Анализ системы PECS
статья по логопедии
Коммуникация представляет собой не только прием и передачу информации, но и создание некой общности, определенного уровня взаимопонимания между участниками, предполагающего необходимость обратной связи. Таким образом не всякое слово, жест или взгляд представляет собой коммуникативное действие. Выделяют также функциональную коммуникацию – тот ее вид, который направлен на удовлетворение своих основных потребностей, в том числе и физических.
Особенно часто термин «функциональная коммуникация» используется в рамках прикладного анализа поведения (ПАП, ABA, Applied Behavior Analisis) и других методиках, основанных на принципах ПАП. Среди них система общения с помощью обмена карточками (PECS, Picture Exchange Communication System) для неговорящих или плохо говорящих детей и взрослых [2, 3]. Созданная в 1985г. Энди Бонди и Лори Фрост методика альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), изначально предназначалась для помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС), но она также подходит и для других детей и взрослых, имеющих социально-коммуникативные особенности и специфические расстройства речи, для больных после инсультов, черепно-мозговых травм, для людей с различными ментальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_sistemy_pecs.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ системы PECS
Первоначально термин «коммуникация» отражал преимущественно участие в политическом союзе, совместном деле. Со временем возникли новые понятия: «речевая коммуникация», «коммуникативное действие», «коммуникативное поведение». В 1950-х гг. в теории коммуникации это взаимодействие стало рассматриваться как социальный, межличностный процесс, т.е. каждый участник коммуникации оказывает на него некоторое влияние [1].
Коммуникация представляет собой не только прием и передачу информации, но и создание некой общности, определенного уровня взаимопонимания между участниками, предполагающего необходимость обратной связи. Таким образом не всякое слово, жест или взгляд представляет собой коммуникативное действие. Выделяют также функциональную коммуникацию – тот ее вид, который направлен на удовлетворение своих основных потребностей, в том числе и физических.
Особенно часто термин «функциональная коммуникация» используется в рамках прикладного анализа поведения (ПАП, ABA, Applied Behavior Analisis) и других методиках, основанных на принципах ПАП. Среди них система общения с помощью обмена карточками (PECS, Picture Exchange Communication System) для неговорящих или плохо говорящих детей и взрослых [2, 3]. Созданная в 1985г. Энди Бонди и Лори Фрост методика альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), изначально предназначалась для помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС), но она также подходит и для других детей и взрослых, имеющих социально-коммуникативные особенности и специфические расстройства речи, для больных после инсультов, черепно-мозговых травм, для людей с различными ментальными нарушениями.
Такой обширный спектр нарушений, при которых применение данной системы в качестве АДК эффективно, обусловлен тем, что для начала использования системы не нужны предварительные навыки, такие, как учебное поведение, разделенное внимание, указательный жест, способность различать изображения и т.д. При этом существует возможность модификации карточек, в зависимости от особенных потребностей ученика PECS. Так для ученика с нарушением зрения, изображения на карточках могут быть контрастными и черно-белыми, для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата карточки можно выполнить крупнее, объемнее, для более легкого их захвата.
Система PECS состоит из 6 последовательных этапов. Так сначала ученик осваивает навык просьбы – обмен карточки на желаемый предмет, затем учится быть настойчивым, проявлять инициативу, использовать карточки для составления различных логико-грамматических конструкций (от простого до распространенного предложения), комментировать свои чувства, события настоящего, прошлого, собственных ожиданий и планов.
В процессе освоения данной методики ученик PECS научается таким жизненно необходимыми компетенциями, как навык просьбы, навык отказа и согласия, поиск коммуникативного партнера, комментирование событий, болевых ощущений. Расширение репертуара функциональных коммуникативных действий позволяет ученику быть более уверенным в себе и успешным в различных жизненных ситуациях, учебной деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Методика является научно обоснованной и ее эффективность подтверждается большим количеством международных исследований и публикаций в рецензируемых журналах [4], число которых с каждым годом растет. Помимо непосредственного появления системы коммуникации у ученика, PECS часто способствует увеличению вокальных просьб и снижению частоты эпизодов нежелательного поведения [5], а также является предпосылкой для освоения навыка глобального чтения. Еще одним несомненным плюсом системы PECS является простота в создании и использовании карточек и возможность общения даже с неподготовленными собеседниками (в отличие, например, от жестового языка).
С течением времени активный словарный запас ученика PECS растет, количество используемых карточек в папке увеличивается, процесс изготовления новых карточек становится все более трудоемким, и перед родителями и специалистами встает вопрос о переходе с низкотехнологичной системы коммуникации (личная папка с карточками) к высокотехнологичной (планшетные устройства) [6]. Для использования планшетного устройства необходимо установить на него электронное коммуникативное приложение PECS IV+. Переход на высокотехнологичное устройство имеет ряд условий для освоенных навыков и внешних факторов, без соблюдения которых использование приложения PECS IV+ не только не целесообразно, но и негативно влияет на развитие функциональную коммуникацию ученика.
Обе системы имеют свои достоинства и недостатки, поэтому при использовании АДК PECS на 4 этапе и выше и переходе на планшет, рекомендуется оставлять папку с карточками как запасной вариант, например, на случай поломки устройства.
Методика PECS основывается на личной мотивации и заинтересованности ученика, поэтому ее применение обязано выходить за рамки занятий со специалистами, уроков в школе, распространяясь на любую, в том числе и повседневную, деятельность. Каждый новый день, новое место, событие или человек способны чем-то привлечь ученика, и задача находящегося рядом взрослого помочь ему проявить себя в нужный момент через свои желания.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что данный тип АДК является очень удобным для большинства учеников, их родителей, а также образовательных учреждений в виду простоты изготовления, реализации и эффективности методики.
Подготовила учитель-логопед Марченко А.В.
Литература
- Айвазян, О. О. Коммуникация и речь [Текст] / О. О. Айвазян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. — 2012. — № 3. — С. 123-127.
- Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS: Руководство для педагогов. Москва: Теревинф, 2011. 416 с.
- Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра: сборник статей / ред.-сост. В.Л. Рыскина. Санкт-Петербург: Скифия, 2016. 288 с.
- RESEARCH / [Электронный ресурс] // Pyramid Educational Consultants: [сайт]. — URL: https://pecsusa.com/research/ (дата обращения: 20.11.2023).
- Попова, О. А., Филина, Н. М. Влияние системы альтернативной коммуникации PECS на проявления вокальной речи у детей с аутизмом [Текст] / О. А. Попова, Н. М. Филина // Аутизм и нарушения развития. — 2021. — № S2. — С. 23-39.
- Попова, О. А. Обзор электронного коммуникативного приложения системы альтернативной коммуникации PECS IV+ [Текст] / О. А. Попова // Аутизм и нарушения развития. — 2023. — № 1. — С. 41-48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки для альтернативной коммуникации (PECS)
Карточки на русском языке. Изображение и надпись....
Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ
Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ...
Система альтернативной коммуникации: PECS
Презентация содержит в себе информацию о Системе альтернативной коммуникации (PECS). Представлены: предназначение карточек, их разновидности и этапы работы....
PECS-системакоммуникаций
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности ...
Коррекционно-развивающая работа по альтернативной коммуникации «PECS» (Picture Exchange Communication System) для обучающего с ТМНР
Коррекционно-развивающая работа по альтернативной коммуникации для детей с ТМНР через систему PECS сложный и трудоемкий процесс. Для каждого обучающегося требуется индивидуальный подход и разное колич...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ(практикум по системе PECS)
Основное, чтонеобходимо знать о системеальтернативной коммуникации PECS...
Анализ системы оценки качества образования
Анализ системы оценки качества образования2021-2024 годы...