Автоматизация звука Р в словосочетаниях и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
В материале представлен конспект логопедического занятия в 4 классе (программа 5.2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_15.12.23-4b.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в 4 кл.
Тема: Автоматизация звука Р в словосочетаниях и предложениях.
Цель: автоматизирование произношения сонорных звуков Р и Рь в словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
- Развивать артикуляционный праксис; совершенствовать координацию между артикуляционной и общей моториками.
- Закреплять произношение звуков Р и Рь в разных единицах речи (слогах, словосочетаниях и предложениях).
- Закреплять составление словосочетаний с автоматизирующими звуками (р и рь). способствовать усвоению согласования существительных и прилагательных в роде и числе.
- Расширять лексическое значение слов (российский и русский) в контексте словосочетаний и предложений.
Оборудование: карточки с прилагательными (российские, российский, российская, росссийское-2 экз.; русские, русский, русская, русское-2экз.; атрибуты -матрешка, российский флаг; картинный материал- дружба между народами, русская пляска, русский народ, русский поэт, российский президент, российский герб.
Ход занятия
- Артикуляционная гимнастика:
А) «Щеточка» («Маляр»), «Лошадка», «Футбол».
Б) «Моторы»-ученики выполняют на выдохе вибрацию звуков Р и Рь, совместно с движениями рук «мельница» -от локтя (в одну сторону, в разные стороны).
2. Автоматизация звуков Р и Рь в слогах (одновременно на каждый слог ребята шагают и дотрагиваются ладонью до колена, рука противоположная ноге: количество слогов логопед определяет самостоятельно по необходимости!)
РА-ТРА РА-ДРА
РО-ТРО РО-ДРО
РЫ-ТРЫ РЫ-ДРЫ
РЭ-ТРЭ РЭ-ДРЭ
3.Ведение в тему занятия
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите внимательно, кому могут принадлежать эти атрибуты (матрешка и флаг России). (ответы: матрешка символ русской культуры, флаг – Российский атрибут). Верно, матрешка символ русской культуры и русского народа. Она до сих пор изготавливается как сувенир. А когда-то была задумана как символ достатка и плодородия для страны и русского народа. (МАТЬ). Вспомним где проживал русский народ, как называлось это государство? (Русь). А в каком государстве мы живем сейчас, назовите его? (Россия).
- Ребята, какой частью речи являются слова Русь и Россия? (это слова существительные).
- С какой буквы они пишутся (с заглавной); почему пишем их с заглавной буквы? (это слова обозначают имена собственные).
-Образуйте от слов Русь и Россия имена прилагательные, на какой вопрос они отвечают (какой, какая, какое, какие?) – (русский, российский). Ребята, слова русский и российский пишутся с большой или маленькой буквы? (с маленькой-это слова, обозначающие имена нарицательные). Как вы понимаете значение слов русский и российский (русский—это то, что относится только к русскому народу и русской культуре, российский-это то, что относится к российскому государству и народам России. Россия –многонациональное государство-много народов).
4. Согласование существительных и прилагательных в роде и числе.
На доске 2 столбика слов (прилагательные и существительные).
Учитель-логопед: Образуйте между столбиками справа и слева пары слов, то есть словосочетания, подходящие по смыслу и грамматически (род и число). Какие слова существительные подходят к словам-прилагательным: российский и русский?
Российский гражданство
Российская флаг, народ
Российское паспорт
Российские люди, города
Русские песня, железная дорога, команда
Русский города
Русская язык, танец
Ребята составляют словосочетания: российский флаг. российское гражданство, российские железные дороги, российские города, русский язык, русский танец, русский народ, русские люди и т.п.
5. Автоматизация звуков Р и Рь в предложениях.
Учитель-логопед: Ребята, прочитайте задание под буквой А. Выполним задание вставив необходимые словосочетания по смыслу из 2 задания.
На карточках у каждого ученика:
А)Прочитайте предложения и вставьте по смыслу пропущенные словосочетания из 1 задания; Б) Определите, являются ли данные предложения текстом, назовите признаки текста.
1)Народный ансамбль «Рябинушка» исполняет __________(русские песни).
2) В 14 лет подросток может оформить себе _______________________________ (российский паспорт).
3)Иностранные граждане получают ___________________(российское гражданство).
4) __________________________________ (Российские флаги) украшают города и села во время праздника народного единства.
5) ______________________________ (Русский язык) является национальной гордостью страны 6) В Новогодние праздники ____________________________ (российские города) сверкают разноцветными гирляндами. 7)______________________________ (Русские люди) славятся гостеприимством. 8) _________________(Российская команда) выиграла международное первенство в соревнованиях по лыжному спорту.
6. Итог занятия
-Что получилось на занятии?
-Где встретили трудности?
- Что запомнили нового на занятии?
Домашнее задание: 1) повторить словосочетания и предложения со звуком Р и Рь (пройденные на занятии): 2) подумать и доказать, являются ли данные предложения текстом (вспомнить признаки текста)-задание Б): 3) подобрать поговорки о Родине (2 или 3), подумать об их значении (о чем они говорят, чему учат).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия"Дифференциация [ч]-[щ] в словосочетаниях и предложениях"
На индивидуальном логопедическом занятии проводятся упражнения для развития кинестетических и кинетических движений руки, а также развития зрительного восприятия и мелкой моторики. Речевой материал по...
Дифференциация Ч – Щ в словосочетаниях и предложениях.
Дифференциация Ч – Щ в словосочетаниях и предложениях....
: “Дифференциация звуков [С] – [З] в словах, словосочетаниях и предложениях”
Различение звуков <c>-<з> в словах, словосочетаниях и предложениях....
Автоматизация звука "Ш" в словосочетаниях и предложениях с применением компьютерной технологии "Игры для Тигры"
Применение КТ "Игры для Тигры" и традициооной методики работы по коррекцию звукопроизношения способствует успешному результату....
Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи: 1.Коррекционно -образовательные:...
Автоматизация Рь в словосочетаниях и предложениях Презентация-Занятие 2 Маковеевой Г.Н.
Полная версия презентации-занятия 2 по автоматизации Рь в словосочетаниях и предложениях доступна по ссылке: https://yadi.sk/i/qzHsn_YyF9PDPg ...
Комплекс заданий и упражнений для автоматизации твердого звука Р в словах и словосочетаниях и предложениях. Часть III
В презентацию включен материал по автоматизации твердого звука Р с вловах. Составлена на основе речевого материала авторов Богомоловой А.И. и учителя-логопеда Матыкиной И.А.. Подобраны яркие слайды. М...