Логопедический проект «В страну Чистоговорок»
проект по логопедии (1 класс)

Юлия Александровна Орлова

Проект «В страну Чистоговорок» носит открытый характер: проанализировав традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы, опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, мною запланирована работа по развитию творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через творческую деятельность - словотворчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chistogovorki.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект

«В страну Чистоговорок»

   Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования школьника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации совместных детских проектов в практику работы учителя-логопеда.

Все стороны речи можно развивать с помощью чистоговорок. Их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие  языкового чутья.  В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение.  Современные родители мало времени уделяют своим детям и не замечают их словотворчества, а хотелось бы, чтобы, обратив внимание на речь ребенка, взрослые заинтересовались ею и продолжали работу самостоятельно. 

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям . Проект рассчитан на детей 1 класса, посещающих логопедические занятия. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в период развития и формирования речи школьников в условиях логопедического пункта.

Проект «В страну Чистоговорок» носит открытый характер: проанализировав традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы, опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, мною запланирована работа по развитию творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через творческую деятельность - словотворчество.

Целью моего проекта было развить речь и сформировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

Задачи: - Привлечение интереса и внимания ребенка к сочинению чистоговорок. 

  • Развитие фонематического слуха и восприятия у детей. 
  • Развитие умения подбирать к слову рифму, способствовать словотворчеству детей (развивать образность речи).
  • Закрепление произношения поставленных звуков.
  • Привлечение внимания родителей к работе по развитию стихотворного творчества у детей. 
  • Привлечение детей к созданию дидактических игр и речевого материала для автоматизации звуков в речи.

По мере усвоения детьми правильной артикуляции звуков, звуки автоматизировались в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, в связной речи.

Проходя этап автоматизации звуков в чистоговорках, речевой материал не просто проговаривался. Детям предлагалось самим придумать чистоговорки, сначала способом договаривания (са-са-са – села на цветок … (оса)), а затем и самостоятельно. Так же дети рисовали и лепили из пластилина сюжеты к придуманным чистоговоркам.

Чистоговорки пропевались детьми на музыкальной образовательной деятельности, сопровождались движениями, логоритмическими упражнениями.

Данная деятельность по автоматизации звуков и развитию словотворчество детей занимательна, интересна детям, и дает положительный результат в коррекции речи.

Помимо выполнения заданий в школе, детям  было предложено сочинить и нарисовать иллюстрации к чистоговоркам дома.

Ожидаемые результаты:

У детей

  • Овладение навыками выразительной, правильной речи.
  • Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через творческую деятельность.

Ресурсы реализации проекта

Учебно-методические:

Фонды методического и логопедического кабинетов:

  • библиотека;
  • игротека;
  • аудиотека;
  • фонотека.

Материально – технические:

  • Предметно-развивающая среда логопедического кабинета, организованная в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей с нарушениями речи.
  • Информационные ресурсы: кабинет коррекции оснащен компьютером с доступом к сети Интернет, принтером.

В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и педагога, направленное на общее и речевое развитие школьников:

  • формирование фонетической стороны речи;
  • активизация воображения и словотворчества;   
  • психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;
  • развитие педагогической компетентности родителей;
  • использование данной деятельности на логопедических занятиях  превращает обычную коррекционную работу в увлекательную игру.

Проведение данного проекта по сочинению и проговариванию чистоговорок благотворно сказалось на динамике развития звукопроизношения у детей с нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект "Родственные слова"

Творческо-исследовательский проект, направлен на формирование у детей словообразовательных навыков,на совершенствование устной речи будущих школьников, способствует первоначальному ознакомлению ребёнк...

Логопедический проект "Родственные слова"

Творческо-исследовательский проект, направлен на формирование у детей словообразовательных навыков,на совершенствование устной речи будущих школьников, способствует первоначальному ознакомлению ребёнк...

Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)

представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....

Логопедический проект "Учимся произносить звуки правильно"

Логопедический проект "Учимся произносить звуки правильно"Направленность: логопедический проект направлен на коррекцию звукопроизношения обучающихся  и повышение родительской компетентности ...

Презентация инновационного логопедического проекта на тему: "Развитие связной речи с помощью сказок" ( 1 класс ).

Презентация " Развитие связной речи с помощью сказок" подготовлен как итог проектной деятельности с учениками первых классов....

Логопедическая викторина "В стране красивой речи"

Викторина предназначена для учащихся 2 классов....

Технологическая карта к логопедическому занятию "Моя страна. Односложные и двусложные слова"

В материале представлена презентация и технологическая карта логопедического занятия "Моя страна. Односложные и двусложные слова"....