Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с интеллектуальными нарушениями. Тема: Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Развитие фонематических процессов, зрительного восприятия, мелкой моторики, внимания, памяти, логического мышления - основные задачи каждого коррекционного занятия для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с интеллектуальными нарушениями
Тема: Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях
Цель: учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи.
Коррекционно-обучающие:
-уточнение и сравнение артикуляции звуков С- Ш; закреплять умение правильного произношения их в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать учить делить слова на слоги; учить согласовывать прилагательные с существительными, учить строить предложение.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память.
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля.
Оборудование:
-предметные картинки для дифференциации звуков С и Ш в словах и предложениях.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Игровое упражнение «Четвертый лишний»
Выделение лишнего слова: арбуз, абрикос, ананас, урюк.
-Почему улитка лишнее слово? Какие гласные звуки ты знаешь?
-А какие еще есть звуки? Почему они называются согласными?
II. Основная часть.
1.Сообщение темы.
-К нам пришел в гости Саша. Он просит о помощи. Злая колдунья заколдовала юную принцессу, превратив ее в старуху. И чтобы помочь ей нам надо выполнить задания. Поможем?
2.Выделение первого звука в словах.
-Скажи, какой первый звук ты слышишь в слове «Саша»? А в середине?
-Сегодня мы будем учиться различать звуки С и Ш в слогах, словах, предложениях.
3.Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков С и Ш.
-Звуки С и Ш какие они?
[С] - согласный, твёрдый, глухой.
[Ш] - согласный, твёрдый, глухой.
4. Игровое упражнение «Насос и гуси».
-Слушай внимательно, повторяй старательно и изображай:
Насос СА-СА-СА.
Гуси ША-ША-ША.
5.Выделение звуков С и Ш из ряда других звуков.
-Подними символ (снежинку) если услышишь звук С и символ (звездочку) если услышишь звук Ш.
-с, м, а, ш, с, н, о, ш, ш, с, и т.д.
6.Отгадывание слов с пропущенными звуками.
-На столе лежат картинки нужно внимательно прослушать слово с пропущенным звуком и найти нужную картинку.
(...амолет, ..апка,…уба,..обака,..негурочка,..арф,..каф.)
7.Деление слов на слоги.
-Разложи картинки правильно, в домик с одним окошком, картинки в название которых один слог. В домик с двумя окошками, картинки в название которых два слога и т.д.
(подушка, уши, ковш, пушка, мясо, ананас, суп, посуда, сумка).
8. Игровое упражнение «Найди пару».
-Нужно найти пару картинок на звуки С и Ш, которые объединяются одной лексической темой.
Свитер - шуба,
Сапоги-шлепанцы,
Шкаф-стол,
Стрекоза-шмель.
9.Игровое упражнение «Выдели слово».
-Найди картинку в название которой можно услышать звук С и обведи красным фломастером. Затем найди картинку в название которой можно услышать звук Ш и обведи синим фломастером эту картинку.
10. Отгадывание загадки. Подбор слов признаков и слов действий к отгадке загадки.
«Днем спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит». (Кошка).
-Скажи, какая кошка? Подбери слова признаки в название которых есть звуки С и Ш.(пушистая, смешная, шустрая, большая.)
-Скажи, что кошка может делать? Подбери слова действия, в название которых можно услышать звуки С и Ш.(спит, кушает, ест, шумит, шалит.)
11. Согласование существительных с прилагательными.
-Мы сказали кошка пушистая, а кто может быть пушистый, пушистое, пушистые? Подбери картинки. (снег, одеяло, зайчики).
-Еще мы говорили, что кошка смешная. А кто может быть смешной, смешное, смешные? Подбери картинки и назови фразу.(гном, кино, клоуны).
12. Звуковой анализ слова «сушки».
Разбор схемы. Назвать первый (второй, третий) звук. Дать характеристику, определить количество звуков и слогов в слове.
13.Выделение слов на звуки С и Ш из текста. Пересказ рассказа с использованием картинок к тексту.
-Послушай рассказ и потом назови попробуй назвать все слова на звуки С и Ш.
«У Саши живет кошка Мася. У Маси длинные усы. Она ловит мышей. Мыши убегают от Маси. Кошка Мася большая, смышленая, она догоняет мышек».
-Попробуй сам пересказать рассказ.
III. Итог занятия.
-Какие звуки мы учились сегодня различать в слогах, словах, предложениях?
- Что тебе понравилось?
- А что было трудным?
-Мы выполнили много заданий и теперь я думаю нам удалось помочь Саше. Давай взглянем на фото заколдованной принцессы.
-Чары рассеяны мы справились! Принцесса говорит нам «большое спасибо»
Цель: организация деятельности детей с целью обобщения и систематизации речевых навыков.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
– закреплять правильное произношение звуков в устной речи;
– закреплять умение звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
2 . Коррекционно-развивающие:
– способствовать развитию слухового и зрительного восприятия;
– способствовать развитию мыслительной деятельности и ориентации в значениях слов;
3. Коррекционно-воспитательные:
– помогать преодолевать скованность в ситуации публичного выступления;
– побуждать к взаимопомощи.
Методы обучения:
– репродуктивно-поисковые;
– познавательные;
– сочетание словесных и наглядных методов, а также практических.
Оборудование: карточки с буквами и слогами, текстом, предметные картинки, картина с изображением города, конверт с письмом, шоколадные медали.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Учитель-логопед показывает конверт.
– Какой странный конверт? Откуда он? (читает адрес)
– Давайте прочитаем письмо из города Умников.
– Здравствуйте, ребята! У нас живут очень интересные и грамотные люди.
– А знаете ли вы, кто я такая и как меня зовут? Я хозяйка города Умников - Королева. У нас в городе случилось несчастье: кто-то разрушил наш красивый замок. Приходите в гости и помогите нам восстановить замок.
Ребята, нам нужно выполнить задания, которые написаны на обломках замка и тогда у нас получится помочь им.
1 задание «Кто разрушил замок?»
Для вас это будет легко, если вы хорошо знаете алфавит.
Первая буква моего имени стоит в алфавите после буквы И.
Вторая – после буквы Н.
Третья буква после буквы Ш .
Четвёртая – после Д.
Пятая – перед К.
Соедините все буквы и прочитайте, кто разрушил замок (Кощей)
2 задание: «Из чего состоят слова?»
Соедините буквы на карточках и прочитайте, что получится. Сейчас вы получите карточки с буквами
И Л С – лис Е К А Б Л – белка У Б А С Р К - барсук И Ж К Ё– ёжик.
Ребята составляют из букв, расположенных в беспорядке слова, потом хором прочитывают, что получилось.
3 задание:
Это было в воскресенье у слона на дне рождения.
Гости пели, веселились, в хороводе все кружились.
Так крутились и вертелись, что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять – помоги гостей собрать
Необходимо соединить слоги, чтобы получились слова и прочитать, что получилось: МЕД, ЗА, ВЕДЬ, ЯЦ, ЛИ, Е, СА, НОТ.
Кто же был на дне рождения у слона? (медведь, лиса, енот, заяц)
4 задание:
Из картинок нужно составить цепочку так, чтобы каждая следующая картинка начиналась на последний звук предыдущего слова.
Картинки: ЛЕВ – ВАФЛИ – ИГОЛКА – АРБУЗ – ЗОНТ – ТИГР – РОГ – ГРИБЫ
5 задание: «Исправь ошибки»
Здесь что – то написано, только с ошибками. Я думаю, если мы исправим все ошибки и прочитаем текст правильно, то обязательно попадём в замок.
Ребята ходили в зоопарк. Там они видели огромный слон, полосатая зебра, забавные обезьяны. Слон купался в холодная вода. Зебры ели свежая трава. Обезьяны корчили смешных рожицы.
Физминутка.
Все выходим из-за парт и встаем в круг.
- Я буду показывать вам картинки животных. Если они домашние, вы должны будете хлопнуть в ладоши 4 раза. Если дикие, то приседаем.
- Молодцы! Занимаем свои места и продолжаем наше путешествие.
6 задание: «Составить текст»
подарил, детям, ёжика, дедушка
летом, сенях, в, он, жил
ёж, в, уснул, норе, зимой
ёжик, голодный, весной, придёт
берегитесь, мыши!
– Вот и закончилось наше путешествие. Что вам понравилось? А что было трудным?
Путешествуя в город Умников, выполняя задания госпожи Королевы и исправляя ошибки, вы стали гораздо дружнее и грамотнее. Теперь и вас, ребята, тоже можно назвать умниками. Нам предстоит еще многое узнать об этом городе. А вас я с радостью жду на моих следующих занятиях.
Награждение детей шоколадными медалями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия по коррекции чтения и письма (дислексия и дисграфия) - 2 класс. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв "Б" и "П" в предложениях с использование ИКТ.
В русском языке для грамотного письма большое значение имеет четкое произношение всех звуков. Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву...
Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»
Цель занятия: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы т - д в устной и письменной речи....
Презентация к занятию "Дифференциация звуков Б - П изолированно, в слогах, словах".
Презентация к занятию "Дифференциация звуков Б - П изолированно, в слогах, словах"....
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР по теме: «Дифференциация звуков [Л ]- [Ль]»
Цель:Научить, дифференцировать звуки на слух и в произношении.Задачи:совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;учить, внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логи...
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях»
Конспект логопедического занятия. Цель занятия: закрепить у учащихся умение различать звуки С и Ш в устной и письменной речи....
Технологическая карта урока русского языка во 2 «В» классе Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Тема «Е, Ё,Ю,Я в начале слога или слова»
Цель: создание условий для закрепления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка различать и определять буквы е ё ю ...