«Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников»
рабочая программа по логопедии на тему
Рекомендую применять для учеников 2-4 классов .
Планирование подходит для работы,но не считаю его идеальным из года в год веду работу над её коррекцией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_akkustika_dlya_sayta.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа …..»
г. Санкт-Петербурга
Принято
На педагогическом совете
……………………………….Санкт-Петербурга
Протокол от « »
2017 года
Утверждаю:
Директор
г. Санкт-Петербурга
/
«__» ____________ 2017г.
Рабочая программа
«Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников»
учитель-логопед ФИО
Санкт-Петербург , 2017\2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция акустической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;
4. Приказ МинобрнаукиРФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;
6. Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2000 г.
№ 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
7. Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
8. Письмо Минобрнауки РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
9. 7. Письмо Минобрнауки РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Об организации логопедической работы во вспомогательной школе»;
Краткая характеристика артикуляторно-акустической дисграфии
Артикуляторно-акустическая дисграфия представляет собой отражение на письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах обучения он пишет, проговаривая слоги, слова, опираясь на дефектное произношение звуков, и отражает свое неправильное произношение на письме.
При этом у ребенка в работе присутствуют замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в произношении. Иногда замены букв на письме остаются и после устранения нарушений звукопроизношения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребенка еще нет пока достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков.
Цель коррекционной работы
Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение пробелов в обучении.
Организация работы по программе
Коррекционно-логопедическую работу по исправлению недостатков письменной речи обязательно должна предварять работа по дифференциации звуков в устной речи.
Программа рассчитана на 60 часов. Работа охватывает все уровни автоматизации и дифференциации изучаемых звуков (звук, слог, слово, словосочетание и предложение, связная речь). Работу проводят в виде дифференцировок звуков на всех этапах: от изолированного до звуков в связной речи. Параллельно работают над звукопроизношением. Программа рекомендована для обучающихся 1-4 классов с ФФНР и ОНР.
Из каждого класса формируется одна подгруппа, наполняемость которой от 2 до 6 человек. Количество часов по программе может изменяться. Продолжительность одного занятия составляет 35 минут. Период проведения коррекционных занятий с 25 сентября по 15 мая. В первые две недели сентября и последние две недели мая проводится обследование состояния речи учащихся, на начало, и соответственно, конец учебного года. В первые две недели сентября и последние две недели мая проводится обследование состояния речи учащихся, на начало, и соответственно, конец учебного года.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения
Обучающие:
- формирование полноценных фонематических процессов;
- формирование представлений о звуко-буквенном составе слова;
- формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- коррекция звукопроизношения, если имеются такие дефекты;
- уточнение, развитие и активизация словарного запаса;
- формирование и совершенствование грамматического строя речи;
Развивающие:
- развитие мелкой моторики;
- образное мышление;
- способность правильного восприятия звуков;
- умение самостоятельно оформлять работы в тетради;
- связной речи;
Воспитывающие:
- интерес к изучению родного языка;
- трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
- ответственность за выполнение домашнего задания;
Коррекция психологических особенностей учащихся:
- Развитие сенсорного восприятия (цвет, форма, размер);
- Развитие логического мышления;
- Развитие пространственно- временных представлений;
- Развитие общеучебных умений и навыков;
- Развитие внимания;
- Развитие памяти;
- Развитие способности к переключению, контроля за собственной деятельностью.
Планируемые результаты после прохождения программы
К концу обучения дети должны звать;
— артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;
— признаки гласных и согласных звуков;
— твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;
— звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;
— артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;
— термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;
— графическое изображение смешиваемых звуков.
К концу обучения дети должны уметь:
— различать гласные и согласные звуки;
— различать твердые и мягкие звуки;
— различать акустически близкие звуки;
— различать звонкие и глухие согласные звуки;
— обозначать смешиваемые звуки схематично;
— производить фонетический разбор;
— подбирать слова на заданный звук;
— объяснять значения слов паронимов;
— дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;
— писать слуховые и зрительные диктанты;
— пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.
Учебно-методический комплекс
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 192 с.
- КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 88 с.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).
План работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии
№ темы | Тема занятия | Содержание работы | Часы |
Звук | |||
1 | Звуки. Гласные — согласные | Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными. Знакомство с признаками согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков | 1 |
2 | Гласные I—II ряда | Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных | 3 |
3 | Дифференциация гласных А—Я | Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 3 |
4 | Дифференциация гласных О—Е | Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация 0—Е в слогах, словах, предложениях, тексте. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных | 3 |
5 | Дифференциация гласных У—Ю | Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях и тексте | 3 |
6 | Дифференциация гласных Э—Е | Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Развитие фонематического восприятия и анализа. Соотнесение твердых и мягких согласных с символом. Работа со звуковой схемой слова | 3 |
7 | Дифференциация гласных Ы—И | Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И. Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных. Выделение гласных Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте | 3 |
8 | Мягкий знак | Знакомство с мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой | 4 |
9 | Твердый знак | Знакомство с твердым знаком. Знакомство со схемой слова. Развитие слухового и зрительного внимания. Дифференциация твердых и мягких согласных. Знакомство с правописанием и употреблением твердого знака в словах. Дифференцированное употребление твердого и мягкого знака в словах | 4 |
10 | Звуки Б-Б', П-П' | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б—Б', П—ГГ. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами | 4 |
11 | Звуки В—В', Ф-Ф' | Знакомство с характеристикой звуков В—В', Ф—Ф' и нормой произношения. Работа на уровне слога, слова, предложения и текста. Развитие фонематического восприятия. Работа с паронимами. Работа по звуковому, слоговому и языковому анализу. Соотнесение звуков с символами | 4 |
12 | Звуки Г—Г', К—К' | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу | 4 |
13 | Звуки Д—Д', Т—Т' | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Д—Д', Т—Т". Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами | 4 |
14 | Звуки 3—3', С—С' | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков 3—3', С—С. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления | 4 |
15 | Звуки Ж—Ш | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Ж-Ш. Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звуков на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа | 4 |
16 | Звуки С—Ш | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С—Ш. Соотнесение звуков с буквами. Сравнение артикуляции. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха, восприятия. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа и синтеза | 4 |
17 | Звуки 3—Ж | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков, 3—Ж. Сравнение звуков на всех этапах работы. Соотнесение звуков с буквами. Развитие фонематического слуха, восприятия. Развитие логического мышления. Развитие зрительной и слуховой памяти | 4 |
18 | Звуки Ч—Т' | Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия | 4 |
19 | Звуки С—Ц | Сравнение характеристики звуков. Выделение данных звуков в ряду звуков, слогов, слов. Сравнение звуков во всех позициях. Соотнесение звуков с буквами. Работа с паронимами. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на звуки С, Ц | 4 |
20 | Звуки Ц—ТС | Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Сравнение данных звуков во всех позициях. Сравнение паронимов по трем признакам: произношение, написание, значение. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на заданные звуки | 4 |
21 | Звуки Ч—Щ | Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и с символами. Выделение звуков Ч—Щ в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов | 4 |
22 | Звуки Ч—Ц | Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия | 4 |
23 | Звуки Р—Р', Л—Л'. | Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов | 4 |
24 | Звуки Й—Л—Л' | Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Й—Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов | 4 |
25 | Звуки В—Л | Знакомство с артикуляцией звуков. Сравнение артикуляции. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков на всех этапах. Развитие высших психических процессов. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового, языкового анализа | 4 |
Слог. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. | |||
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков | |||
Всего часов: | 91 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя-логопеда "Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях"
В работе представлены упражнения, направленные на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии. Представлен конспект открытого логопедического занятия по коррекции данного нарушения. Брошюра б...
Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.
Всем известно, что невозможно получить полноценное образование при несформированном навыке письма. Способность человека грамотно писать имее...
Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников»
Рабочая программа....
Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.
Способность человека грамотно писать имеет огромное значение не только для успешного обучения в школе и для поступления в высшее учебное зав...
Коррекция и профилактика дисграфии у младших школьников.
Обучение грамоте – одна из важнейших задач начальной школы. Успешное усвоение ребёнком навыков письма в начальной школе служит залогом эффективности всего дальнейшего обучени...
«Развитие творческой активности у обучающихся с ОВЗ на занятиях по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии. Педагогические привычки, как способ мотивации к обучению».
В публикации освещены некоторые приёмы работы с обучающимися с ОВЗ на занятиях по артикуляторно-акустичнской дисграфии. Цель публикации- рассказать о тех педагогических привычках, которые помогают орг...
Мастер-класс "Практические приемы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР"
Выступление на педагогическом совете школы перед учителями начальной школы. Представление презентации и устного сопровождения с практическими советами для помощи в обучении грамоте учащихся с тяжелыми...