Автоматизация звука Р в словосочетаниях и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале представлен конспект  логопедического занятия  в 4 классе (программа 5.2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_15.12.23-4b.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 4 кл.

Тема: Автоматизация звука Р в словосочетаниях и предложениях.

Цель: автоматизирование   произношения  сонорных звуков Р и Рь в словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

  1. Развивать   артикуляционный   праксис; совершенствовать координацию между артикуляционной и общей моториками.
  2. Закреплять произношение звуков Р и Рь в разных единицах речи (слогах, словосочетаниях и предложениях).
  3. Закреплять составление словосочетаний с автоматизирующими звуками (р и рь). способствовать усвоению   согласования   существительных   и  прилагательных  в роде и числе.
  4. Расширять лексическое значение слов (российский и русский) в контексте словосочетаний и предложений.

Оборудование: карточки с прилагательными (российские, российский, российская, росссийское-2 экз.; русские, русский, русская, русское-2экз.; атрибуты -матрешка, российский флаг; картинный материал- дружба между народами, русская пляска, русский народ, русский поэт, российский президент, российский герб.

Ход занятия

  1. Артикуляционная гимнастика:

А) «Щеточка» («Маляр»), «Лошадка», «Футбол».

Б) «Моторы»-ученики выполняют на выдохе вибрацию звуков  Р и Рь, совместно с движениями рук «мельница» -от локтя (в одну сторону, в разные стороны).

    2. Автоматизация звуков Р и Рь в слогах (одновременно на каждый слог ребята шагают и дотрагиваются ладонью до колена, рука противоположная ноге: количество слогов логопед определяет самостоятельно по необходимости!)

РА-ТРА             РА-ДРА

РО-ТРО            РО-ДРО

РЫ-ТРЫ          РЫ-ДРЫ

РЭ-ТРЭ            РЭ-ДРЭ

3.Ведение в тему занятия

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите внимательно, кому могут принадлежать эти атрибуты (матрешка и флаг России). (ответы: матрешка символ русской культуры, флаг – Российский атрибут). Верно, матрешка символ русской культуры и русского народа. Она до сих пор изготавливается как сувенир. А когда-то была задумана как символ достатка и плодородия для страны и русского народа. (МАТЬ). Вспомним где проживал русский народ, как называлось это государство? (Русь). А в каком государстве мы живем сейчас, назовите его? (Россия).

- Ребята, какой частью речи являются слова Русь и Россия? (это слова существительные).

- С какой буквы они пишутся (с заглавной); почему пишем их с заглавной буквы? (это слова обозначают имена собственные).

-Образуйте от слов Русь и Россия имена прилагательные, на какой вопрос они отвечают (какой, какая, какое, какие?) – (русский, российский). Ребята, слова русский и российский пишутся с большой или маленькой буквы? (с маленькой-это слова, обозначающие   имена нарицательные). Как вы понимаете значение слов русский и российский (русский—это то, что относится только к русскому народу и русской культуре, российский-это то, что относится к российскому государству и народам России. Россия –многонациональное государство-много народов).

4. Согласование существительных и прилагательных в роде и числе.

На доске 2 столбика слов (прилагательные и существительные).

Учитель-логопед: Образуйте между столбиками справа и слева   пары слов, то есть словосочетания, подходящие по смыслу и грамматически (род и число). Какие слова существительные подходят к словам-прилагательным:  российский  и  русский?

Российский          гражданство

Российская           флаг, народ

Российское           паспорт

Российские           люди, города

Русские                 песня, железная дорога, команда

Русский                 города

Русская                  язык, танец

Ребята составляют   словосочетания:  российский флаг. российское гражданство, российские железные дороги,  российские города, русский язык, русский танец,  русский народ, русские люди и т.п.

5. Автоматизация звуков Р и Рь в предложениях.

Учитель-логопед: Ребята, прочитайте задание под буквой А. Выполним задание вставив необходимые словосочетания по смыслу из 2 задания.

На карточках у каждого ученика:

А)Прочитайте предложения и вставьте по смыслу пропущенные словосочетания из 1 задания; Б) Определите, являются ли данные предложения текстом, назовите признаки текста.

1)Народный ансамбль «Рябинушка» исполняет __________(русские песни).

2) В  14 лет  подросток может  оформить себе _______________________________ (российский паспорт).

3)Иностранные граждане получают ___________________(российское гражданство).

4) __________________________________ (Российские флаги) украшают города и села во время праздника народного единства.

5) ______________________________ (Русский язык) является национальной гордостью страны 6) В Новогодние праздники  ____________________________ (российские города)  сверкают разноцветными  гирляндами. 7)______________________________ (Русские люди) славятся гостеприимством. 8) _________________(Российская команда) выиграла международное  первенство в соревнованиях по лыжному спорту.

6. Итог занятия

-Что получилось на занятии?

-Где встретили трудности?

- Что  запомнили  нового на занятии?

Домашнее задание: 1) повторить словосочетания и предложения со звуком Р и Рь (пройденные на занятии): 2) подумать и доказать, являются ли данные предложения текстом (вспомнить признаки текста)-задание Б): 3) подобрать поговорки о Родине (2 или 3), подумать об их значении (о чем они говорят, чему учат).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия"Дифференциация [ч]-[щ] в словосочетаниях и предложениях"

На индивидуальном логопедическом занятии проводятся упражнения для развития кинестетических и кинетических движений руки, а также развития зрительного восприятия и мелкой моторики. Речевой материал по...

Дифференциация Ч – Щ в словосочетаниях и предложениях.

Дифференциация Ч – Щ в словосочетаниях и предложениях....

: “Дифференциация звуков [С] – [З] в словах, словосочетаниях и предложениях”

Различение звуков <c>-<з> в словах, словосочетаниях и предложениях....

Автоматизация звука "Ш" в словосочетаниях и предложениях с применением компьютерной технологии "Игры для Тигры"

Применение КТ "Игры для Тигры" и традициооной методики работы по коррекцию звукопроизношения способствует успешному результату....

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».

Цель: Закрепление  правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи:      1.Коррекционно -образовательные:...

Автоматизация Рь в словосочетаниях и предложениях Презентация-Занятие 2 Маковеевой Г.Н.

Полная версия презентации-занятия 2 по автоматизации Рь в словосочетаниях и предложениях доступна по ссылке:   https://yadi.sk/i/qzHsn_YyF9PDPg ...

Комплекс заданий и упражнений для автоматизации твердого звука Р в словах и словосочетаниях и предложениях. Часть III

В презентацию включен материал по автоматизации твердого звука Р с вловах. Составлена на основе речевого материала авторов Богомоловой А.И. и учителя-логопеда Матыкиной И.А.. Подобраны яркие слайды. М...