Самоанализ подгруппового занятия "Дифференциация [С -Ш]
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Занятие разрабатывалось для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_podgruppovogo_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ подгруппового логопедического занятия по теме «Дифференциация [С - Ш]. Связная речь. Тема «Зима».
При планировании данного логопедического занятия мной была поставлена следующая цель: закрепление навыков дифференциации звуков и букв С-Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, которая достигалась путем решения следующих задач:
Коррекционно - образовательные: продолжать учить детей различать звуки [С-Ш] по акустическим и артикуляторным признакам, уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С-Ш], давать характеристику данным звукам, уточнить знания детей о зиме;
Коррекционно - развивающие: развивать устную разговорную речь, умение подбирать слова-признаки к заданному слову, фонематические и психические процессы, зрительное и слуховое внимание;
Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, любви к природе.
Разрабатывая конспект занятия, учитывала речевые заключения детей, особенности психического развития детей младшего школьного возраста школы V вида. На занятии присутствовала подгруппа учащихся (4 человека)1-го класса (второго года обучения), со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над дифференциацией [С - Ш]. Все учащиеся имеют общее недоразвитие речи III уровня. При планировании занятия, учитывала возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей (материал занятия соответствует возрасту учащихся). Тема, цели и задачи занятия соответствует особенностям программного материала, перспективному плану работы, речевому профилю, целевым ориентирам ФГОС. Структура занятия логически выдержана. Весь дидактический материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями ребёнка, отличается своей инновационностью и современностью, что помогало максимально привлечь и распределить внимание ребенка, заинтересовать его, достичь высоких результатов в работе. Были использованы предметные картинки, игры коррекционной направленности, упражнение на развитие звукового анализа слова. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза, обогащению активного словаря прилагательными, развитию связной речи на материале лексической темы «Зима», закреплению знаний ребенка о зиме, признаках зимы, зимней одежде. Особое внимание уделялось развитию основных психических процессов: усидчивости, зрительной памяти, логического и абстрактного мышления. Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался плавный переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Содержание занятия соответствует поставленной цели и задачам, способствует формированию навыков дифференциации звуков и букв С - Ш. На занятии прослеживается межпредметная связь с предметами: ознакомление с окружающим миром, развитие речи и математика. Занятие началось с организационного момента, который позволил настроить учеников на рабочую обстановку в течение всего занятия. На организационном этапе был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено выделить изучаемые звуки в своих именах и фамилиях. Это способствовало психологическому настрою детей на работу и развитию коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между педагогом и детьми. С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика «Сказка о весёлом язычке». Следующим этапом является фонетическая зарядка, которая несет коррекционную направленность. Это одна из форм работы над произносительной стороной устной речи. В содержание зарядки вошли звуки, произнесение которых учащиеся должны держать под контролем, работа над речевым дыханием, отработка словесного и словесно логического ударения, работа над темпом и слитностью речи, закрепление изученных норм орфоэпии. Материал фонетической зарядки подбирался по фонетическому принципу и совпадал с темой урока. Использовала логопедические методы и приемы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
Метод обсуждений изучаемого материала, целью которого является взаимодействие учителя-логопеда с учащимися через беседу , что показало наличие у детей определенного запаса знаний по данной теме.
Метод демонстрации обеспечил эффективное восприятие и осмысление детьми артикуляционных образов звуков при произношении и связь их с буквами и фонетическими знаками. На протяжении всего занятия использовался словесный метод, который позволял контролировать правильность устной разговорной речи.
Эвристический метод использовался в целях постепенного приближения детей к самостоятельному решению проблем. На данном занятии это выбор необходимого звука, правильность его произнесения, что видно на этапе, где учащиеся определяли наличие дифференцируемых звуков в предложениях.
Метод контроля и самоконтроля необходим для отслеживания эффективности в учебно- познавательной деятельности, в устной и письменной работе.
Заключительная часть была краткой и эмоциональной. Цель данного этапа - подвести итоги занятия, вспомнить все моменты, оценить свою работу и речь на занятии. Проведена рефлексия (выбор снежинок), с помощью которой, дети оценили свою работу на занятии.
При введении в тему учащиеся через проблемную ситуацию сами определили тему занятия и озвучили звуки, которые находились в данный момент в работе. Для повышения работоспособности и заинтересованности в течение всего занятия создавала положительную мотивацию. На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Считаю, что создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребенка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались задания, побуждающие их использовать в собственной речи изучаемые звуки. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Считаю, что речь детей была в основном правильной, чёткой, эмоциональной, при неправильном произношении была исправлена мною. В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.
Использовалась смена деятельности, что способствовало заинтересованности детей, активности, устойчивости внимания и поддержанию интереса на протяжении всего занятия. Считаю, что занятие достигло поставленной цели. Программный материал дети усвоили на хорошем уровне.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Знакомство с предлогами"
Логопедическое подгрупповое занятие во 2 классе по теме: знакомство с предлогами....
рабочая программа подгрупповых логопедических занятий для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа составлена в соответствии с программой «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2010 г)....
Конспект подгруппового логопедического занятия
Данный конспект логопедического занятия предназначен для детей с ОНР....
Конспект подгруппового логопедического занятия
Занятие по уточнению представлений о звуке и букве....
Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.
Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"
Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....
Конспект подгруппового занятия "Дифференциация звуков и букв Б-П"
Представленный материал предназначен для проведения подгруппового логопедического занятия с использованием презентации...