Логопедический проект «От звука к слову»
проект по логопедии

Юлия Александровна Орлова

Цель проектасоздать условия для успешного формирования фонетико-фонематических представлений слова у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи проекта:

  • провести анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования;
  • проанализировать и подобрать диагностический инструментарий оценки особенностей развития фонетико-фонематических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • развивать  фонематическое восприятие;
  • развивать слуховые дифференцировки на уровне: звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • активизировать и обогащать словарный запас.
  • повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей.  
  • раскрыть значимость формирования фонетико-фонематических представлений для дальнейшего обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_proekt_ot_zvuka_k_slovu_.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект «От звука к слову» проводился с 01.02.2023 г.-26.05.2023 г» на базе ОГКОУ «Приволжской школы-интерната» с целью теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность логопедической работы, направленной на формирование фонетико-фонематических представлений у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи с помощью специально разработанного комплекса логопедических игр и упражнений.

Актуальность проекта. 

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению.

Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Известно, что основными функциями речи являются:

  • коммуникативная;
  • обобщающая;
  • регулирующая.

Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека.

В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребёнка способности подчинять своё действие речевой инструкции взрослого.

Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения,- одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно.

В семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые. С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух - и недостатки речи обнаруживаются очень скоро.

Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Важным условием эффективного освоения навыков чтения и письма служит определённый (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов (А. Н. Гвоздев, Л. Е. Дурова, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Е. Ф. Соботович, Д. Б. Эльконин, Н. Х. Швачкин и др.). Анализируя фонематические процессы, следует различать в них три аспекта: фонематическое восприятие, фонематические представления, навыки фонематического анализа и синтеза. Если первая из перечисленных функций формируется у ребёнка спонтанно, без направленного обучения, то последние две нуждаются в нём. Поэтому педагогу необходимо проводить нацеленную работу по развитию фонематического слуха и совершенствованию произносительных возможностей у обучающихся.

Проект «От звука к слову» направлен на создание оптимальных условий для организации последовательной и систематической работы в этом направлении. Изучая методическую литературу, анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, мы пришли к выводу, что через игру у детей младшего школьного возраста развитие речи происходит быстрее потому, что в этом возрасте, игра является основным видом деятельности.

Выбранная тема актуальна и тесно переплетена с темой магистерской диссертации: «Формирование фонетико-фонематических представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи».

Участники проекта: дети младшего школьного возраста, учитель-логопед, родители, педагоги школы.

Сроки реализации проекта: среднесрочный, 4 месяца (февраль 2023 г.- май 2023 г.).

Вид проекта: коррекционно - развивающий.

Идея проекта «От звука к слову»

Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Гипотеза проекта: мы предполагаем, что использование в логопедической работе специально разработанного комплекса логопедических игр и упражнений, позволит положительно повлиять на формирование фонетико-фонематических представлений детей младшего школьного возраста школы VIII вида с тяжелыми нарушениями речи.

Цель проекта: создать условия для успешного формирования фонетико-фонематических представлений слова у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи проекта: 

  • провести анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования;
  • проанализировать и подобрать диагностический инструментарий оценки особенностей развития фонетико-фонематических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • развивать  фонематическое восприятие;
  • развивать слуховые дифференцировки на уровне: звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • активизировать и обогащать словарный запас.
  • повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей.  
  • раскрыть значимость формирования фонетико-фонематических представлений для дальнейшего обучения в школе.

Основные принципы, реализуемые в работе  в рамках логопедического проекта «От звука к слову»:

  • принцип развивающего образования;
  • принцип научной обоснованности и практической применяемости;
  • принцип единства обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной целей и задач процесса образования детей младшего школьного возсратса;
  • принцип индивидуально дифференцированного подхода к детям;
  • принцип гармоничности образования.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап (сентябрь).
  1. Определение целей и задач проектной деятельности.  
  2. Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
  3. Проведение диагностики уровня развития фонетико-фонематических представлений.
  4. Создание наглядно-дидактического материала.  
  5. Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.  
  6. Составление плана основного этапа.
  7. Разработка занятий, заданий и упражнений по теме проекта.
  1. Основной этап (октябрь – декабрь)

Цель: апробирование на практике коррекционно-развивающей работы по коррекции фонетико-фонематических представлений у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

  1. Создание методической копилки.
  2. Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
  3. Подготовка консультаций для родителей и педагогов.

Сроки

Задачи

Методические приемы

Оформление результатов

Октябрь

Развитие фонематического восприятия:

- узнавание неречевых звуков;

- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов и фраз;

- различение слов, близких по звуковому составу;

- дифференциация слогов;

- дифференциация фонем.

Упражнения, дидактические игры

Узнавание неречевых звуков: упражнение «Ну-ка прислушайся», «Кто что услышит», упражнение «Что за шум?», «Шумящие коробочки», «Звуковые цилиндры», упражнение «Где позвонили?», упражнение «Поищи!», упражнение «Где колокольчик?» , упражнение «Недовольный Коля» или «Грустный гномик», упражнение «Солнце и дождик», упражнение «Ритмическое эхо», упражнение «Различаем твердые и мягкие согласные».

Различение высоты, силы, тембра голоса: упражнение «Угадай по голосу!», упражнении «Громко-тихо», «Далеко – близко», «Угадай, кто кричит», «К кому пришел?», упражнение «Угадай, как надо делать», упражнение «Кот и мыши», упражнение «Сказочные голоса», упражнение «Скажи, как я», упражнение «Лягушки», упражнение «Улиточка.

Различение слов близких по звуковому составу: упражнение «Незнайка запутался», упражнение «Продолжи стихи», упражнение «Подбери похожие слова», упражнение «Не ошибись», упражнение «Будь внимателен», упражнение «Подбери по звучанию», упражнение «Что мог бы нарисовать художник?», упражнение «Найди себе пару», упражнение «Найди звук», упражнение «Сравни», упражнение «Лишнее слово».

Дифференциация слогов: упражнение «Эхо», упражнение «Телефон» , упражнение «Какой отличается?», упражнение «Бабочка», упражнение «Медвежонок», упражнение «Малыш», упражнение «Повтори за мной».

Дифференциация фонем упражнение «Какой звук есть во всех словах?», упражнение «Общий звук», упражнение «Поймайте звук», упражнение «Подними сигнал», упражнение «Узнавай-ка», «Звуки-буквы», упражнение «Сигнальщики», упражнение «Внимательные ушки», упражнение «Придумай слово», упражнение «Разложи правильно картинки», упражнение «Картинка-помощница», упражнение «Подарим подарки Соне (со звуком [с]) и Захару (со звуком [з])», упражнение «Наоборот», упражнение «Чудо-дерево», упражнение «Помоги Незнайке», упражнение «Живые звуки», упражнение «Грузовик».

Ноябрь

Развитие фонематических представлений:

–развивать фонематические представления;

– уточнять  и расширять лексический  запас слов;

–овладеть грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постигать смысл и многозначность слов;

– развивать  слуховое  внимание и зрительную память.

Упражнения, дидактические игры, использование наглядного материала, игровые задания, логопедические занятия.

В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрировался, а если предъявлялся, то только после называния слов детьми.

Проводились упражнения на развитие слухового внимания.

Например, ка – каша, канал; бу – букет, буря; да – награда, помада.

Далее учили детей  различать твердые и мягкие согласные. Например, угол – уголь, кони – конь, стал – сталь.

Задание «Звуковая цепочка». Детям предлагалось подобрать картинки, начинающиеся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово. Далее учили детей самостоятельно находить слова с определенными звуками, находящимися в конце или в начале слова.

Задание «Найди слово». В нем дети должны были разложить картинки на группы, по наличию звуков. В одну стопку со звуком [с] в начале, в другую со звуком [н] в конце слова.

На  занятии использовались слова, включающие одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда, пища и т.д.), что способствовало развитию логической памяти. Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе велась работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы предъявлялись таким образом, чтобы дети повторяли одно и то же слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками. Например, «У меня в руках…» (кукла); «У … длинные волосы» (куклы).

Декабрь

Развитие фонематического анализа и синтеза:

- узнавать и выделять гласный (согласный) звук из ряда других звуков;

- узнавать и выделять слог с определенным звуком;

- узнавать и выделять из ряда слов слова с определенным звуком;

- называть первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец);

- определять последовательность, количество и местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Упражнения, дидактические игры

Узнавание и выделение гласного из ряда других: упражнение «Глухой – звонкий», упражнение «Поймай звук», упражнение «Найди звук».

Выделение слога с определенным звком: упражнение «Хлопки», упражнение «Угадай звук», упражнение «Разноцветные мячики», упражнение «Наоборот».

Выделение слов с определенным звуком: упражнение «Выдели слово», упражнение «Утки и окуни», упражнение «Дружные звуки», упражнение «Куклы заблудились», упражнение «Сколько слов со звуком Ш?», упражнение «Магазин», упражнение «Поймай звук», упражнение «Кто больше?».

Определение местоположения звука в слове: упражнение «Ушки на макушке», Упражнение «Найди и определи», упражнение «Отбери картинки», упражнение «Выделяй», Упражнение «Послушай и назови», упражнение «Чудесный мешочек», упражнение «Подумай, не торопись», упражнение «Четвертый лишний», упражнение «Цепочка», Упражнение «Покажи на светофоре», упражнение «Подумай и разложи», упражнение «Веселый поезд», упражнение «Разноцветные корзинки», упражнение «Где спрятался звук?», упражнение «Волшебное дерево», упражнение «Парочки», упражнение «Цепочка», упражнение «Определи место звука в слове».

Последовательность, количество  местоположение звука в слове: упражнение «Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки», упражнение «Звуковая линейка», упражнение «Цифровой ряд», упражнение «Пирамида», упражнение «Угадай-ка», упражнение «Волшебные слова», упражнение «Подбери имена», упражнение «Телеграфисты», упражнение «Поймай звук», упражнение «Волшебный домик», упражнение «Слушай и определяй», упражнение «Звуковая птичка».

Работа с педагогами:

  1. Консультация для педагогов МСШИ «Этапы формирования фонематических процессов в обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи».
  2. Консультация-собеседование для педагогов МСШИ «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в работе по развитию речи с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

 Работа с родителями: 

  1. Консультация для родителей «Что такое дисграфия и дислалия?».
  2. Индивидуальные консультации по вопросам речевого развития и формирования фонетико-фонематических представлений у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
  3. Предоставить возможность для родителей получить практические материалы (памятка «Для Вас, родители!»).
  4. Совместное изготовление пособий.
  1. Заключительный этап (январь).
  1. Диагностика речевого развития детей, выявление уровня сформированности фонетико-фонематических представлений после проведения коррекционно-логопедической работы.
  2. Анализ результатов работы по формированию фонетико-фонематических представлений у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
  3. Проверка эффективности реализации проекта.

Последовательность и систематичность работы дали свои результаты.

Система организации и контроля за выполнением проекта осуществляется зам. директора по УВР и учителем-логопедом ГБОУ «МСШИ №35».

Ожидаемые результаты:

для педагогов:

  • повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
  • удовлетворенность работой;
  • создание методического кейса по проблеме формирования фонетико-фонематических представлений у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи; у детей младшего дошкольного возраста;
  • пополнение и обогащение предметно-развивающей логопедического кабинета;
  • упрочнение контактов с семьями воспитанников, выработка системы единых требований и подходов во взаимодействии с детьми.

для детей:

  • максимально возможная компенсация нарушений звуковой культуры речи и фонетико-фонематического восприятия;
  • совершенствование слуховых дифференциаций;
  • овладение детьми навыками звукового анализа и синтеза при помощи специально подобранных логопедических занятий, заданий и упражнений;
  • повышение интереса детей к логопедическим занятиям;
  • повышение «культуры» родителей по теме проекта.

для родителей:

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений;
  • укрепление партнерских связей между детским садом и семьёй.

В результате проведения логопедического проекта «От звука к слову» у детей можно отметить положительную динамику в  развитии  фонетико-фонематических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для младших школьников "Слова, обозначающие признак предмета. Шипящие звуки."

Конспект урока для логопедических занятий. Игровая форма работы с учащимися....

Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [ ч ] в словах и предложениях".

Занятие направленное на автоматизацию звука [ ч ] в словах и предложениях....

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков с-з в слогах и словах"

Занятие предназначено для работы с группой или подгруппой учащихся младшего школьного возраста коррекционной школы.Все части занятия взаимосвязаны, задания подобраны с учетом возможностей учащихся дан...

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков Г-К в слогах и словах"

Занятие предназначено для работы с учениками младшего школьного возраста  коррекционной школы. Уточняется артикуляционный уклад дифференцируемых звуков, дается их характеристика. Звуки отрабатыва...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков п и б в словах."

Конспект индивидуального логопедического занятия  "Дифференциация звуков п и б в словах."...

Логопедический проект "Учимся произносить звуки правильно"

Логопедический проект "Учимся произносить звуки правильно"Направленность: логопедический проект направлен на коррекцию звукопроизношения обучающихся  и повышение родительской компетентности ...