Логопедический урок по коррекции оптической дисграфии «Б-Д» 2 класс
план-конспект урока по логопедии (2 класс)
Предварительный просмотр:
Орловская средняя школа
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Дзержинская средняя школа №1 Дзержинского района Красноярского края.
Логопедический урок
по коррекции оптической дисграфии «Б-Д»
2 класс
Учитель-логопед:
Якименко Ирина Николаевна
2023г
Пояснительная записка
Актуальность моей работы заключается в том, что количество детей с нарушениями письменной речи увеличивается с каждым годом. В связи с этим при работе с детьми я использую различные методы и приёмы по устранению различных форм дисграфии. Данный урок был разработан в связи с тем, что на письме у учащихся младших классов часто встречаются ошибки на смешения согласных б-д. При этом как показывает практика, подобные ошибки встречаются в письменных работах не только у учеников, имеющих нарушения речевого развития.
По-видимому, в данном случае правильнее говорить о смешении элементов букв б и д, а не самих букв. При анализе письменных работ, я заметила, что почти всегда вместо буквы б ученики пишут букву д и крайне редко-наоборот. Так как при написании буквы д нижний элемент является более удобным для написания, а верхний элемент буквы б, более сложен для написания.
Поэтому при письме завершение овала элементом буквы д является более удобным и привычным. А ученики младших классов, не имея ещё достаточной графической практики, механически заменяют верхний элемент на нижний, как более привычный и удобный.
Данный урок разработан с учётом вышеизложенных позиций, с упражнениями для дифференцировки верхнего и нижнего элемента данных букв. Основное внимание уделяется механической тренировке движения руки, а также ассоциативным образам:
б- белка, у которой хвост в верху, и д-дятел, у которого хвост внизу.
Предлагаемые на уроке игры и упражнения, доступны для детского восприятия. Так же данный материал могут использовать в своей работе учителя начальных классов на уроке «Русского языка».
При разработке коррекционного урока я использовала приём «Дермолексии», который актуален при коррекции письма у младших школьников.
Урок разработан для детей 2 класса.
Тема: Коррекция оптической дисграфии. Буквы Б-Д
Цель: учить детей различать графические изображение букв Б и Д.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- научить детей дифференцировать кинетически сходные буквы "б" и "д" путём выработки чёткой зрительно-моторной координации;
- обучающие научатся правильно писать буквы "б" и "д";
- продолжать учить образовывать предложения из предложенных слов, изменяя слова по смыслу;
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух определяя звуки "б" и "д" на слух;
- развивать зрительно-моторную координацию при написании нижнего и верхнего элемента букв "б" и "д";
- совершенствовать навык беглого и осмысленного чтения;
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
- правильно выполнять инструкцию учителя;
- вырабатывать навык самопроверки.
- Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Ход урока.
Логопед: здравствуйте, дети, садитесь. Что бы понять, чем мы будем сегодня заниматься, вы должны отгадать загадки.
Первая загадка:
Кто с высоких толстых сосен
в ребятишек шишку бросил,
И в кусты через пенёк
промелькнул как огонёк?
Ответы детей: (Белка)
Вторя, загадка:
Всё время стучит, деревья долбит,
но не калечит, только лечит.
Ответы детей: (Дятел)
На доске вывешен плакат с изображением белки и дятла.
Логопед: Дети какую букву напоминает хвост белки и дятла?
Ответы детей:
Логопед: Давайте вспомним, что такое звук, а что такое буква?
Ответы детей: Звук слышим и произносим, а букву пишем и читаем.
Логопед: Дети назовите первый звук в слове «дятел», «белка».
Логопед: что общего у этих звуков?
Ответы детей: Согласные, мягкие, звонкие, взрывные.
Логопед: и чем они отличаются?
Ответы детей: Место преграды: Б-губы, Д-десны.
Логопед: сегодня мы будем учиться различать звуки [б] и [д] и рукописные б и д.
Посмотрите на рисунок белки, хвост у белки направлен вверх. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и крючок вверху).
Посмотрите на рисунок дятла, хвост у дятла направлен вниз. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов состоит буква д? (Овал и петля внизу.)
1. Задание: «Расшифруй слоги» Работа на доске.
На доске написаны элементы слогов, под диктовку учителя дети по одному должны дописать элементы букв б и д.
оо, оо, оу, оу, оы,оы, оа,оа
После выполнения задания, детям предлагается карточка с правильными ответами для самопроверки.
2.Задание: «Волшебная спина».
Логопед проговаривает слоги, дети, определяя букву «б» или «д» пишут пальцем у соседа её на спите. Оценку в оценочный лист ставит ребёнок, которому писали на спине, оценивая правильность написания буквы.
БА, ДУ, ДЫ, БРО, ДРЫ, ВБО, ЛБЫ, РДА;
З. Задание: игра «Добавь слог»
Логопед: А сейчас дети давайте поиграем в игру «Добавь слог» (игра с мячом)
Я буду называть вам слог, а вы должны добавить слог со звуком [б] или звуком [д]
ры - , блю - , гри - , са - , гря -, ря -, си -, гре -, тру -, груз -, борь -, гнез -.
4.Задание: «Зашифрованные слова».
Логопед: Следующее задание называется «Зашифрованные слова».
Каждому ребёнку раздаются одинаковые таблицы со словами, где стрелочкой указано направление элемента букв б или д. Дети по цепочки зачитывают слова.
5. Задание: «Допиши элемент». Работа в индивидуальных карточках.
Логопед: Дети, я вам раздам индивидуальные карточки для 1 и 2 варианта. Вам необходимо дописать элементы букв б и д. После выполнения задания необходимо обменяться карточками, чтобы проверить правильность выполнения задания своего соседа по парте.
Для проверки детям предоставляются карточки с правильными ответами.
На двадцать пятой минуте урока, проводится Физкультминутка:
«В понедельник»
В понедельник я купался,
А во вторник — рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Работа в тетрадях.
6. Задание: «Исправь ошибку». Работа в тетрадях.
Логопед: В карточках в словосочетаниях допущены ошибки, вам нужно их найти, и правильно записать словосочетания.
- Работа в тетрадях. На доске написаны слова.
Логопед: Дети из слов, которые записаны на доске вам нужно составить красивое предложение, записать его в тетрадь и подчеркнуть буквы б и д.
- окно, белый, растëт, под, берëза;
- Итог урока. Дети, вы молодцы! Справились с заданием. С какими буквами мы сегодня играли? Какое задание вам понравилось больше всего.
Спасибо за внимание и хорошую работу! До свидания!
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Список литературы:
1. Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»:
пособие для логопеда/ -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДАС,2004.
2. И.Е. Токарь «Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи»: - Москва 2005.
3.Интернет-ресурс: Практический материал для коррекции оптической дисграфии.
4.Использование приёмов Дермолексии. https://rus-big-psyho.slovaronline.com/638-ДЕРМОЛЕКСИЯ#:~:text=ДЕРМОЛЕКСИЯ%20(от%20греч.%20derma%20—,диагностики%20тактильного%20гнозиса%20(двумерно-пространственного%20чувства)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии...
Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...
Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Цель: Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений....
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса по теме : "Дифференциация букв И-У в слогах и словах"
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса...
Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по коррекции оптической дисграфии
Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по коррекции оптической дисграфии....
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»
Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....