднения при чтении. ста′ – ста – ста стла ′ – стла – стла ста – ста′ – ста стла – стла ′ - стла ста – ста - ста′ стла – стла – стла ′ стлан ′ – стлан – стлан стлан – стлан′ – стлан стлан – стлан – стлан ′ 3. Чтение слогов с подготовкой. У – ту – сту – стул О – то – сто – стол О – но – гно - гном

Слайд 6

4. чтение слогов по подобию. а) ком б) мак дом так сом бак ром рак лом лак 5. работа с карточками под пленкой, на которой написаны различные буквосочетания. Выбери и подчеркни те слова, которые написаны до черты. где | дег , гед , гдо , где, год, гте , где слон | носл , лосн , смон , слон, слол , снол , слон

Слайд 7

6. Слоговая таблица под плёнкой. - заполни указанную строку и прочитай слоги - заполни указанный столбик и прочитай все слоги - напечатай и прочитай по клеткам таблицы, где поставлены точки. - напечатай фломастером и прочитай все слоги с буквой Н (Н′); аналогичная работа с другими согласными - найди место названного слога в таблице и напечатай его а у о ы и е я ё ю н н т т к к с с л л

Слайд 8

Задания для родителей взять из кассы слоги только с одной согласной буквой и тренировать ребенка в нахождении произнесенного взрослым слога при интонировании. - предъявлять ребенку слоги и читать вместе с ним. - просить ребенка самостоятельно прочитать слог и напечатать его сначала с опорой, а затем по памяти. Обязательно прочитать, что напечатал.

Слайд 9

Дисграфия Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения.

Слайд 10

Формы дисграфии 1. Артикуляторно -акустическая. Не правильно произносит звуки и пишет буквы (забавный заяц – сабавный заяс ). 2. Акустичекая . Заменяет буквы фонетически похожими звуками, но правильно произносит Смешивает звонкие и глухие (Б - П, Д - Т) Путает свистящие и шипящие (С - Ш, З - Ж). Ошибочно обозначает мягкость согласных : « лубит », « больит », голобь -голубь. 3. Расстройство языкового анализа и синтеза. Пропускает буквы и слоги Меняет местами буквы и (или) слоги ( моколо , мотолок ). Не пишет окончания. Пишет лишние буквы в слове . Повторяет буквы и (или) слоги ( застревание ). Смешивает слоги из разных слов. Слитное написание предлогов (« настуле »). Раздельное написание приставок («на шла»). 4. Аграмматическая Расстройство грамматического строя речи (например, черный перчатка», «солнечная день»). Не может склонять слова по падежам, числам и родам. Ошибается в окончаниях слов. Не согласует слова между собой. 5. Оптическая. Расстройство зрительного и пространственного гнозиса . Буквы пишутся при помощи «черточек» и «кружочков». Не дописывает элементы букв, например «Г» вместо» Р». Добавляет лишние элементы в буквы. Не соединяет две буквы. Путает печатные и письменные буквы. Зеркальное отображение букв.

Слайд 12

Упражнения для развития слухового внимания и восприятия. Повторение ритмических рисунков

Слайд 13

Задание для тренировки в позиционном анализе звуков. «Цифровой ряд». Укажи место данного звука в слове. «К» в слове сковородка 2 9 1 3 4 5 6 7 8 10

Слайд 14

Реципрокные упражнения для психомоторного развития учащихся

Слайд 15

Формирование буквенного гнозиса Найди правильно записанные буквы.

Слайд 16

Назвать буквы, наложенные друг на друга.

Слайд 17

Назвать зашумлённые буквы.

Слайд 18

Закрепление дифференциации букв « Д» - «Б»

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Практические приёмы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР.

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев.

(файл 1)

Классификация дислексии

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

(файл 2)

        Я остановлюсь на более интересных и эффективных приёмах для коррекции дислексии у детей с ТНР.

Уже на первых занятиях следует выделить и запомнить детей, которые путают буквы (и по какому признаку): акустическому или оптико-моторному.

Хорошо помогаю запомнить буквы следующие задания и упражнения:

- конструирование букв из палочек

-дорисовывание печатных букв

- обводка, лепка букв из пластилина

- подчеркивание конкретных букв в крупном и мелком тексте 

- собрать букву из кусочков

- при стойком неузнавании буквы дается ее образец из плотного картона с бархатной или наждачной бумагой. Ощупывая букву, ребенок подключает к зрительно-слуховому восприятию тактильную память.  Упражнение проводится до 30 раз с открытыми и закрытыми глазами. Затем проводится диктант печатных букв для самопроверки. (файл 3) + фото с картонными буквами4

        Для детей с ТНР необходимо на каждом занятии проводить фонетические зарядки, которые усложняются по мере обучения чтению. (картинка с фонетической зарядкой : а-а-а, на-на-на, ста-ста-ста, стла-стла-стла, стлан-стлан-стлан) 5. Проводятся зарядки громко, тихо, вводится дирижирование.

Упражнение «Чтение слов с подготовкой». У-ту-сту-стул… картинка 6.

Упражнение «Чтение слов по подобию» (ком дом…мак бак…картинка 7 стр 142 в столбик)

Упражнение «Буквы перемешались». Выбрать и подчеркнуть те слова, которые написаны до черты (стр. 148.файл 8)

 Большим подспорьем при обучении слоговому чтению служит слоговая таблица. Вверху по горизонтали расположены гласные буквы, а по вертикали – согласные. Хорошо иметь такие таблицы, наклеенные на картон и заламинированные для индивидуальной работы с использованием фломастеров.  Опять же повторяются понятия: строка, столбик, ниже, выше, правее, левее. Учащиеся вспоминают, что такое пересечение строки со столбиком. Можно рассказать сказку про паровозики (согласные), которые движутся по строкам, и вагоны (гласные), которые перемещаются по столбикам. Например, паровозик «К» остановился на станции, находящейся на третьем месте. К нему прицепили вагон «О». какое название носит станция? Работая с таблицей, дети учатся выполнять следующие инструкции

-заполни указанную строку и прочитай все слоги

- заполни указанный столбик и прочитай все слоги

- напечатай и прочитай название станций, где поставлены точки

-напечатай слоги, которые находятся на пересечении строки…со столбиком …, прочитай, что получилось. (картинка слоговой таблицы 9).

Задания для родителей:

- взять из кассы слоги только с одной согласной буквой и тренировать ребенка в нахождении произнесенного взрослым слога при интонировании.  Речедвигательная гимнастика.

- предъявлять ребенку слоги и читать вместе с ним

- просить ребенка самостоятельно прочитать слог и напечатать его сначала с опорой, а затем по памяти. Обязательно прочитать, что напечатал. (файл 10)

Показать плакаты с буквами.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. 
(файл 11)

        Формы дисграфии

  1. Артикуляторно-акустическая. Не правильно произносит звуки и пишет буквы (забавный заяц – сабавный заяс)

 2.  Акустичекая. Заменяет буквы фонетически похожими звуками, но правильно произносит Смешивает звонкие и глухие (Б - П, Д - Т) Путает свистящие и шипящие (С - Ш, З - Ж). Ошибочно обозначает мягкость согласных : «лубит», «больит», голобь-голубь.

3. Расстройство языкового анализа и синтеза. Пропускает буквы и слоги Меняет местами буквы и (или) слоги (моколо, мотолок). Не пишет окончания. Пишет лишние буквы в слове . Повторяет буквы и (или) слоги (застревание). Смешивает слоги из разных слов. Слитное написание предлогов («настуле»). Раздельное написание приставок («на шла»).

4.  Аграмматическая Расстройство грамматического строя речи (например, черный перчатка», «солнечная день»). Не может склонять слова по падежам, числам и родам. Ошибается в окончаниях слов. Не согласует слова между собой.

5. Оптическая. Расстройство зрительного и пространственного гнозиса. Буквы пишутся при помощи «черточек» и «кружочков». Не дописывает элементы букв, например «Г» вместо» Р». Добавляет лишние элементы в буквы. Не соединяет две буквы. Путает печатные и письменные буквы. Зеркальное отображение букв. (файл 12 + пример письма13)

Упражнение для развития слухового внимания и восприятия.

1.( файл 14. Повторение определенных ритмических рисунков)

2. повторение за педагогом любых малознакомых слов (словарь): реконструкция, переворот и т.д.

3. выполнение многоступенчатых инструкций.

4. работа с цифровым рядом (карт.15)

 Для психомоторного развития учащимся с дисграфией очень полезны реципрокные упражнения (файл из одноклассников)16

Файлы из альбома оптических проб 17, 18, 19, 20

Файл на «Б» - «Д» стр 189  21, 22




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекция дислексии и дисграфии у школьников

Учитель-логопед Стекольникова М.В.  «Детский дом №7»         Занимаясь изучением проблемы нарушение письма и чтения  школьников, сле...

Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников

в презентации дано определение дисграфии в том числе отличие оптической от моторной. Комплексное обследование детей. Виды ошибок. Основные направления корркционной работы....

«Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников»

Рекомендую применять для учеников 2-4 классов .Планирование подходит для работы,но не считаю его идеальным из года в год веду работу над её коррекцией....

Приемы коррекции нарушений графического навыка у младших школьников

1.Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из  важнейших сторон общего развития ребёнка.Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения ...

Коррекция и профилактика дисграфии у младших школьников.

   Обучение грамоте – одна из важнейших задач начальной школы. Успешное усвоение ребёнком навыков письма в начальной школе служит залогом эффективности всего дальнейшего обучени...

"Методы и приемы коррекции оптико-моторных представлений у младших школьников с ОВЗ"

Одним из видов стойких специфических ошибок при письме являются оптико-моторные ошибки. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству, зеркальное написание буквы,  искажение графическог...

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников

В данной стате описана актуальная проблема для учащихся наальых классов - дислексия и дисграфия, описаны игры и упражния для их коррекции и проилактики....