"Методы и приемы коррекции оптико-моторных представлений у младших школьников с ОВЗ"
статья по логопедии
Одним из видов стойких специфических ошибок при письме являются оптико-моторные ошибки. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству, зеркальное написание буквы, искажение графического образа буквы не следует принимать за обыкновенные «описки». Оптико-моторные ошибки связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, моторных координаций. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_korrektsiya_optiki.docx | 123.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы коррекции оптико-моторных представлений у младших школьников с ТНР
Кареба Анастасия Николаевна
учитель-логопед
МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Одним из видов стойких специфических ошибок при письме являются оптико-моторные ошибки. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству, зеркальное написание буквы, искажение графического образа буквы не следует принимать за обыкновенные «описки». Оптико-моторные ошибки связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, моторных координаций. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения [1].
Диагностика письменной речи учащихся младших классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо одному виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой) и чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии. Разграничить детей на занятиях по типу специфических ошибок невозможно, поэтому методы (наглядные, словесные, практические, мнемонические) и приемы коррекционной работы по развитию оптико-моторных представлений систематически включаются мною в общую структуру логопедического занятия.
Развитие навыка ориентации на листе бумаги необходимо начинать с развития чувства пространства в окружающей действительности и ориентации в схеме собственного тела – различение правой и левой стороны. С самого начала способом наблюдения выявляем ведущую руку. Если это правая рука – я объясняю детям, что правую руку так назвали, потому что она все делает правильно: правильно пишет, правильно рисует, правильно вырезает ножницами, правильно держит ложку, расчесывает волосы. А левая рука – её помощница. Очень нравится детям стихотворение В.Берестова.
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево - понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик:
Где право, где лево — узнал ученик.
На окне в логопедическом кабинете висит картинка льва. Слово «лев» акустически близко к слову «лево». Так и приучаем детей – лев слева. Даже, находясь вне логопедического кабинета, дети будут образно вспоминать нахождение льва и определять левую сторону. После того, как четко сформировано понятие правой и левой руки, мы объясняем детям, что все части тела, которые расположены с правой стороны, тоже правые и соответственно левые. Далее уже в качестве физкультминуток или организационных моментов мы проводим игры: потопайте правой ногой, закройте левый глаз, потяните правое ушко, надуйте левую щечку, пощелкайте пальцами левой руки, поднимите вверх правую руку и.т.д.
Большим успехом для усвоения понятий "верх", "низ", "право", "лево" , «над», «под» пользуется игра "Электронная муха" (Рисунок 1).
Рисунок 1
На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой, а одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находится "электронная муха" — точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра. Дается сигнал: вверх — вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась "муха". В данном примере это — правый верхний квадрат. Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2 — 3 до 8 — 10. Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять ее перемещение, глядя на таблицу.
На третьем этапе дети с закрытыми глазами определяют путь "мухи" и отвечают, где она остановилась.
После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования орнаментов и букв. Например, поставить точку на клетчатом листе бумаги и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:
5 — вниз, 1 — вправо, 4 — вверх, 2 — вправо, 1 — вверх, 3 — влево.
Если нет ошибок, то получается буква "Г", которую дети штрихуют. Таким образом, дети могут написать под диктовку любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия [2] .
Хорошо закрепить пространственные понятия «справа-слева», а также предлоги «до», «перед», «после», «за» помогает последовательность цифрового от 1 до 9: 123456789 [3]. Предлагаются задания по типу:
- назови число слева от 9, назови число справа от 5;
- есть ли соседи у числа 7? Какой из них с левой стороны? Какой из них с правой стороны?;
- какое число идёт после 8? Какое число перед 8?;
- какое число идёт до 4? Какое число идет за 4?;
- «Вернуть число на место». На наборном полотне демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число, либо поменяно местом с другим числом.
Если детям тяжело работать с цифрами, мы выставляем набор маленьких игрушек из яйца-сюрприза в ряд (говорим, что игрушки встали в строй для занятия физкультурой) и практическим путем отрабатываем все пространственные понятия, что очень нравится детям.
На практике я замечаю, что дети зачастую не усваивают понятия «начало», «середина», «конец», которые впоследствии необходимы и для изучения звукового состава слова. Для облегчения понимания мы используем картину разноцветной рыбки, на которой четко разграничены части ее тела слева-направо: голова – это начало, середина – животик, хвост – конец.
Дети с ТНР часто не соблюдают строку при письме, слова и буквы находят друг на друга, в следствии чего, письмо становится неряшливым и неразборчивым. Другими словами мы говорим, что ребенок «не видит строку», «теряет строчку». С целью развития внимания к строке, умения оценивать ее размеры и расположение в тетради, мы применяем приём «цветной строчки». Маркерами-текстовыделителями мы раскрашиваем строку, чтобы ребенок четко в нее попадал. Такую яркую цветную строчку не заметить - становится сложно.
Детям с оптико-пространственными нарушениями тяжело различать печатные и письменные буквы. Для этого мы четко разводим понятия: печатная буква - её напечатали на компьютере и распечатали для нас в книжках; письменная буква – её мы пишем в тетрадях, прописях. Находим общее и различное между написанной изучаемой буквой и её печатным вариантом.
Также детям тяжело дается усвоение понятий «заглавная, прописная» буква и «строчная». Когда учитель даёт инструкцию записи под диктовку строчной или заглавной буквы – дети теряются и не знают что писать. Для этого мы с начала даём устное объяснение: заглавная буква – она самая главная, большая, а строчная – умещается в строчку, малышка. Также для закрепления этих понятий мы проводим игровую физкультминутку. Логопед дает устное указание, а дети выполняют движения.
Логопед: «Заглавная» (дети поднимают руки вверх, тянутся на носочках).
Логопед: «Строчная» (дети приседают на корточки).
Далее выполнения задания можно усложнить: логопед сознательно путает детей, выполняя вместе с ними не те движения.
Для лучшего запоминания образа печатной буквы в работе используется мнемонический метод.
- Графические ассоциации (Рисунок 2). Просим детей назвать, на что похожа буква. Дети сравнивают буквы с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными и.т.д. Благодаря образу дети легче запоминают особенности буквы. Можно предложить стихотворный текст для описания графического образа буквы (Рисунок 2).
Рисунок 2
Буквы «Г» я не боюсь,
Буква «Г» не злой, а добрый гусь!
- Пантомима «Живая буква» - дети изображают букву всем телом, либо только руками и пальцами, пропись буквы в воздухе.
- «Мастерская букв» - традиционная работа с конструктивным материалом для закрепления образа буквы:
- вырезание буквы;
-обводка по трафарету или контуру;
- лепка из пластилина;
-стилизация буквы;
- выкладывание буквы из семян и палочек.
4. «Угадай букву»:
- запись палочкой на ладони ученика;
- ощупывание с закрытыми глазами буквы вырезанной из бархатистой или наждачной бумаги;
- угадывание буквы по ее фрагменту.
5.«Найди букву»:
- вычеркивание заданной буквы среди ряда других букв;
- поиск букв, наложенных друг на друга (выделение буквы, написанные одна на фоне другой);
- нахождение букв в зашумленном положении;
- нахождение букв в геометрических фигурах.
Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: У, И, М, П, Г, Л, X и.т.д. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.
Рисунок 3
Для стойкого закрепления образа буквы требуется многократная ее пропись. Конечно, детям может наскучить однообразная работа в прописях и тетрадях. Для повышения интереса ребенка к прописи буквы мы используем разнообразные средства:
- Планшеты с манкой (картонные крышки от коробок формата А4, обклеенные изнутри черной бумагой, на которые высыпается манка, и дети с помощью палочки прописывают буквы).
- Жидко-кристаллический планшет для письма.
- Магнитная доска для рисования.
- Традиционная запись мелом на школьной доске.
По результатам оценки навыков письма и чтения у детей с ТНР наблюдается положительная динамика в развитии оптико-пространственных представлений, что доказывает, что отобранные и разработанные методы и приёмы коррекции являются эффективными и могут применяться в логопедической практике.
Список литературы
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/Е.В.Мазанова. – М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ 2018. – 96с.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996. — 64 с.
- Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушением чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»
Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...
Использование эффективных методов и приемов как средство активизации познавательных интересов младших школьников в рамках ФГОС
Метод обучения – последовательное чередование способов взаимодействия учителя и ученика, направленное на достижение определённой цели посредством проработки учебного материала....
«Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»
laquo;Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...
Разнообразие форм и методов работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.
Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и ...
Приемы коррекции нарушений графического навыка у младших школьников
1.Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения ...
Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников
Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников...
Мастер-класс "Практические приемы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР"
Выступление на педагогическом совете школы перед учителями начальной школы. Представление презентации и устного сопровождения с практическими советами для помощи в обучении грамоте учащихся с тяжелыми...